Разработка финансового плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают

Работа состоит из  1 файл

контрольная .doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

                                                         Введение

  Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их  специфика проявляется в  том,  что  они  всегда  выступают  в  денежной  форме,  имеют распределительный  характер  и   отражают   формирование   и   использование различных видов доходов и накоплений  субъектов  хозяйственной  деятельности сферы    материального    производства,     государства     и     участников непроизводственной сферы.

  В   современных  условиях  формы   финансовых   отношений   претерпевают

серьезные  изменения.  Становление  рынка  и  предпринимательства  в  России предполагает   не   только   разгосударствление   экономики,    приватизацию предприятий,  их  демонополизацию  для  создания  свободного  экономического сектора,  развитие  конкуренции,  либерализацию  цен  и  внешнеэкономических связей  предприятий,  но  и  финансовое  оздоровление  народного  хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

  Финансы  предприятий, будучи частью общей системы финансовых  отношений, отражают процесс  образования,  распределения  и  использования  доходов  на предприятиях различных  отраслей  народного  хозяйства  и  тесно  связаны  с предпринимательством,     поскольку     предприятие     является      формой предпринимательской деятельности.

  В   современных  условиях  рыночных  отношений   возникает   объективная

необходимость  финансового  планирования.   Без   финансового   планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

 Финансовое    планирование    напрямую    связано    с    планированием

производственной  деятельности  предприятия.   Все   финансовые   показатели базируются  на  показателях  объёма  производства,  ассортимента  продукции, себестоимости продукции.                                                                    Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.                                                                                                          В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

  Финансовый план - сбалансированный документ. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.

  Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

1.содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;                                                                                                                     2. дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;                                                                                                                  3.служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

  Данная контрольная  работа  посвящена  рассмотрению  основных  задач, принципов, структуре  и этапов составления финансового плана предприятия. 
 
 
 
 
 
 

1. Финансовый план. Его цели и функции.

  Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений

расходования  денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Финансовое  планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

  Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.  Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

  Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

-содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

-дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

-служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

 Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В

самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Бюджет как  экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие

экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это

относится, например, к планированию в области  привлечения капитала

(приобретения  кредитов, увеличение акционерного  капитала и т.п.) и

определения объема инвестиций.

  Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять

необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

  Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды финансового плана. 

Финансовый  план предприятия обычно разрабатывается  на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план. 

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущий финансовый план разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.  

Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

3. Принципы финансового плана 

При разработке финансовых планов используется ряд  основополагающих принципов:                                                                                                                                 -  Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств.

-  Принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

-   Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.

    -  Принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств.

    -   Принцип приспособлений к потребностям рынка - в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.

     -  Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.    
 
 

4. Структура финансового плана

Финансовый  план предприятия является составной  частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана  со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит из следующих разделов:

- Прогноз объемов  реализации.

Основная  задача дать представление о той  доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой прогноз на три  года вперед с разбивкой по годам:

первый  год — данные приводятся помесячно

второй  год — данные приводятся поквартально

третий  год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Прогноз объемов реализации (план сбыта) – своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части финансового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно он основывается:

Информация о работе Разработка финансового плана