Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 14:13, курсовая работа
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.
В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями.
Введение
Глава 1 История развития банковской системы в Казахстане
1.1. Исторический очерк банковской системы Казахстана
1.2. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г
1.3. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г
Глава 2 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
2.1. Роль банков в сфере рынка услуг
2.2. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
2.3. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан
2.4. Дальнейшее реформирование банковской системы
Заключение
Список литературы
Работа Кушкеновой К.Е.
Тема
«Развитие банковской
системы Республики
Казахстан»
Введение
Глава 1 История развития банковской системы в Казахстане
1.1. Исторический
очерк банковской системы
1.2. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г
1.3.
Программа реформирования банковской
системы Казахстана на 1995 г
Глава 2 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
2.1. Роль банков в сфере рынка услуг
2.2. Анализ инновационных
банковских услуг,
2.3. Проблемы
стабильности банковской
2.4. Дальнейшее реформирование
банковской системы
Заключение
Список
литературы
Введение
В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.
В
Казахстане собственная банковская
система появилась после
После, Республика Казахстан согласно статье 3 Указа Президента РК “О банках и банковской деятельности” имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определяются Указом Президента РК, имеющем силу закона, “О Национальном банке Республики Казахстан”. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане.
Сегодня экономика Казахстана, и в частности кредитно- денежное и финансовое хозяйство, переживает серьезное структурное изменение: реформируется денежно- кредитная система, в условиях жесткой инфляции возникают совершенно новые денежно-кредитные отношения.
В этих условиях принципиальное значение имеет сопоставление отечественной и зарубежной банковской практики, в целях использования позитивного опыта, для преодоления нашего отставания.
Создание
оптимальных денежно-кредитных
Глава I История развития банковской системы в Казахстане
1.1. Исторический очерк банковской системы Казахстана
Во
времена советской власти Казахстан
не имел своей банковской системы, так
как на территории республики функционировали
филиалы и отделения
С
1922г. создаются общества взаимного
кредита для кредитования частной
торговли, промышленности, а также
государственно-
Коллективизация
сельского хозяйства сделала
ненужной кредитную кооперацию, которая
ликвидируется в 1931г. Вытеснение частного
сектора из сферы торговли и промышленности
привело к свертыванию
В результате проведения кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг. организованы отраслевые банки на новых принципах. Созданы 4 специальных банка по финансированию и кредитованию капитальных вложений: Банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Он был в 1959 г. реорганизован в Стройбанк СССР;
Банк
финансирования социалистического
земледелия (Сельхозбанк СССР), организованный
вместо многочисленных кредитных товариществ
и республиканских
Банк финансирования капитального строительства кооперация (Всекобанк), созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936 г. Всекобанк был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному Торгбанку СССР, упразднен ному в 1959г.);
Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк); был упразднен в 1959 г., а его функции распределены меду Стройбанком и Госбанком СССР.
Все эти отраслевые банки занимались финансированием и долгосрочным кредитованием отрасли. А в Госбанке СССР было сконцентрировано краткосрочное кредитование всех отраслей народного хозяйства. Роль Госбанка СССР как центрального и ведущего звена всей кредитной системы еще больше возросла. Расчетные и текущие счета всех предприятий и организаций сосредоточились в Госбанке СССР.
Был осуществлен на практике принцип концентрации денежного оборота в одном банке, т.е. каждое предприятие, организация или учреждение могло иметь расчетный или текущий счет только в одном банке. В этом банке они хранили свои средства, получали кредиты и наличные деньги, через него проводили все безналичные расчеты.
Банковская реформа в СССР была проведена в 1987 - 1988гг. В результате на основе учреждений Госбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы: Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк. На базе системы сберегательных касс, входивших в состав Госбанка СССР, образован Сберегательный банк, а на основе Внешторгбанка создан Внешэкономбанк. Госбанк СССР перестал осуществлять кассовое и кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.
Коммерческие
банки, отделенные от Госбанка, обычно
функционировали как
В целом идея специализации банков внесла путаницу в работу банковской системы, она не освободилась от монополизации, не внесла коренного изменения в кредитный механизм, а стала, пожалуй, еще более громоздкой и характеризовалась многозвенностью, носила явно затратный характер, возрос бюрократический аппарат верхнего уровня при ослаблении первичных звеньев. Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР — он не оказывал действительного влияния на работу специализированных банков.
В этих условиях единственно целесообразным было провести банковскую реформу, осуществить переход банковской системы к ее двухуровневой организации, аналогичной западным образцам.
Перестройка
банковской структуры должна была ликвидировать
монополию Госбанка на банковское дело.
До 1988 г. Госбанк СССР был практически
универсальным кредитным
После получения суверенитета, в декабре 1990 г., Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской СССР", что было, по существу, началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк, Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Республиканский Промстройбанк. — в акционерно-коммерческий банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий банк - Агропромбанк Республики Казахстан, Внешторгбанк — в акционерно-коммерческий банк Алембанк, Республиканский Сбербанк — в акционерно-коммерческий — Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г. эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в Народный банк Республики Казахстан.
1.2.
Банковская реформа
в Казахстане с
1991 года
В период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятия и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы -между ее отдельными звеньями, т.е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов.
Необходимость
проведения реформы банковской системы
в Республике Казахстан, по мнению специалистов
Мирового банка, объясняется существованием
двух категорий краткосрочных
В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале - 29,8%. Это произошло в основном за счет рефинансирования, кредита Национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому Национальному продукту составил 6,7%), а в IV квартале - 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиями вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т.е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд. тенге, из них 5,6 млрд. тенге - правительственных, т.е. на их долю приходилось 75%), общая сумма возврата по ним равнялась 138,5 млн. тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована.
Вообще
недостаток практики рефинансирования
кредита Нацбанком заключается
в том, что, получая открытый доступ
к рефинансовым кредитам, банки
теряют стимул самостоятельно
мобилизовать депозитные
ресурсы.
Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан