Развитие федерального казначейства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также краткий обзор истории российского казначейства и оценка федерального казначейства на современном этапе.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1.История российского казначейства________________________________4-5
2.Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения_____6-13
3.Структура, задачи и функции Федерального казначейства___________14-17
4.Федеральное казначейство в финансовой системе РФ_______________18-19
5.Федеральное казначейство на современном этапе__________________20-23 Заключение___________________________________________________24-26
Список использованной литературы___________________________

Работа состоит из  1 файл

моя.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)


4

 

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Финансово-экономический факультет

 

Кафедра финансов

 

Специальность 060400 Финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

Тема 54: «Развитие федерального казначейства в РФ»

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: Дугаржапова Б.Х.

                                                                Группа: Ф-07-2

                                                                Руководитель: канд. экон. наук, доцент         

                                                                 Ковтун Лира Раисовна

 

 

 

Иркутск 2009

 

План

Введение_________________________________________________________3

1.История российского казначейства________________________________4-5

2.Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения_____6-13

3.Структура, задачи и функции Федерального казначейства___________14-17

4.Федеральное казначейство в финансовой системе РФ_______________18-19

5.Федеральное казначейство на современном этапе__________________20-23 Заключение___________________________________________________24-26

Список использованной литературы_________________________________27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям. В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства - института, который, непосредственно находясь
в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации – банковская или  казначейская. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.
В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов
федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также краткий обзор истории российского казначейства и оценка федерального казначейства на современном этапе.

 

 

 

1.История российского казначейства

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события - рождения системы государственных финансов и казначейской системы. Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в Московском великом княжестве и Русском Государстве XV - XVI веков существовал исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. С 1775г. в России введены казенные палаты, как государственные учреждения. В 1710 году в период правления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.
При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского
управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и
хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт- Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотских и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходах", учрежденной при 1-м департаменте Сената[1].
В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на
четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию
недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное
разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с
некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4
декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении
Государственного казначея. В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.). В 1821г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного
казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по
Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5
отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-
расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.
Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был
поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы , выразившееся в
отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-
Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на
Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств
Империи инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством
монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.
С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими[2].
После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.
 

 

2.Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджета в РФ.

Исполнение бюджета России и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими органами. В России казначейство было учреждено после 1863 года, когда в составе министерства финансов был создан департамент государственного казначейства, в распоряжении которого находились местные органы - казенные палаты. В ведении казенных палат находились губернские и уездные казначейства, на них был возложен учет государственных расходов и отчетность по ним. Кассовые обороты бюджета сосредоточивались в главном казначействе. Все собранные казначейской системой доходы записывались на единый счет в Государственном банке. А после 1917 года исполнение бюджета осуществлялось созданными на основе казенных палат приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов функции казначейства были, в основном, переданы Госбанку. И до 1991 года Государственный банк СССР с его сетью банков на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов, расходов и остатков федерального бюджета.
           Однако действовавшая в СССР система исполнения бюджета имела существенный недостаток. Она приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, так как финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.
В начале проведения экономических реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета позволили решить главную задачу - ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. В то же время с углублением экономических преобразований и коренным изменением состояния всей экономики нашей страны в процессе исполнения бюджета появилось множество других не менее значительных недостатков.
            Во-первых, развитие рыночных процессов в Российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации сосредоточил усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения и значительно снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета: был серьезно ослаблен учет бюджетных средств. А коммерческие банки на местах не только устранились от контроля за использованием государственных федеральных средств, но и заинтересованы в отсутствии такого контроля .
            Во-вторых, наряду с этим, законодательное закрепление самостоятельности бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в рамках единой бюджетной системы России освободило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета.

           В - третьих, в области исполнения федерального бюджета по доходам, порядок, который существовал ранее, характеризовался не только низкой оперативностью зачисления на счета федерального бюджета, длительными задержками, неполнотой и расхождениями в информации, представляемой Центральным банком, но также передачей отчислений от поступлений по федеральным налогам и доходам в местные бюджеты.
Вытекающие из этого дискретность процесса финансирования расходов из федерального бюджета, а также невозможность составления полноценных прогнозов на краткосрочную и среднесрочную перспективу снижала эффективность бюджетного исполнения.

В-четвертых, в сфере расходов федерального бюджета действующая система носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их формирование лишь на стадии платежа, то есть на стадии, когда маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена. 

В пятых, постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а значит эффективно контролировать данные операции. И в-шестых, практически бесконтрольно осуществлялось использование средств многочисленных государственных внебюджетных фондов. Утрата государственного контроля за поступлением и использованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной дисциплины. Отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяла перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования в период осуществления рыночных преобразований в экономике. Таким образом, действовавший механизм использования федеральных финансовых ресурсов слабо адаптирован к современным экономическим условиям, был не способен обеспечить прозрачность бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях дефицита бюджета и создавал возможности их нецелевого использования. Принципиально важно то, что с развитием рынка федеральный бюджет становится основным элементом, обеспечивающим управляемость экономикой. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жесткого контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. В то же время, в условиях, когда через бюджет перераспределяется около половины ВВП, неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся генератором дестабилизирующих экономику факторов, и подлежат глубокой коррекции. Поэтому в данной ситуации возникла острая необходимость в проведении коренных преобразований в бюджетном процессе, то есть создании и внедрении новых более эффективных механизмов исполнения федерального бюджета.

В этот период было принято решение о том, что потерю прежних рычагов управления средствами федерального бюджета на местах должно возместить создание федерального казначейства. В 90-х годах был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации[3]. Указанные правовые акты положили начало воссозданию казначейской системы исполнения федерального бюджета. В процессе начавшегося ее формирования был решен ряд не только концептуальных, но и организационных, а также методологических вопросов. Тем не менее, и сегодня часто можно услышать возражения против создания системы органов федерального казначейства. Доводы тех экономистов, которые сомневаются в необходимости функционирования в нашей стране органов казначейства в основном сводятся к следующему:

- утверждается, что создана еще одна, параллельная финансовым, банковским и налоговым органам система в составе федеральной исполнительной власти;

- центр, таким образом, грубо вмешивается в финансовые дела регионов, нарушая их законные права;

- неудачно выбран момент формирования системы органов федерального казначейства - в стране огромный бюджетный дефицит, а правительство плодит чиновников;

- из рук министерств и ведомств вырывается последний рычаг управления подведомственной сферой.

Следует более подробно рассмотреть вопрос обоснованности каждого из них и вопрос о необходимости создания органов федерального казначейства.
            Во-первых, закономерный и оправданный процесс суверенизации Центрального банка предопределил необходимость выполнения какой-то иной системой функций по исполнению федерального бюджета. В этой роли могли бы выступать финансовые органы, но их фактическая подчиненность органам власти субъектов Федерации, а также конституционно закрепленное разграничение сфер ведения между Федерацией и ее субъектами в вопросах бюджета, перенесли центр тяжести их внимания на исполнение самостоятельных бюджетов. Все это не позволяет финотделам в полной мере осуществлять контроль правильным и целенаправленным использованием средств федерального бюджета. Роль налоговых органов в исполнении федерального бюджета в нынешней ситуации, при низкой налоговой дисциплине, сводится в основном к задаче контроля за выполнением законодательства о налогах. Осуществление межбюджетного распределения поступающих налогов и фактическое распоряжение доходными счетами федерального бюджета уходит на второй план. Это приводит к низкой оперативности зачисления доходов на счета федерального бюджета и передаче в местные бюджеты отчислений от федеральных налогов. Практически ни одна из вышеперечисленных структур не контролирует использование средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. Эта функция возложена на органы федерального казначейства и его территориальные отделения.

Информация о работе Развитие федерального казначейства в РФ