Развитие банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 14:13, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется развитие банковской системы в современной экономике. Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского сектора в Республике Казахстан. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК. Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.
В Казахстане собственная банковская система появилась после получения суверенитета, в декабре 1990 г. Уже в январе 1991г. был принят Закон " О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что было по существу началом банковской реформы в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями.

Содержание

Введение
Глава 1 История развития банковской системы в Казахстане
1.1. Исторический очерк банковской системы Казахстана
1.2. Банковская реформа в Казахстане с 1991 г
1.3. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995 г
Глава 2 Теоретические и практические аспекты развития банковской системы Республики Казахстан
2.1. Роль банков в сфере рынка услуг
2.2. Анализ инновационных банковских услуг, предлагаемых казахстанскими коммерческими банками
2.3. Проблемы стабильности банковской системы Республики Казахстан
2.4. Дальнейшее реформирование банковской системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовая КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, - это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые прямо кредитовались централизованно по кредитным заявкам. Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их в основном для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы.

     Таким образом, соединение политики прямого  кредитования поддерживаемых государственных  предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному  размещению кредитных ресурсов. Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора их ликвидности привело к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающееся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков.

     Политика  низких процентных ставок не позволяла банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и население предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах. Предприятия наращивают товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы - гораздо лучшая защита от инфляции, от обесценения денежных накоплений. Проценты,  выплачиваемые банками за 

вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия.

     Отрицательное влияние на характер распределения  кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсации предприятиям их специфических затрат, например, затрат на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями. Широко практиковалась выдача льготных кредитов

сельскохозяйственным  предприятиям на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила  около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов на сельское хозяйство и заготовительные организации.

     При проведении массового клиринга долгов предприятий Нацбанк также предоставлял субсидированные льготные кредиты  предприятиям-должникам. В 1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных кредитов. Основная часть кредитов оставалась непогашенной. Хотя вышеназванные кредиты предоставлялись на улучшение финансового состояния предприятий, они превратились в инструмент финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставков по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способствовало финансовым спекуляциям. 

 

     В общей сумме кредитных вложений значительный вес имеет кредит правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. они составляли соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. -1,5 и 2%, а в 1993 г. предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн. тенге, или 11,8% от всей суммы кредита. В результате структура кредитных вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.

     Начавшийся в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в целом. Многие предприятия вынуждены были резко снизить производство продукции, некоторые вообще остановить производство. Применялись в расчетах бартер, предварительная оплата за товары и услуги.

     В связи с введением в ноябре 1993 г. национальной валюты на Национальный банк легла полная ответственность  за функционирование денежно-кредитной  сферы, введение классических принципов  его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.

      С момента введения национальной валюты вплоть до 1995 г. Национальный банк, не имевший  традиций и опыта в части выполнения функций Центрального банка, разработки и принятия нормативных документов, регламентирующих деятельность системы, нарабатывал опыт проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Этот период был также периодом адаптации национальной валюты к действию инструментов денежной кредитной политики и факторов, обусловленных политикой либерализации цен. Одновременно разрабатывалась первая Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 г., которая была утверждена постановлением Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 г.

 

 

1.3. Программа реформирования банковской системы Казахстана на 1995

год

     Предполагалось, что при условии успешной реализации Программы до конца 1995 г. удалось  бы:

- Нацбанку в основном завершить внедрение и использовать весь набор 
инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерный 
для классических центральных бантов, что позволит проводить эффективную 
денежно-кредитную политику и более полно выполнять основные задачи, 
определенные для Нацбанка действующим законодательством;

    за  счет правильного применения экономических стимулов и совершенствования нормативного регулирования и усиления контроля со стороны Нацбанка осуществить качественное улучшение деятельности всех коммерческих банков с повышением уровня их капитализации и формированием группы (порядка 10-15) банкой, приближающихся к международным стандартам;

  • путем развития и углубления межбанковского денежного, кредитного и валютного рынков достичь состояния, когда формирующиеся на них процентные ставки и обменные курсы станут определяющими, а Нацбанк будет на них влиять только с помощью своих инструментов прямого и косвенного регулирования;
  • отказаться от прямого кредитования Нацбанком дефицита республиканского бюджета, перейдя к неинфляцнонным способам его финансирования на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

- достичь качественно нового уровня функционирования так называемой 
промежуточной платежной системы в части безопасности, своевременности и 
эффективности осуществления платежей между хозяйствующими субъектами и 
развернуть создание долгосрочной национальной платежной системы; 

-   заложить   основы   системы   неинфляционного   кредитования   средне-   и долгосрочных инвестиционных  проектов.

     Несмотря  на амбициозность Программы, с учетом фактического состояния дел ее удалось  в основном реализовать. Прежде всего, получили дальнейшее развитие методы и инструменты денежно-кредитного регулирования. Механизм рефинансирования банков претерпел существенные изменения. Предоставление директивных кредитор прекращено уже с февраля 1995 г. Сокращены объем и сроки предоставляемых кредитов за счет централизованных источников, функция кредитования экономики в основном перешла от Национального банка на банки второго уровня, призванные обеспечить кредитование экономики за счет привлекаемых для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими самостоятельно внешних займов. Национальный банк во все большей степени переключался на характерный для центральных банков функции: кредитование банков второго уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства, и в целом денежно-кредитное и валютное регулирование.

     Исходя  из необходимости поддержания объема денежной массы в оптимальных  размерах, регулирования ликвидности  банков уровень обязательных резервов с марта 1995 г. составил 20% от депозитных обязательств в тенге и иностранной валюте. Нацбанк сохранил принцип платности за резервы банков, перешедших на альтернативный порядок резервирования, размер платы поддерживался на уровне 25% от ставки рефинансирования.

      В   1995   г.   Национальный   банк   обеспечил   широкое   развитие   рынка государственных ценных бумаг, начаты операции на открытом рынке. При   этом   было   обеспечено   функционирование   как   первичного,   так   и вторичного рынков.  В результате объем казначейских векселей со сроком обращения 3 мес. на конец 1995 г. составил 4,1 млрд. тенге и сроком 6 мес. - 0,8 

млрд. тенге. Объем операций на вторичном рынке  за год составил 11,4 млрд. тенге, в  том числе операции открытого  рынка - порядка 2,2 млрд. тенге.

     Политика  валютного курса, проводимая Нацбанком, была направлена на сглаживание динамики обменного курса тенге, вызываемого  кратковременными изменениями рыночной ситуации. Интервенции Нацбанка на Казахстанской межбанковской валютно-фондовой бирже за 1995 г. в форме покупок долларов США практически совпали с интервенциями в форме продажи.

      Проделана серьезная работа по реформе системы  бухгалтерского учета банковской системы, представляющая собой комплекс мероприятий, позволяющих внедрить в практическую деятельность общепринятые международные принципы и стандарты, отвечающие требованиям современной экономики. Нацбанком внедрены в практику новый план счетов, консолидированный баланс и нормативные документы по главной и вспомогательной бухгалтерии, а также необходимая бухгалтерская и статистическая отчетность в системе Центрального банка. Завершена разработка программного обеспечения для автоматизированной обработки указанных видов работ.

     Значительные  изменения произошли в формировании уставных фондов банков. Если на начало года уставные фонды менее 5млн. тенге имели 60% банков, то на начало 1996 г. их оставалось менее 35%. При этом удельный вес банков, имеющих уставные фонды от 80 млн. тенге и выше, увеличился с 11 до 30%.

     Нацбанком совместно с Правительством проведена, серьезная работа по преобразованию и дальнейшему развитию бывших отраслевых специализированных банков. Завершена санация Агропромбанка.

     В 1995 г. продолжалось формирование функционально  специализированных государственных  банков. Был создан и начал работу Реабилитационный банк.

 

 

      Особенностью  развития кредитного рынка страны в 1995 г. является дальнейшее совершенствование  кредитных аукционов. Как и следовало  ожидать, роль кредитных аукционов  значительно снизилась. Повысилась роль межбанковского денежного рынка.

     В1995 г. положено начало развитию рынка драгоценных  металлов. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О  государственном регулировании  отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" от 20 июля 1995 г. N 9372 было разрешено перейти от системы обязательной продажи всех производимых в стране драгметаллов к свободной их продаже. Казахстан первым из всех республик бывшего СССР предпринял шаги по либерализации рынка драгоценных металлов. Семь банков получили временные лицензии на проведение операций с драгметаллами. В декабре 1995 г. прошли первые торги.

     В целях проведения единой политики при  построении эффективной платежной  системы, отвечающей международным  стандартам, основывающейся на адекватном законодательстве и современной технической базе, в 1995 г. заключено Соглашение "О сотрудничестве в области построения Национальной платежной системы Республики Казахстан и создании Национального Платежного Совета (НПС)". Основными направлениями деятельности НПС являются участие в разработке проекта Национальной платежной системы, отвечающей многосторонним интересам ее участников, разработка методических рекомендаций, направленных на стабилизацию работы банков второго уровня и улучшение качества обслуживания клиентов, переход на единые межгосударственные стандарты с выходом на международные банковские системы, решение различных проблем, связанных с безопасностью системы, техническим и программным обеспечением, услугами и обучением специалистов банков-участников Национальной платежной системы.

 

 
 

          Для эффективного использования  средств банков второго уровня, а также повышения их ликвидности  при Национальном банке Республики  Казахстан были созданы Алматинская  клиринговая палата, а также клиринговые  палаты при Павлодарском, Кокшетауском, Восточно-Казахстанском облуправлениях Нацбанка.

     Для повышения эффективности использования  в Республике Казахстан платежных  инструментов в 1995 г. были подготовлены и утверждены правлением Национального  банка следующие нормативные документы: "Временное положение о вексельной системе расчетов в Республике Казахстан", "Временное положение о банковских сервисных бюро", "Временный порядок расчетов в иностранной валюте с использованием дебетных и кредитных карточек на территории Республики Казахстан". Также проводилась работа по внедрению ранее утвержденных нормативных актов: "Положение о расчетах чеками в Республике Казахстан", "Положение о клиринговой палате Национального банка Республики Казахстан для проведения клиринга чеков", "Положение о межбанковском клиринге в Республике Казахстан", "Положение о проведении операций по выдаче/возврату онкольных ссуд на организованных рынках". Предусмотренные Программой меры по правовому обеспечению реформы и функционированию банковской системы были практически полностью выполнены. Так, вышли Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Законов, "О Национальном банке Республике Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

Информация о работе Развитие банковской системы Республики Казахстан