Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,
ВВЕДЕНИЕ 3
1СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖНТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие бюджетной системы, её уровни, типы в других государствах 5
1. 2 Принципы бюджетной системы 10
2 БЮДЖЕТЫ РФ 14
2.1 Консолидированный бюджет 14
2.2 Федеральный бюджет 16
2.3 Анализ федерального бюджета на 2012-2014 годы 20
3 РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 24
3.1 Межбюджетные отношения 24
3.2 Межбюджетные отношения в РФ на 2012-2014 годы 30
2.3 Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Приложение
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в
2 группы:
- налоги и другие обязательные платежи;
- прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской
Федерации.[7]
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти
Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
3)часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5)доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг
(здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального
Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации,
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
2.3 Анализ федерального бюджета на 2012-2014 годы.
Федеральный бюджет на 2012-2014 год направлен на долгосрочное социально-экономического развития РФ. Согласно федеральному закону Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год составил 11,78 трлн. рублей, на 2013 и 2014 год в сумме 12,7 и 14,09 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2012 год прогнозируются в размере 12,65 трлн. руб., на 2013 год 13,73 трлн. руб., а в 2014 году 14,58 трлн. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 876,6 млрд. рублей в 2012 году, 1,025 трлн. рублей в 2013 году и 491,1 млрд. рублей в 2014 году [19]
Таблица №1
Расходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Расходы федерального бюджета | 2012г | 2013г | 2014г | |||
Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
Общегосударственные вопросы | 832,9 | 6,5 | 831,0 | 6,2 | 814,2 | 5,92 |
Национальная оборона | 1853,3 | 14,64 | 2329,4 | 17,4 | 2737,4 | 19,9 |
Национальная безопасность | 1822,0 | 14,39 | 1981,3 | 14,8 | 2072,5 | 15,09 |
Национальная экономика | 1797,2 | 14,19 | 1720,5 | 12,85 | 1653,0 | 12,02 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 136,0 | 1,07 | 104,3 | 0,78 | 73,8 | 0,54 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 21,7 | 0,17 | 22,6 | 0,17 | 23,6 | 0,17 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 603,5 | 4,86 | 558,9 | 4,17 | 499,5 | 3,63 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 86,2 | 0,7 | 84,6 | 0,64 | 82,7 | 0,6 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | 551,1 | 4,35 | 503,3 | 3,76 | 461,8 | 3,36 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 3895,9 | 30,78 | 4155,3 | 31,04 | 4163,6 | 30,28 |
Физическая культура и спорт | 40,8 | 0,32 | 40,3 | 0,3 | 27,7 | 0,2 |
Средства массовой информации | 73,5 | 0,58 | 70,6 | 0,53 | 65,5 | 0,48 |
Обслуживание гос. и муниципального долга | 388,4 | 3,07 | 482,3 | 3,6 | 579,2 | 4,21 |
Межбюджетные трансферты | 553,9 | 4,38 | 503,00 | 3,76 | 494,7 | 3,6 |
ВСЕГО | 12656,5 | 100,00 | 13387,4 | 100,00 | 13749,4 | 100,00 |
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика В 2012 году доля расходования этих средств составляет 30,78%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2013) он на 0,26% больше 2012 года. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 259,9 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение социальной политики к 2014 году до 4 163,6 млрд. рублей, что составляет на 267,7 млрд. руб. больше по отношению к 2012 году. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты")
Разделом, удельный вес которого увеличивается в общем объеме расходов, является национальная оборона, в 2012 году составит 14,64%. В динамике этот показатель растет, к 2014 году он увеличится на 5,26%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц .
Здравоохранение – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
Прогнозируется, что в 2012 году объем расходов по данному разделу составит 551,51 млрд. руб., в 2013 году произойдет уменьшение на 0,59%, а в 2014 году на 0,99%.
Раздел межбюджетные трансферты имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Спрогнозировано, что в 2012 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 553,9 млрд. руб., к 2014 году эта сумма уменьшится на 59,2 млрд. руб.
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,2-0,6% в общем объеме расходов занимают:
▪ Физическая культура и спорт
▪ культура, кинематография и СМИ;
▪ жилищно-коммунальное хозяйство;
▪ охрана окружающей среды.
Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2012 и 2014 году появилась новая статья условно утвержденные расходы, которые в 2013 составили 343,3 млрд. руб. и 833,6 млрд. руб в 2014 году То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.
Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.[14]
3 РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1 Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным
уровням бюджетной системы РФ;
- разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов РФ, муниципальных образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов федерации.
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.
Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
- наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
- закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и