Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 14:13, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.
В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития банковской системы в Казахстане
1.1. Исторический очерк банковской системы Казахстана
1.2. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г
1.3. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г
Глава 2 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
2.1. Роль банков в сфере рынка услуг
2.2. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
2.3. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан
2.4. Дальнейшее реформирование банковской системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

Работа  Кушкеновой К.Е.

Тема  «Развитие банковской системы Республики Казахстан» 

Введение 

Глава 1 История развития банковской системы в Казахстане

1.1. Исторический  очерк банковской системы Казахстана

1.2. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г

1.3. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г 

Глава 2 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан

2.1. Роль банков в сфере рынка услуг

2.2. Анализ инновационных  банковских услуг, предлагаемых  казахстанскими коммерческими банками

2.3. Проблемы  стабильности банковской системы  Республики Казахстан

2.4. Дальнейшее реформирование банковской системы 

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.

     В Казахстане собственная банковская система появилась после получения  суверенитета, в декабре 1990 г. Уже  в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. В 1993 г. акционерно-комерческие банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.

      После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и  банковской деятельности” имеет  двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным  банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.  Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. 

     Сегодня экономика Казахстана, и в частности кредитно- денежное и финансовое хозяйство, переживает серьезное структурное изменение: реформируется денежно- кредитная система, в условиях жесткой инфляции возникают совершенно новые денежно-кредитные отношения.

В этих условиях принципиальное значение имеет сопоставление отечественной и зарубежной банковской практики, в целях использования позитивного опыта, для преодоления нашего отставания.

     Создание  оптимальных денежно-кредитных отношений, адекватных рыночной экономике, возможно лишь путем восстановления утраченных объективных принципов: кредитования, расчетов и денежного обращения, сложившихся в течение многих столетий функционирования экономических категорий денег и кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I История развития банковской системы в Казахстане

 
 
 
 

              1.1. Исторический  очерк банковской  системы Казахстана

     Во  времена советской власти Казахстан  не имел своей банковской системы, так  как на территории республики функционировали  филиалы и отделения центральной  кредитной системы СССР. В связи с этим история банковской системы неразрывно связана с историей СССР и дореволюционной России. В банковскую систему царской России входили: Государственный банк, акционерные банки, общества взаимного кредита, городские банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения.

     С 1922г. создаются общества взаимного  кредита для кредитования частной  торговли, промышленности, а также  государственно-капиталистический  акционерный юго-восточный банк и Российский коммерческий банк с  участием иностранного капитала.

     Коллективизация сельского хозяйства сделала  ненужной кредитную кооперацию, которая  ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного сектора из сферы торговли и промышленности привело к свертыванию деятельности общества взаимного кредита. Функции других кредитных органов переходит к государственным отраслевым банкам: Промбанк, Цекомбанк, Всекобанк, Центральный сельхозбанк и другие, которые были образованы в 1922—1925 гг.

     В результате проведения кредитной реформы  в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений: Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;

     Банк  финансирования социалистического  земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный вместо многочисленных кредитных товариществ  и республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г, был упразднен, его функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);

     Банк  финансирования капитального строительства  кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);

      Банк  финансирования коммунального и  жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его  функции распределены меду Стройбанком  и Госбанком СССР.

      Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.

     Был осуществлен на практике принцип  концентрации денежного оборота  в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.

      Банковская  реформа в СССР была проведена  в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк    СССР    перестал    осуществлять    кассовое    и    кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.

     Коммерческие  банки, отделенные от Госбанка, обычно функционировали как специализированные, каждый банк имел монополию в определенной отрасли (промышленность, строительство, сельское хозяйство, внешняя торговля). Они финансировали и кредитовали свои предприятия, как им предписывалось, зачастую под крайне низкие проценты, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность этих предприятий. В активах этих банков преобладали некачественные просроченные ссуды убыточных государственных предприятий.

     В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.

      В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить  переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.

     Перестройка банковской структуры должна была ликвидировать  монополию Госбанка на банковское дело. До 1988 г. Госбанк СССР был практически  универсальным кредитным учреждением, выполнявшим функции Центрального, коммерческого и инвестиционного банков. Казахская республиканская контора Стройбанка СССР осуществляла обслуживание инвестиций в городе - в промышленности, на транспорте и в других отраслях хозяйства. Внешторгбанк СССР, функционировавший на акционерных началах, обслуживал операции в валюте и с валютой.

     После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил  к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.

 
1.2. Банковская реформа  в Казахстане с  1991 года

     В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы -между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.

Необходимость проведения реформы банковской системы  в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать  проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится    проблема    неправильного    размещения    финансовых    ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категории проблем состоит в том, что банки унаследовали "некачественные" (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий. Кроме того, бывшая банковская система не смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями.

     В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику  Казахстана. Если сумма кредита к  валовому национальному продукту составила  в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%), а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%), общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.

      Вообще  недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается  в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки   теряют   стимул   самостоятельно   мобилизовать   депозитные   ресурсы. 

Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается  эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан