Пятый этап развития финансов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:49, реферат

Описание

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII— XV вв.1 Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Работа состоит из  1 файл

Введение по финансам.docx

— 49.94 Кб (Скачать документ)

    Предприятия, испытывающие дефицит оборотных  средств, сворачивали производство. Нарушались хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Дефицит платежных средств коснулся как безналичного, так и наличного оборота. Это стало результатом неадекватного роста доходов отдельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда и падению уровня жизни населения.

    В целом за 1992 г. реальные денежные доходы населения составили менее половины от уровня предыдущего года. Сбережения равнялись 5,3% денежных доходов.

    В 1992 г. Центральный банк РФ (ЦБ) выделял  коммерческим банкам кредитные ресурсы  для предоставления по заявкам государственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств. Правительству РФ была открыта Центральным банком РФ специальная кредитная линия для нормализации платежей в народном хозяйстве и финансирования бюджетного дефицита. Банкам было разрешено открывать друг у друга корреспондентские счета и организовывать клиринговые учреждения. Однако расчеты с контрагентами, расположенными в странах СНГ, могли осуществляться только через корреспондентские счета в ЦБ. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, или ограниченно конвертируемых валют.

    2. В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.

    В середине 1993 г. начал развиваться  рынок государственных долговых обязательств, используемых для неэмиссионного покрытия дефицита бюджета. За полгода объем размещаемых на аукционе государственных краткосрочных облигаций возрос с 1 до 130 млрд. руб. На вторичных торгах на Московской межбанковской валютной бирже за торговую сессию осуществлялось операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) на сумму до 40 млрд. руб. Стоимостной объем заявок на аукционе, как правило, превышал объем выпуска ГКО, что стимулировало рост цен на вторичных торгах.

    Нерешенной  оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный  прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской - 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.

    С 1993 г. меняется структура капитальных  вложений по источникам финансирования. Так, доля централизованных источников, в том числе федерального и местных бюджетов, составила 33%, а собственных средств предприятий - 59%.

    За 1993 г. возросла задолженность бюджета  перед предприятиями.

    3. Погашение государственного долга  в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.

    Проводимая  в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.

    4. Финансовая и денежно-кредитная  политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.

    С точки зрения образования доходов  произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП  в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда - 30%.

    Темпы падения реальных инвестиций значительно  сократились и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства.

    Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового  положения предприятий, отсутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем государственного финансирования. Объем производственного инвестирования в 1995 г. составил 26-27% к уровню 1991 г.

    В 1995 г. имела место дальнейшая децентрализация  источников финансирования капитальных вложений. Удельный вес бюджетных средств, направленных на финансирование капитальных вложений, сократился с 26% в 1994 г. до 23% в 1995 г. На долю предприятий, организаций негосударственного сектора приходилось 67% от общего объема капитальных вложений.

    Несвоевременное и неполное выделение финансовых ресурсов, недостаток собственных средств у застройщиков привели к низкому уровню выполнения федеральной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных объектов. Из 206 пусковых производственных объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, принято в эксплуатацию только 38.

    О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетельствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. Изменение средневзвешенной ставки по однодневным межбанковским кредитам на московском рынке составило 754,1% (с 822,7% до 68,6%), средневзвешенной ставки доходности ГКО со сроком погашения до 90 дней 193,8% (с 355,8 до 162%), депозитной ставки Сбербанка РФ по срочному вкладу 55,6% (со 125,2% до 69,6%), средневзвешенной ставки по кредитам предприятиям сроком до 1 года на региональных рынках 161,4% (с 386,3 до 224,9%).

    В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были проведены аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии.

    В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях концентрации собственности в центральных компаниях.

    В этом же году был принят Федеральный  закон «О соглашениях о разделе продукции», определивший отношения в области недропользования. и инвестиционной деятельности, установивший правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Таким образом, были законодательно оформлены отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определены основные правовые условия таких соглашений.

    5. 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.

    Удельный  вес предприятий негосударственного сектора составил на конец 1996 г. 83%. Установилась перераспределительная основа структурных изменений, связанная с перетоком материальных, трудовых и финансовых ресурсов в наиболее прибыльные отрасли предпринимательской деятельности.

    Структурные изменения проходили в условиях низкой инвестиционной активности.

    В денежно-кредитной сфере наблюдалось  снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.

    Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе  в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удельный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%.

    Были  приняты меры по либерализации кредитной  политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками  «валютного коридора». Активно функционировал межбанковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продолжалась долларизация экономики. Средства предприятий, организаций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%.

    В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности по отраслям. В 1995 г. в электроэнергетике и строительстве дебиторская задолженность была выше, чем кредиторская, а к концу 1996 г. все отрасли являлись потенциальными должниками. В течение 1996 г. дебиторская задолженность росла более медленными темпами, чем кредиторская, что и привело к превышению кредиторской задолженности над дебиторской. В сельском хозяйстве кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,6 раза, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - в 1,2 раза.

    В 1996 г. более активно применялся в  денежном обороте вексель. На 1 января 1996 г. в обращении находилось векселей, обеспечивающих задолженность покупателей, на сумму 3 трлн. руб., а на конец года - в 2,7 раза больше. Однако отсутствие практики учета векселей коммерческими банками и их переучета в ЦБ РФ негативно влияли на их обращение.

    В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задолженности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.

    В целях улучшения финансового  состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что  предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности.

    Было  отменено взимание пеней с задолженности  предприятий по налогам перед федеральным бюджетом.

    Организациям, обладающим правом на выпуск облигационных займов и имеющим непогашенную задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставлялась возможность осуществить эмиссию облигаций, обеспеченных залогом их имущества или обязательствами третьих лиц. Было дано разрешение Минфину РФ принимать эти облигации в зачет части задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с их реализацией на фондовом рынке.

    В целях реструктуризации задолженности  федерального бюджета перед бюджетами  субъектов РФ была разрешена передача субъектам РФ находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации. Правительство РФ по согласованию с субъектами РФ проводило зачет стоимости этих акций как поступлений средств от приватизации и расходов федерального бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам в объеме, установленном в федеральном бюджете.

    В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию  государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены:

    • контроль за полным и своевременным  поступлением всех видов государственных  доходов, страховых взносов в  Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;

    • контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

    В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы.

    Основные  задачи Комиссии: контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей; разработка мер по обеспечению взимания налогов  и других обязательных платежей в  полном объеме; обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых  и таможенных органов, а также органов налоговой полиции; контроль за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Пятый этап развития финансов в России