Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа
Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне-специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
Введение.
1. Общая характеристика системы образования в Республике Беларусь, источники ее финансирования.
2. Расчетные показатели и порядок планирования бюджетных средств на содержание организаций образования.
3. Совершенствование механизма финансирования образования в современных условиях.
Заключение.
Список используемой литературы.
7. Формирование рыночной инфраструктуры поддержки образовательных организаций, направленной на производство учебного оборудования, учебников, оказание сервисных и консалтинговых услуг и т.п.
Государственные унитарные предприятия, включенные в состав университетских комплексов, а также преобразованные в организационно – правовую форму ОАО обеспечат дальнейшее развитие рынка необходимых товаров и услуг для эффективного функционирования образовательных организаций. В тех секторах, которые характеризуются слабым развитием рынка, блокирующие пакеты акций этих организаций будут сохранены в собственности Республики Беларусь. По мере развития рыночной конкурентной среды в этих секторах, государство будет осуществлять продажу своих пакетов акций на конкурсных аукционах.
8. Научно–методическое обеспечение участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования.
Конституцией и законодательством Республики Беларусь, на государственные органы управления образованием возложены сложные управленческие задачи, требующие проведения научных исследований и разработок, в рамках собственно системы образования, ее структуры, управления, финансирования, содержания образования, контроля качества подготовки кадров, нормативно-правового обеспечения и т.п.
Для решения указанных задач будет проведена реструктуризация малочисленных и узкопрофильных организаций, действовавших в этом секторе и созданы интегрированные научно-методические структуры, способные обеспечить комплексные исследования и разработку инновационных решений в сфере образования, их широкую апробацию и научно-методическое сопровождение внедрения.
Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль, поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. Средством повышения эффективности бюджетного финансирования, может стать использование принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования. В сфере профессионального образования на основе оценки потребности определяется государственный заказ на профессиональное образование. Эта оценка должна осуществляться органом управления образованием совместно с потребителями (ведомствами, профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей). Предполагается разработка системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Целесообразно предусмотреть ежегодное выделение средств на проведение социологических исследований в целях дополнения объективной образовательной статистики.
Органам власти рекомендуется развивать систему региональных и муниципальных заказов. Государственный региональный заказ будет охватывать основную часть начальной и средней профессиональной подготовки, а также определенную долю высшего профессионального образования. Рекомендуется вырабатывать эти предложения на основе прогноза развития территорий, консультаций с представителями работодателей, образовательных учреждений и других заинтересованных организаций.
Для общего образования применение нормативного бюджетного финансирования предусматривает финансирование учебных заведений пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований образовательного стандарта.
При этом необходимо разделять норматив подушевого финансирования, рассчитываемый на федеральном уровне и подушевой норматив, рассчитываемый на местном уровне. Первый служит основой для оценки уровня финансирования образования и создает объективную основу для межбюджетных взаимоотношений между центром и регионами, регионами и муниципальными образованиями. Второй определяет конкретный объем финансирования (прямого перечисления средств) образовательных учреждений.
Базой для расчета норматива первого типа должны стать расходы, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта, по крайней мере, в объеме минимальных требований. В этом случае появляется объективная основа для определения того, какое образование и в каком объеме общество способно гарантировать. Естественно, что при этом подушевой норматив должен обеспечивать реально равный уровень финансирования образования в городских и сельских школах, в регионах с различными условиями, то есть должна быть разработана система поправочных коэффициентов.
Необходимо также предусмотреть меры финансовой поддержки малокомплектных школ в населенных пунктах в тех случаях, когда одна такая школа остается единственной в пределах транспортной досягаемости для определенного контингента учащихся.
С целью закрепления педагогических кадров, усиления социальной поддержки работников образования целесообразно ввести норматив социальных выплат, устанавливающий предельное соотношение объема допустимых (за счет средств бюджета), социальных выплат, к объему планируемых бюджетных ассигнований.
Общеобразовательные организации независимо от формы собственности должны иметь доступ к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций [1, стр. 201].
Вместе с тем, особый порядок финансирования может быть предусмотрен для сельских школ, детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, а также для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования.
Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий:
реализация образовательными учреждениями предусмотренного Законом об образовании права на юридическую и финансовую самостоятельность, включая открытие банковских счетов;
выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам;
формировании общественно-государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.
Предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления [1, стр. 210].
Заключение.
В ходе написания курсовой работы был проведен анализ системы образования: как в целом, так и отдельным направлениям. Были выявлены источники ее финансирования, изучены вопросы, связанные с государственным контролем финансирования общеобразовательных учреждений.
Первая глава имеет общий характер, она вводит основные понятия и принципы финансирования. В ней были подробно рассмотрены: законодательные основы принципов государственной политики в области образования, понятие образовательного учреждения, типы образовательных учреждений, основные и дополнительные источники финансирования, различные «производственные» показатели деятельности учебных заведений, вопросы учредительства и владения образовательными учреждениями
Вторая глава посвящена рассмотрению проблем бюджетного финансирования. В частности, были выявлены: низкое качество образования; проблема муниципализации образовательных учреждений; недостаточная гибкость организационной структуры государственных образовательных стандартов и программ; отсутствие эффективных механизмов целевого использования бюджетных средств и некоторые другие.
Третья глава является наиболее важной, так как она не только предлагает пути реформирования, но и более полно раскрывает суть проблем, детально рассматривая их во всех проявлениях. Главной линией, прослеживающейся на протяжении всей курсовой работы, является принцип «подушевого» нормативного планирования. Он является основополагающим в решении различных проблем финансирования расходов на образование.
Этот принцип предполагает, что деньги следуют за учеником. При этом нормативы определяются исходя из условий конкретного региона. В зависимости от того, сколько учеников в школе, определяется система финансовой поддержки. Вырабатываются принципы, по которым определяется объем необходимого финансирования того или иного учреждения и одновременно происходит мотивация школ добиваться привлечения к себе учеников: чем больше учеников, тем больше средств выделяется. Но главное, что принципы «подушевого» финансирования не ограничиваются уровнем муниципалитета, а передаются дальше в школу.
Не менее важная проблема, рассмотренная в данной части работы – это переход на новую систему оплаты труда. Очень важно отойти от единой тарифной сетки, чтобы оплата производилась не в зависимости от количества часов, которые учитель проводит в классе, а от того, какое качество преподавания обеспечивается. Частично эти подходы регионах уже реализуются.
Однако, несмотря на явное преобладание бюджетного финансирования, велика необходимость стимулирования инвестиционной деятельности в развитие образование. Эта проблема также рассмотрена в третьей главе.
Данная сфера бюджетного финансирования очень обширна, поэтому охватить все недостатки механизмов ее функционирования очень сложно. На мой взгляд, в данной работе были рассмотрены наиболее значимые. Как видно из третьей главы, последние годы сопровождаются большим количеством реформ относительно образования и ситуация в целом начинает улучшаться (расходы на финансирование стабильно растут). Однако эффективность реализации реформ любого уровня во многом зависит от бюджетного ресурсов государства муниципалитетов и предприятий, так как без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования.
Список используемой литературы.
1. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: 2006. 351 с.
2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: 2008. 421 с.
3. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. 214 с.
4. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 2005. 233 с.
5. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов. Мн.: Высшая школа, 2005. 368 с.
6. Злотникова Л.К., Шлындикова В.М. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов. Мн.: Бестпринт, 2007. 368 с.
7. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 2007, № 4.
8. Об образовании. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.03.2002 N 95-З, от 04.08.2004 N 311-З, от 14.06.2005 N 27-З, от 12.06.2006 N 123-З, от 20.10.2006 N 168-З, от 07.05.2007 N 219-З, от 11.07.2007 N 253-З). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 марта 2001 г. N 2/303.
9. Об утверждении инструкции о порядке расчета нормативов государственных социальных стандартов в области образования, установленных в денежном выражении. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 57 (в ред. постановления Минобразования от 07.10.2008 N 105). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 июня 2006 г. N 8/14621.
10. Об утверждении инструкции о порядке финансирования в 2008 году ведомственных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 апреля 2008 г. № 34. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16 мая 2008 г. N 8/18817.
11. О высшем образовании. Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 252-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 16.07.2008 N 413-З, от 06.07.2009 N 37-З). Принят Палатой представителей 14 июня 2007 года, одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 13 июля 2007 г. N 2/1349.
12. О республиканском бюджете на 2009 год. Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 6-З, Указа Президента Республики Беларусь от 28.05.2009 N 264) .Принят Палатой представителей 9 октября 2008 года, одобрен Советом Республики 22 октября 2008 года. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14 ноября 2008 г. N 2/1546.
13. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2005. 166 с.
14. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008, 383 с.
Информация о работе Расходы бюджета на образование, их планирование и финансирование