Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа
Одной из самых важных проблем, формирующейся сегодня теории государственного регулирования является согласование бюджетной стратегии с различными аспектами социальной политики. Это означает, что практически все аспекты государственной финансовой политики, ее налоговая и бюджетная составляющие должны быть ориентированы не столько на фискальные цели, сколько на решение социально-экономических задач, обеспечивающих экономический рост и социальную ориентацию экономики. Должны получить надлежащее развитие экономические механизмы реализации социальной политики, а точнее административно-экономические, в частности стимулирование развития отраслей с помощью льгот, налоговой и кредитной политики; системы страхования всех видов; штрафные санкции за нарушение Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий.
Введение
1. Сферы деятельности, финансируемые из бюджетов на социальную политику ………………………………………………………………………….5
2. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг............................................................7
3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации.........................................................................................................10
4. Механизм реализации социальной политики и её связь с социальной работой ………………………………………………………………………..15
5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»……………………………………………………………………...22
Заключение
Список использованной литературы
В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации выявляют устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растёт преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе.
Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.
Социальная ориентированность – профессиональное качество социального работника – вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах.
Социальная ориентированность кадров предполагает:
- широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры;
- навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения;
- умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности;
- коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека.
Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.
5. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
| 2010 год (сводная бюджетная роспись) | 2011 год (проект) |
Объем, млрд. рублей | 3 316,4 | 2 940,5 |
изменения к предыдущему году: |
|
|
млрд. рублей |
| -375,9 |
в % |
| -11,3 |
доля в общем объеме расходов, % | 32,41 | 27,59 |
доля в ВВП, % | 7,34 | 5,84 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей | 500,4 | 361,0 |
изменения к предыдущему году: |
|
|
млрд. рублей |
| -139,4 |
в % |
| -27,9 |
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей | 2816,0 | 2579,5 |
доля в разделе, % | 84,9 | 87,7 |
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что в 2011 году расходы снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. Без учета межбюджетных трансфертов расходы по данному разделу значительно снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год.
Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, социального обслуживания, защиты и занятости населения, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями и договорами.
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 78 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них -Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 96 % расходов по данному разделу.
В законопроекте не предусмотрены бюджетные ассигнования по оплате проезда на пригородном транспорте льготным категориям граждан и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации порядками до конца 2010 года эти два вида расходов будут внесены Минздравсоцразвития России (администратор данных расходов) в сводную бюджетную роспись, что увеличит общий объем бюджетных ассигнований по разделу более чем на 5 000,0 млн. рублей.
Заключение
В процессе выполнения работы был сделан ряд выводов.
Законодательную основу расходов бюджета на социальную политику составляют положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «О федеральном бюджете», постановления и распоряжения Правительства РФ, региональные законы, нормативные документы ведомственного характера.
В работе выявлены состав направлений финансирования из государственного бюджета по разделу «Социальная политика», нормативная база порядка получения социальных услуг и выплат, а также проблемы социальной защиты и способы их минимизации.
Проанализирована структура расходов федерального бюджета на социальную политику, а также тенденции бюджетного финансирования данного направления. Положительной тенденцией является уменьшение, как количественного выражения, так и процентного значения по всем статьям расходов по разделу «Социальная политика» в 2010 г. Следует отметить, что в 2011 году прогнозируется уменьшение расходов на социальную политику.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Федеральный закон О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011год: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон О Федеральном бюджете на 2010 год : Федеральный закон от 19 декабря 2009 г. № 238-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 года: Федеральный закон от 24 июля 2010 г. № 198-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».
5. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу : Распоряжение Правительства РФ от 19 января 20010 г. № 38-р // СЗ РФ. – 20010. – № 5. – Ст. 589.
6. http://www.prime-tass.ru/
7. http://www.budgetrf.ru/
8. http://atlas.socpol.ru/
26