Развитие межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности, принципов, механизма и роли бюджета в национальной экономической системе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучаются теоретические основы понятия «бюджет»,
2. исследуются основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖНТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие бюджетной системы, её уровни, типы в других государствах 5
1. 2 Принципы бюджетной системы 10
2 БЮДЖЕТЫ РФ 14
2.1 Консолидированный бюджет 14
2.2 Федеральный бюджет 16
2.3 Анализ федерального бюджета на 2012-2014 годы 20
3 РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 24
3.1 Межбюджетные отношения 24
3.2 Межбюджетные отношения в РФ на 2012-2014 годы 30
2.3 Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться дополнительные средства в различных формах из вышестоящих бюджетов.

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в
2 группы:

- налоги и другие обязательные платежи;

          - прочие доходы.

 

 

 

 

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской
Федерации.[7]

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти
Российской Федерации;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3)часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

5)доходы от внешнеэкономической деятельности;

6) доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг
(здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального

Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации,

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

2.3 Анализ федерального бюджета на 2012-2014 годы.

Федеральный бюджет на 2012-2014 год направлен на долгосрочное социально-экономического развития РФ. Согласно федеральному закону Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год составил 11,78 трлн. рублей, на 2013 и 2014 год в сумме 12,7 и 14,09 трлн. рублей. Расходы федерального бюджета на 2012 год прогнозируются в размере 12,65 трлн. руб., на 2013 год 13,73 трлн. руб., а в 2014 году 14,58 трлн. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 876,6 млрд. рублей в 2012 году, 1,025 трлн. рублей в 2013 году и 491,1 млрд. рублей в 2014 году [19]

Таблица №1

Расходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Расходы федерального бюджета

2012г

2013г

2014г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы

832,9

6,5

831,0

6,2

814,2

5,92

Национальная оборона

1853,3

14,64

2329,4

17,4

2737,4

19,9

Национальная безопасность

1822,0

14,39

1981,3

14,8

2072,5

15,09

Национальная экономика

1797,2

14,19

1720,5

12,85

1653,0

12,02

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

136,0

1,07

104,3

0,78

73,8

0,54

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

21,7

0,17

22,6

0,17

23,6

0,17

ОБРАЗОВАНИЕ

603,5

4,86

558,9

4,17

499,5

3,63

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

86,2

0,7

84,6

0,64

82,7

0,6

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

551,1

4,35

503,3

3,76

461,8

3,36

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

3895,9

30,78

4155,3

31,04

4163,6

30,28

Физическая культура и спорт

40,8

0,32

40,3

0,3

27,7

0,2

Средства массовой информации

73,5

0,58

70,6

0,53

65,5

0,48

Обслуживание гос. и муниципального долга

388,4

3,07

482,3

3,6

579,2

4,21

Межбюджетные трансферты

553,9

4,38

503,00

3,76

494,7

3,6

ВСЕГО

12656,5

100,00

13387,4

100,00

13749,4

100,00

 

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают социальная политика В 2012 году доля расходования этих средств составляет 30,78%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2013) он  на 0,26% больше 2012 года. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 259,9 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение социальной политики к 2014 году до 4 163,6 млрд. рублей, что составляет на 267,7 млрд. руб. больше по отношению к 2012 году. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты")

Разделом, удельный вес которого увеличивается в общем объеме расходов, является национальная оборона, в 2012 году составит 14,64%. В динамике этот показатель растет, к 2014 году он увеличится на 5,26%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц .

Здравоохранение – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2012 году объем расходов по данному разделу составит 551,51 млрд. руб., в 2013 году произойдет уменьшение  на 0,59%, а в 2014 году на 0,99%.

Раздел межбюджетные трансферты имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Спрогнозировано, что в 2012 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 553,9 млрд. руб., к 2014 году эта сумма уменьшится на 59,2 млрд. руб.

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,2-0,6% в общем объеме расходов занимают:

▪      Физическая культура и спорт

▪      культура, кинематография и СМИ;

▪      жилищно-коммунальное хозяйство;

▪      охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2012 и 2014 году появилась новая статья условно утвержденные расходы, которые в 2013 составили 343,3 млрд. руб. и  833,6 млрд. руб в 2014 году То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.[14]

 

 

3 РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1 Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

уровням бюджетной системы РФ;

- разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным

бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.

Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

- наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

- закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и

Информация о работе Развитие межбюджетных отношений