Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
Одной из самых важных проблем, формирующейся сегодня теории государственного регулирования является согласование бюджетной стратегии с различными аспектами социальной политики. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее налоговая и бюджетная составляющие должны быть ориентированы не столько на фискальные цели, сколько на решение социально-экономических задач, обеспечивающих экономический рост и социальную ориентацию экономики. Должны получить надлежащее развитие экономические механизмы реализации социальной политики, а точнее административно-экономические, в частности стимулирование развития отраслей с помощью льгот, налоговой и кредитной политики; системы страхования всех видов; штрафные санкции за нарушение Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий.
Введение
1. Сферы деятельности, финансируемые из бюджетов на социальную политику ………………………………………………………………………….5
2. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг............................................................7
3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации.........................................................................................................10
4. Механизм реализации социальной политики и её связь с социальной работой ………………………………………………………………………..15
5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»……………………………………………………………………...22
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Сферы деятельности, финансируемые из бюджетов на социальную политику ………………………………………………………………………….5
2. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг.........................
3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации...................
4. Механизм реализации социальной политики и её связь с социальной работой …………………………………………………………………………..
5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»………………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из самых важных проблем, формирующейся сегодня теории государственного регулирования является согласование бюджетной стратегии с различными аспектами социальной политики. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее налоговая и бюджетная составляющие должны быть ориентированы не столько на фискальные цели, сколько на решение социально-экономических задач, обеспечивающих экономический рост и социальную ориентацию экономики. Должны получить надлежащее развитие экономические механизмы реализации социальной политики, а точнее административно-экономические, в частности стимулирование развития отраслей с помощью льгот, налоговой и кредитной политики; системы страхования всех видов; штрафные санкции за нарушение Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий.
Расходы государственного бюджета, выражаются в использовании общегосударственного фонда финансовых ресурсов и территориальных фондов на государственное управление и местное самоуправление, развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей экономики, а также на развитие социально-культурной сферы в порядке финансирования.
Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев.
Основное противоречие нашей современной социальной политики — это игнорирование основы рыночной экономики — интересов предпринимателей и перенос тяжести социальной ориентации экономики на бюджет. При этом неизбежно возникает ситуация, при которой бюджет, будучи не в состоянии решить все социальные проблемы, лишь усугубляет их напряженность.
Исходя из всего вышеуказанного определяется актуальность темы данной работы.
Информационной базой для написания данной работы является нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос, периодическая литература, а также источники сети Интернет.
1. Сферы деятельности, финансируемые из бюджетов на социальную политику.
Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.
Расходы бюджета на социальную политику – это затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.
В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.
Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:
содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;
содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
содержание учреждений по обучению инвалидов;
социальная помощь;
возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;
программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;
выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;
финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;
субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;
пенсии военнослужащим и членам их семей;
выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;
расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
прочие расходы социального характера.
Расходы на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан. Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется за счет средств бюджета того уровня государственной власти и местного самоуправления, в чьем ведении они находятся.
2. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих социальные права и свободы человека и гражданина. Воплощение в жизнь данных конституционных принципов - основная конституционная обязанность государства.
Особенностью правового регулирования социальной защиты являются ее динамизм и изменяемость. Объясняется это тем, что российская система социальной защиты в последние годы реформируется. Реформа направлена на приближение России к международным стандартам в социальной сфере, на повышение эффективности и результативности самой защиты, а также на обеспечение финансовой основы для государственной социальной поддержки. Развитие отдельных частей социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом - создаются, обусловленные новыми экономическими и социальными новеллами. Вместе с тем, складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов.
Современные тенденции государственно-правового развития показывают, что, взяв курс на построение социального государства, Российская Федерация в качестве основных стратегических задач ставит усиление социальной защищенности граждан путем повышения благосостояния граждан, эффективное использование мер адресной социальной поддержки, увеличение занятости, реализацию социальных гарантий отдельным категориям граждан.
В системе социально-правовой защиты населения можно выделить:
общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты. Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства;
особенную часть, включающую: нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения); правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан; нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты; нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций. К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения.
В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.).
На федеральном уровне правоотношения в области социальной защиты и социального обеспечения регулируются более чем 2000 нормативных правовых актов, в т.ч.:
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 в ред. от 28.12.2007 № 935 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи»
Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, на основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации
Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки – от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.
Официальная система социальной защиты поглощает около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.
Существующая система оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:
Недостаточный размер пособий: пособия по безработице в среднем составляют лишь около 15 процентов от прожиточного минимума; пособия семьям – в среднем 12 процентов от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 процентов прожиточного минимума для престарелых. К концу 2000 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 процентов прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 процентов прожиточного минимума для престарелых.