Развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить различные точки зрения и подходы к определению экономической сущности рынка розничных банковских услуг;
2) рассмотреть классификацию розничных банковских услуг;
3) проанализировать основные факторы, которые оказывают влияние на развитие изучаемого сегмента рынка;
4) выявить основные тенденции развития современного рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь;
5) наметить возможные направления и пути совершенствования розничного банковского рынка в стране.

Содержание

Введение 4
1. Рынок розничных банковских услуг: понятие, значение
1.1. Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг, Виды розничных банковских услуг и их значение
1.2. Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
2. Практические аспекты анализа рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.
2.2. Расчетные операции с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси.
2.3. Прочие розничные услуги.
3. Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 32

Работа состоит из  1 файл

1 РЫНОК РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      Рынок потребительского кредитования являет собой отражение ситуации в стране: если экономика замедляет свой рост, рынок потребительского кредитования реагирует адекватно, даже с небольшим опережением. Ведь кредиты, как правило, берут не на первоочередные нужды, а на цели, которые хотелось достичь (что-то купить, куда-то съездить). На хлеб с молоком кредиты не берут. И когда в сегодняшней ситуации замедлился рост реальных денежных доходов населения (а в последние месяцы они вообще падают), население будет направлять свои доходы на первоочередные цели. Покупки товаров длительного пользования, поездки за рубеж отложатся. Современное развитие розничных кредитных продуктов на потребительские расходы характеризуется недостаточным использованием возможностей комплексного обслуживания клиентов. Коммерческие банки демонстрируют практически схожие условия кредитования и, как правило, сосредоточены на создании центров обслуживания физических лиц, снижении операционных издержек, и на расширении сферы безналичных платежей в рамках единого расчетного и информационного пространства. Вместе с тем для внедрения комплексных условий кредитования коммерческим банкам необходимо пересмотреть имеющиеся стереотипы как в депозитной, так и кредитной политике. Применение экстенсивных путей (наращивание объемов выдачи, увеличение процентных ставок, введение дополнительного комиссионного вознаграждения) наряду с совершенствованием традиционной технологии предоставления и погашения кредитов в дальнейшем не будет результативным. Так, повышение доходности от наращивания объемов выдачи кредитов возможно благодаря повышению уровня их конкурентоспособности путем создания привлекательных условий – снижения процентных ставок по сравнению с рыночными. При этом наращивание объемов выдачи требует соответствующего ресурсного обеспечения, что невозможно без установления более привлекательных процентных ставок по депозитам. В конечном итоге подобная практика, вызванная необходимостью одновременного снижения процентных ставок по кредитам и увеличения процентных ставок по депозитам, неизбежно приведет к снижению маржи банка. Попытка введения дополнительного комиссионного вознаграждения за оформление и (или) сопровождение как кредитов, так и депозитов приведет к еще большим расходам банка (к примеру, на проведение рекламных кампаний), а также снижению привлекательности розничных продуктов и, как следствие, появлению напряженности в вопросах доверия населения к «нововведениям» коммерческих банков.

     Сегодня рынок потребительского кредитования находится в довольно зыбком состоянии. Если весной нынешнего года многие белорусские банки вынужденно ограничивали спрос на кредиты, теперь специалисты констатируют падение интереса со стороны клиентов. В этой ситуации я бы выделила три фактора, которые определяют объем данного сегмента рынка розничных банковских услуг.

     Первый - общая макроэкономическая ситуация в стране, которая направлена на охлаждение экономики, замедление экономического роста.

     Второй – ситуация с реальными денежными доходами населения и ужесточение подходов банков к кредитованию населения.

     И третий. Рост ставки рефинансирования фиксировался уже несколько раз, и она уже достаточно высока, что повлияло на цену денег. Деньги - это такой же товар, как и все остальные, которые мы покупаем в магазинах.  
Деньги тоже имеют свою цену, а она в последнее время растет. Это замедляет темпы роста экономики, темпы роста заработной платы и, в целом сказывается на макроэкономической ситуации в стране.

     Использование в практической деятельности коммерческих банков комплексных условий позволит заменить налично-денежные расходы физических лиц безналичным кредитованием и в результате стимулировать вовлечение латентных сбережений граждан в банковскую систему республики, сократить сферу использования наличных денежных средств в расчетах, физическим лицам – сохранить сбережения без снижения уровня потребления, а коммерческим банкам – стимулировать население к потреблению, повысив доходность и обеспечив ресурсную автономность при одновременном снижении кредитного риска. В сочетании с пластиковыми карточками и возможностью удаленного банковского обслуживания комплексные условия кредитования могут выступать для физических лиц в качестве многофункционального инструмента управления собственными денежными средствами. Кроме того, комплексные условия кредитования могут использоваться коммерческими банками при выдаче ипотечных кредитов или кредитов на строительство  (приобретение) жилья, не относящихся к ипотечным. Отметим, что впервые, комплексный кредитный продукт в сфере строительства или приобретения жилья реализован ОАО «АСБ «Беларусбанк» в рамках системы строительных сбережений, предполагающей накопление с последующим кредитованием.

     (Банковский  вестник, июль 2010г. Андрей Сафонов «Разработка комплексных условий кредитования физических лиц»)

     Депозитная  политика должна учитывать исторически сложившуюся в стране структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для ликвидности балансов коммерческих банков, чему будет способствовать оптимальное сочетание различных видов вкладов. Так, использование разнообразных депозитов позволяет банку обеспечить их наиболее оптимальную структуру и на этой основе четко разграничить кредитные ресурсы по их целевому назначению и скорости оборота, что имеет важное значение для повышения уровня ликвидности банка и укрепления денежного обращения в целом. Однако в условиях финансово-экономического кризиса банки в большей степени заинтересованы в расширении сферы применения срочных депозитов, поскольку это увеличивает наиболее устойчивую часть их кредитных ресурсов. По сравнению с текущими вкладами, имеющими краткосрочный характер, срочные депозиты размещаются на более длительное время и могут быть истребованы вкладчиками по истечении установленного срока. Со стороны вкладчика смысл долгосрочного размещения временно свободных денежных средств состоит в получении более высоких процентов. Повышение уровня процентных ставок по депозитам является в настоящее время экономически объективным и социально оправданным, поскольку в условиях продолжающейся достаточно высокой инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также убедить их помещать вклады в банк на длительные сроки. В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за вклады населения. Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их цену, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять различные льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков за свое выживание в условиях сохраняющихся кризисных явлений.

      (Банковский  вестник, август 2011 г. Владимир Тарасов  «Общеэкономическая и монетарная политика Республики Беларусь)

      Одним из факторов, влияющих на развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам, является уровень развития в стране сети платежных терминалов в организациях торговли (сервиса). В европейских странах используются две модели взаимодействия банка с ОТС:

      владельческая модель – банк приобретает платежный терминал и сдает его ОТС в аренду;

      производительская – банк договаривается с производителем платежных терминалов о цене на данное оборудование, и производитель платежных  терминалов по согласованной цене продает или сдает в аренду ОТС.

      Таким образом, европейская практика взаимодействия банка-эквайера и ОТС свидетельствует  о том, что платежный терминал, как правило, не предоставляется ОТС на безвозмездной основе. При этом количество платежных терминалов в ОТС в экономически развитых странах Европы в разы, а зачастую в десятки раз превышает количество платежных терминалов, установленных в Республике Беларусь. В нашей стране установка платежных терминалов в ОТС осуществляется преимущественно за счет средств банков. ОТС не проявляют заинтересованности в приобретении и использовании платежных терминалов.

      В Республике Беларусь назрела необходимость  отказа от административных методов управления рынком банковских пластиковых карточек (отмена постановления Правления Национального банка от 29 марта 2007 года № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг»). Данная мера, как один из рычагов стимулирования рынка эквайринга, положена в основу предложений Национального банка Республики Беларусь в проект Государственной программы развития безналичных расчетов в сфере розничной торговли и услуг на 2011-2015 годы. Определенные меры административного характера имеют результат в краткосрочной перспективе. Однако решение только такими методами поставленной задачи по значительному увеличению в предстоящей пятилетке доли безналичных расчетов невозможно. Незаинтересованность банковского сектора в развитии эквайринга ввиду ежегодно возрастающих убытков от данного вида деятельности при очевидном нежелании ОТС даже в созданных условиях переходить на безналичную форму оплаты не может стимулировать рынок.

      В настоящее время, когда имеются  условия (правовые, экономические, технические), способствующие функционированию системы  безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в сфере торговли и услуг, отношения между банками и ОТС должны строиться с учетом экономической эффективности от осуществления эквайринга. Это, в свою очередь, даст возможность банкам более активно проводить маркетинговые мероприятия, стимулирующие держателей банковских пластиковых карточек к проведению безналичных платежей, участвовать в социальных проектах, направленных на повышение финансовой грамотности населения. На данном этапе развития системы безналичных расчетов это направление является наиболее актуальным.

      В Республике Беларусь необходим постепенный переход от практики установки платежных терминалов в ОТС за счет средств банков к применению европейских подходов по реализации владельческой и производительской моделей закупки и использования платежных терминалов.

      Поскольку государство заинтересовано в переводе денежных средств из слабо контролируемого наличного оборота в сферу безналичных расчетов, в условиях формирования тарифов на эквайринг на договорной основе необходима государственная поддержка организаций торговой сферы путем снижения налоговой нагрузки для ОТС, обеспечивающих рост доли безналичного розничного товарооборота.

      (Банковский вестник января 2011  Елена Кишкурно «Развитие рынка розничных платежей Беларуси и европейских стран» стр.55)

      Существенной  проблемой развития рынка розничных банковских услуг является недостаточно рациональное распределение инфраструктуры по территориальному принципу, обусловленное неравномерностью распределения плотности населения и экономической активности между территориями. В частности, далеко не во всех сельских населенных пунктах и поселках городского типа (в которых проживает 32,9 процента населения республики) есть филиалы и отделения банков; наряду с этим там пока не созданы условия для внедрения современных каналов предоставления услуг вследствие отсутствия соответствующего технического обеспечения (персональных компьютеров, банкоматов и т.п.), а также из-за низкого уровня технической грамотности населения. Все это обусловливает неравные условия доступа к получению услуг в зависимости от места жительства и социального статуса.

      Неразвитость  институциональной структуры и  инфраструктуры рынка розничных  банковских услуг сдерживает развитие конкуренции, негативно влияет на увеличение объемов и расширение спектра  розничных банковских услуг, улучшение качества обслуживания населения. Более того, высокие издержки на создание и поддержание инфраструктуры зачастую не покрываются полученными от этого доходами даже в крупных банках.

      Ряд проблем формирования рынка розничных  банковских услуг вызван недостаточным уровнем активности банков в данном сегменте банковского рынка.

      Большинство банков до сих пор не сформировало целостную, обоснованную и последовательную долгосрочную стратегию развития розничных услуг, позволяющую определить наиболее благоприятную клиентскую нишу и наращивать объемы операций в сочетании с построением эффективной системы управления рисками и гибкого перераспределения ресурсов внутри уже сложившейся дистрибьюторской сети.

      Недостаточно  активно проводятся маркетинговые  исследования рынка розничных услуг, не в полной мере внедряются современные стратегии продаж, новые банковские технологии. Помимо этого, банки не уделяют должного внимания повышению качества розничных услуг.

      Правовое  обеспечение банковской деятельности - один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков, электронных денег. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу банковской деятельности, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт определяет систему отношений в банковской системе в целом, устанавливает перечень операций, относящихся к банковским, регламентирует права и обязанности участников банковских операций.

      Таким образом, для успешной работы банковской системы в области развития рынка розничных банковских услуг, повышения доверия населения к банковской системе и привлечения его к активному участию в сфере банковского рынка необходимо создание соответствующих макроэкономических условий (повышение эффективности производства, уровня доходов населения, поступательное снижение инфляции) и условий, определяемых состоянием банковской системы (повышение капитализации банковских учреждений, расширение их ресурсной базы, увеличение доли активов банковской системы в ВВП). Для создания данных условий важна согласованная деятельность органов власти и управления, национального банка и банков.

      Помимо  этого требуют решения вопросы  расширения спектра и повышения качества розничных банковских услуг. Так, актуальным сегодня является внедрение ипотечного кредитования как альтернативы бюджетным ресурсам, направляемым на жилищное строительство; не в полной мере используется потенциал осуществления расчетов посредством банковских пластиковых карточек; практически не развиты услуги для населения по доверительному управлению денежными средствами и ценными бумагами, операции с драгоценными металлами; не нашли широкого применения операции с использованием электронных денег; требует развития и совершенствования информационное и консультационное обслуживание населения.

Информация о работе Развитие рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь: проблемы и перспективы