Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.
Ресурсы иностранных финансовых рынков в условиях недостатка в финансовых ресурсах исключительно большое значение имеет доступ российских заемщиков к иностранным финансовым рынкам. В середине 90-х годов приток средств с мирового финансового рынка начал набирать темпы. Одному из первых замочная кредитная линия была открыта в конце октября 1995 г. АвтоВАЗбанку под инвестиционные проекты. Первая на европейском финансовом рынке сделка по предоставлению синдицированного, не обеспеченного кредита российскому банку была заключена осенью 1995 г. Тогда консорциум западных банков из семи европейских государств предоставил Мосбизнесбанку кредит на «общие цели» в размере 20 млн долл. под ставку ЛИБОР + 5,5%.
Кредиты
предоставлялись и
Несколько позднее российские банки стали активно размещать на западных рынках свои долговые ценные бумаги. Первые еврооблигации коммерческих банков разместил на международных финансовых рынках СБС-Агро. Бумаги выпущены в начале июля 1997 г. на сумму 250 долл. Еврооблигации размещены на три года по ставке трехгодичных облигаций Федерального казначейства США + 4,25 базисных пункта (плата за риск).
После финансового кризиса 1998 г. в РФ доверие иностранных кредиторов к российским заемщикам было подорвано. Некоторые заемщики смогли восстановить это доверие только в 2001—2002 гг. Другие были вынуждены признать себя банкротами.
Укрепление финансового положения РФ в начале XXI в. привело к тому, что для решения проблемы недостатка финансовых ресурсов российские организации вновь начали активно привлекать средства на мировом финансовом рынке. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что в 2005 г. российские компании заимствовали из-за рубежа 40 млрд долл., далеко опередив другие страны с развивающимися рынками, в том числе и Китай, занимающий второе место — 18,5 млрд долл. В 2004 г. Россия также была на первом месте (13,6 млрд долл.) но ее отрыв от находящейся на втором месте Бразилии (9,8 млрд долл.) был не столь значительным.
Основную роль в приросте российских частных займов сыграли госкомпании. «Газпром» привлек необеспеченный синдицированный кредит на более чем 13 млрд долл., чтобы приобрести «Сибнефть», а «Роснефгегаз» занял у западных банков 7,5 млрд долл. на покупку 10,74% акций «Газпрома».
В связи с тем что многие российские компании увеличили капитализацию, улучшили структуру, доверие западных инвесторов к ним возросло, и они могут получить кредиты на мировом рынке. Если еще два года назад занимать средства на Западе могли позволить только банки из первой двадцатки, то теперь такое право получили и следующие 30 банков. Аналогичные возможности получили и небанковские крупные организации. Так, «ЛУКойл занимал на покупку канадской компании, металлургические компании «Русал» и «Суал» за счет кредитов рефинансировали долги, а «Северсталь» и Новолипецкий металлургический комбинаты финансировали модернизацию оборудования.
Помимо банковских кредитов российские компании выпустили в 2005 г. облигаций на 16,3 млрд долл. По этому показателю Россия также находится на первом месте среди стран с развивающимися финансовыми рынкам. Российские компании активно привлекают средства мирового финансового рынка и путем выпуска акций.
Несмотря на бурное развитие российского финансового рынка, действие целого ряда негативных тенденций, господствующих на нем еще с момента его создания, сохраняется. К таким негативным моментам, в первую очередь, относятся следующие.
Об остром недостатке финансовых ресурсов говорит низкая монетизация экономики, которая измеряется коэффициентом монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП). В 2002 г. в РФ этот коэффициент составлял 16%, а в конце 2005 г. незначительно превысил 30%, тогда как минимально необходимым уровнем считается 50—60%. Незначительный объем финансовых ресурсов рынка в свою очередь позволяет небольшими средствами манипулировать им.
Государственное
регулирование финансового
Рынок кредитов, обслуживаемый кредитными организациями, организует Центральный банк России, который устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций; лицензирует кредитные организации; регулирует и контролирует деятельность кредитных организаций; организуем ос регулирование и валютный контроль.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.
ФСФР разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг; разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами; устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно - депозитарной деятельности; лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. ФСФР также лицензирует негосударственные пенсионные фонды, компании, управляющие паевыми инвестиционными фондами.
Государственное регулирование осуществляет и Федеральная служба страхового надзора, которая лицензирует страховые организации; выполняет надзор за финансовым состоянием страховщиков; разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.
В системе регулирования РФ негосударственные структуры -объединения профессиональных участников - еще не играют такой важной роли, как на развитых рынках. Наиболее активно функционируют на рынке ценных бумаг саморегулируемые организации (СРО) — добровольные объединения профессиональных участников рынка на некоммерческой основе, действующие в рамках соответствующего законодательства.
Саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциации, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.
Основные саморегулируемые организации на российском рынке ценных бумаг: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР); Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ); Профессиональная ассоциация регистраторов, депозитариев (ПАРТАД); Союз фондовых бирж России; Национальная фондовая ассоциация; Ассоциация участников вексельного рынка и др.
Банки РФ объединяют две основных ассоциации - Ассоциация региональных банков «Россия», созданная в 1990 г., и Ассоциация российских банков, образованная в 1991 г.
СРО в страховом деле еще только предстоит создать. Список объединений субъектов страхового дела, составленный ФССН на 1 марта 2006 г., включает 80 ассоциаций и союзов. Самый крупный из них - Всероссийский союз страховщиков, который объединяет более 200 страховых компаний. В качестве ассоциированных членов в него входят Российских союз автостраховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Союз страховщиков ответственности.
В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность всех названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. В сфере финансового рынка единственным является Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г.
Закон сдержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовых услуг Закон рассматривается осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией Закон понимает юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющую компанию, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, лизинговую компанию, кредитный потребительский союз и иную организацию, осуществляющую операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг Закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг — либо нанести ущерб их деловой активности.
Законом не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничения доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.
Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном данным Законом.
В Собрании законодательства Российской Федерации № 3 от 19 января 2009 г. опубликована Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р. Работа над этой Стратегией проходила в течение всего 2008 года, и активное участие в ее подготовке приняли государственные органы и профессиональное сообщество участников финансового рынка. Направления государственной политики в области финансового рынка определены на ближайшее десятилетие, при этом непосредственная реализация мер, предусмотренных в Стратегии, должна обеспечиваться в течение 2009–2010 годов.
В
настоящее время к