Расходы бюджета на образование, их планирование и финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Описание

Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне-специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

Содержание

Введение.
1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь, источники ее финансирования.
2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание организаций образования.
3. Совершенствование механизма финансирования образования в современных условиях.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

РАБОТА доработка 2.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, определяется путем деления годовых плановых назначений по параграфу 209 «Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования» функциональной классификации расходов по параграфам на плановый среднегодовой контингент учащихся соответствующих учреждений образования.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, определяется путем деления годовых плановых назначений по параграфу 215 «Учреждения внешкольного воспитания и обучения» функциональной классификации расходов по параграфам в части расходов на содержание названных учреждений, подчиненных государственным органам управления образованием, на плановый среднегодовой контингент обучающихся в соответствующих учреждениях образования.

Государственные социальные стандарты, установленные в денежном выражении, по региону не должны быть ниже соответствующих государственных социальных стандартов, утвержденных Правительством Республики Беларусь.

В расчете норматива бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание одного учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, учитываются расходы, предусмотренные на проведение централизованных мероприятий по региону по параграфу 918 «Централизованные расходы и мероприятия» функциональной классификации расходов по параграфам.

В расчете нормативов учитываются расходы на реализацию бюджетных программ.

Среднегодовые нормативы за отчетный период текущего финансового года определяются как средневзвешенные величины.

Пример. Норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении с января по июнь 2006 года составлял 1300 тыс. руб., с июня 2006 года – 1710 тыс. руб.

За 2006 год норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении составит 1437 тыс. руб.:

 

1300 x 8 + 1710 x 4

------------------- = 1437

               12

 

Выполнение нормативов государственных социальных стандартов в области образования определяется путем деления в течение календарного года годовых уточненных плановых назначений по состоянию на дату отчета на плановый среднегодовой контингент обучающихся (детей);

по итогам года – кассовых расходов на фактический среднегодовой контингент обучающихся (детей).

Отчеты о выполнении нормативов на уровне района (города) представляются в соответствующие управления образования облисполкомов (комитет по образованию Минского горисполкома), на основании которых составляются сводные отчеты по области и городу Минску.

Основные показатели, характеризующие объем расходов в Республике Беларусь приведены в таблице 1.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

2009

 

2008

 

2007

Абсолютное значение (тыс. рублей)

Темп роста

Абсолютное значение (тыс. рублей)

Темп роста

Абсолютное значение (тыс. рублей)

1 774 759 409

0,53

1 157 326 639

0,15

1 004 273 451

Дошкольное образование

14 700 270

-0,49

29 085 892

0,15

25 221 498

Общее среднее образование                                       

44 345 810

1,43

18 239 147

0,29

14 186 086

Профессионально-техническое образование                         

28 882 586

1,49

11 594 528

0,21

9 569 868

Среднее специальное образование                                

387 481 297

0,38

280 969 324

0,16

242 960 169

Высшее и послевузовское образование                           

1 156 599 104

0,61

716 176 161

0,14

627 739 195

Повышение квалификации и переподготовка кадров                  

71 295 348

0,63

43 624 240

-0,87

327 739 195

Внешкольное воспитание и обучение                               

26 836 954

0,75

15 317 100

0,23

12 428 299

Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования

20 045 640

0,31

15 294 796

33,60

442 000

Другие вопросы в области образования                            

24 572 400

-0,09

27 025 451

-0,21

34 420 228

 

Анализируя данные, приведенные в таблице 1 можно сделать вывод о том, что наиболее финансируемым направлением образования в Республике Беларусь является деятельность, направленная на изучение и развитие прикладных научных исследований, научно-технических программ и проектов в области образования. Так, за период 2007-2009 года совокупный темп роста финансировании на данный вид деятельности составил 453,5 %.

Наихудшие показатели по объемам финансирования занимает дошкольное образование, где за период 2008-2009 года объемы реального финансирования уменьшились на 49 % или на 14 385 622 тысяч белорусских рублей.

Если брать общие объемы финансирования, направляемые в Республике Беларусь, то можно выделить положительную тенденцию, проявляющуюся в постоянном увеличении объемов финансирования. Так, за 2007 год на образование из бюджета было направлено 1 004 273 451 тысяч белорусских рублей, то уже в 2009 году – 1 774 759 409 тысяч белорусских рублей.


3. Совершенствование механизма финансирования образования в современных условиях.

 

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально–экономической политики Правительства Республики Беларусь, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Республики Беларусь правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности белорусских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.

Ведущими направлениями оптимизации сети государственных образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия федеральных и региональных органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов [2, стр. 102].

Реализация этих целей и задач, предполагает осуществление следующих основных мер:

1. Перераспределение ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти.

Преобразование государственных образовательных организаций в другие, организационно–правовые формы, даст новый импульс к развитию этих организаций на основе привлечения к управлению заинтересованных крупных структур работодателей, расширения объемов образовательных услуг, финансируемых из внебюджетных источников.

2. Создание системы ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов.

Необходимо осуществить концентрацию эффективных образовательных ресурсов, способных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

В среднесрочной перспективе будут определены ведущие вузы и университетские комплексы на их базе, а также исследовательские университеты в соответствии с разработанными критериями.

Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в университетских комплексах и ведущих вузах станет глубокая структурная и программная интеграция образования и науки.

В состав этих структур, наряду с лучшими образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, войдут профильные научные и научно–производственные организации, что обеспечит интеграцию науки и образования в деятельности университетов, создаст условия для прохождения студентами научных и научно–производственных практик, обеспечит благоприятные условия для реализации крупных исследовательских программ.

Предусматривается возможность укрепления имущественных комплексов ведущих университетов (университетских комплексов) и исследовательских университетов за счет передачи им имущества государственных образовательных организаций, ликвидированных в силу их неэффективности.

В целом, увеличение доли образовательных услуг, предоставляемых университетскими комплексами и исследовательскими университетами будет способствовать повышению качества белорусского высшего образования и его прозрачности для потребителей и инвесторов. Новые организационно–правовые формы этих организаций позволят эффективно сочетать государственную поддержку с внутренними стимулами к развитию [2, стр. 123].

3. Будут сохранены и получат дальнейшее развитие государственные образовательные организации, обладающие выдающимися достижениями в определенных секторах образования, имеющие известность в стране и в мире научно-педагогические школы, уникальные исследовательские и учебные комплексы. В зависимости от специфики образовательной деятельности, способности привлекать внебюджетные источники финансирования, такого рода государственные образовательные организации будут сохранять свой статус или преобразованы в автономные учреждения. При этом будет осуществлена их интеграция с профильными научными учреждениями.

4. Укрепление региональных и межрегиональных образовательных систем.

В условиях низкой миграционной активности населения принципиальное значение для общей эффективности образования, повышения доступности качественного образования для потребителей, имеет фактор регионализации при сохранении единого национального образовательного пространства. В среднесрочной перспективе основной объем качественных образовательных услуг стандартной номенклатуры будет доступен гражданам в границах своего или одного из близлежащих регионов. Сокращение участия государства и усиление роли региональных органов государственной власти, муниципалитетов в управлении государственными образовательными организациями выступает стратегическим фактором модернизации белорусского образования.

Республика Беларусь сохранит свое участие в управлении государственными образовательными организациями высшего профессионального образования, имеющими системообразующее значение для региональных образовательных систем, обеспечивая тем самым их устойчивость и потенциал развития. Основную роль в управлении этими организациями будут играть структуры государственно – общественного управления на региональном и местном уровне, заинтересованные корпорации и союзы работодателей. Такой подход обеспечит более целенаправленную трансформацию и интеграцию региональной образовательной сети с учетом реальных потребностей территориальных рынков труда и образовательных запросов потребителей.

5. Опережающая реструктуризация и развитие практикоориентированного сектора образования, включающего образовательные организации всех типов и видов, осуществляющих подготовку кадров для реальной экономики.

Развитие практикоориентированного сектора начального, среднего и высшего профессионального образования является фундаментальной частью образовательной политики государства и преследует две основные цели: обеспечить готовность всех граждан, и прежде всего молодежи, к занятости в условиях новой экономики, а также создать предпосылки для обучения на протяжении всей жизни.

Будут приняты меры и приняты необходимые нормативно-правовые акты для глубокой интеграции практикоориентированного образования и рыночных государственно–общественных структур, сформирована системы социального партнерства в этом секторе образования, опирающаяся на специальное законодательство и механизмы управления и финансирования образовательных организаций на основе достигнутых результатов [2, стр. 136].

6. Развитие системы непрерывного профессионального образования.

Динамика состояния трудовых ресурсов Республики Беларусь и в среднесрочной перспективе предполагает, что основным резервом повышения трудового потенциала будет система профессионального обучения взрослых. Образовательные организации, реализующие программы переподготовки и повышения квалификации, станут важной составной частью университетов и образовательных организаций, имеющих межрегиональное значение. Такой механизм обеспечит ориентацию организаций дополнительного образования на оперативные потребности рынка и создаст условия для участия работодателей в управлении этими организациями.

Информация о работе Расходы бюджета на образование, их планирование и финансирование