Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание

В период перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.

Работа состоит из  1 файл

Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы.docx

— 66.45 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Контрольное задание №2 "ФЦП 2012"

 

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

на тему: "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

       группы ДМГ - 202

       Хлынина Н.С.

       Научный руководитель

       к.э.н. Назарова Е.А.

доцент кафедры  МЭиМО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,

2012 г.

Федеральная Целевая Программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации  на 2009 - 2015 годы"

Паспорт программы1

Наименование Программы 

-

федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации  на 2009 - 2015 годы"

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1349-р

Государственный заказчик - координатор Программы 

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Государственные заказчики  Программы 

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное  агентство связи, Федеральное агентство  по печати и массовым коммуникациям

Основные разработчики Программы 

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное  государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", федеральное государственное  унитарное предприятие "Космическая  связь"

Цели Программы 

-

развитие информационного пространства Российской Федерации; обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества; 
повышение эффективности функционирования телерадиовещания

Задачи Программы 

-

модернизация инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; 
обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом; 
обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания; 
развитие сетей радиовещания; развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы 

-

численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы  должна быть меньше тысячи человек; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, - 100 процентов; площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, - 17103 тыс. кв. километров; 
доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, - 100 процентов; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, - 98,8 процента; 
количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием, - 83 единицы; доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием, - 1,2 процента; доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества, - 100 процентов; доля населения Российской Федерации, охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях, - 100 процентов

Срок и этапы реализации Программы 

-

2009 - 2015 годы: первый этап - 2009 год; 
второй этап - 2010 - 2015 годы

Объем и источники финансирования Программы 

-

всего по Программе предусматривается 122445 млн. рублей (в ценах соответствующих  лет), в том числе: 
за счет средств федерального бюджета - 76366 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них: капитальные вложения - 41575 млн. рублей; 
прочие нужды - 34791 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 46079 млн. рублей, из них: капитальные вложения - 32128 млн. рублей; прочие нужды - 13951 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности 

-

обеспечение 100 процентов населения  Российской Федерации в местах постоянного  проживания многоканальным цифровым телевещанием с гарантированным предоставлением  общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов; обеспечение 100 процентов населения Российской Федерации многоканальным радиовещанием заданного качества; обеспечение возможности цифрового радиовещания каналов Российской Федерации на зарубежные страны с высокой надежностью приема; обеспечение возможности доступа всего населения Российской Федерации к комплексным телекоммуникационным услугам, в том числе к широкому выбору телевизионных каналов в каждом домохозяйстве; 
высвобождение и последующее рациональное использование ограниченного радиочастотного ресурса в масштабах страны; рост доли отрасли телерадиовещания в валовом внутреннем продукте страны


 

 

1. Обоснование соответствия целей  развития телерадиовещания приоритетным  задачам социально-экономического  развития Российской Федерации2

 

В период перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.

Создание  в Российской Федерации единого  информационного пространства, в  первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных  прав и свобод человека, равного  доступа к массовой информации, эффективное  использование духовного и культурного  наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.

Среди задач  в сфере массовых коммуникаций выделяются:

- модернизация  сети телерадиовещания Российской  Федерации, включая переход на  цифровое вещание и расширение  вещания на страны ближнего  и дальнего зарубежья;

- повышение  адресности и увеличение разнообразия  информационных услуг; 

- разработка, внедрение и распространение  новых информационных продуктов  и технологий в сфере массовых  коммуникаций;

- обеспечение  максимальной доступности для  населения социально значимого  пакета телерадиопрограмм федерального  и регионального уровней.

В соответствии с отчетными данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям  население России охвачено эфирным  аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:

одной программой - 98,8 процента;

двумя программами - 96,7 процента;

тремя программами- 73,2 процента;

четырьмя  программами - 56,1 процента;

пятью программами - 33 процента.

Наряду  с бесплатным наземным эфирным телевизионным  вещанием в крупных городах и  населенных пунктах развивается  платное кабельное и спутниковое  телевидение, предоставляющее населению  увеличенный пакет каналов и  ряд дополнительных услуг.

Задачи  внедрения в Российской Федерации  современных технологий распространения  телерадиоканалов и выполнения международных  соглашений в области электросвязи нашли отражение, в частности,  
в следующих решениях:

- о целесообразности  внедрения в Российской Федерации  европейской системы цифрового  телевизионного вещания DVB и о  разработке программы развития  в Российской Федерации системы  цифрового телевизионного вещания  DVB (распоряжение Правительства Российской  Федерации от 25 мая 2004 г. № 706-р);

- об одобрении  Концепции развития телерадиовещания  в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р).

Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания соответствует международным соглашениям, существующей экономической политике и приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

2. Обоснование целесообразности решения  проблемы программно-целевым методом3

Целесообразность  развития телерадиовещания в Российской Федерации с использованием программно-целевого метода определяется следующими факторами:

- масштабность  и межотраслевой характер;

- высокая  ресурсоемкость;

- ограниченные  сроки; 

- нахождение  частотного ресурса в федеральной  собственности;

- определение  органами государственной власти  федерального уровня условий  использования частотного ресурса;

- международные  обязательства Российской Федерации  в области цифрового телерадиовещания;

- общегосударственная  значимость, определяемая актуальностью  социально-экономических задач,  относящихся к компетенции различных  органов государственной власти  федерального уровня, решение которых  прямо или косвенно связано  с эффективным развитием телерадиовещания;

- необходимость  в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию телерадиовещания.

Главными  задачами, стоящими перед государством в рамках разрабатываемой федеральной  целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" (далее - Программа), являются:

- создание  сети распределения и доставки  до потребителя в цифровом  формате общероссийских обязательных  общедоступных телевизионных каналов  и радиоканалов (далее - обязательные  телерадиоканалы);

- обеспечение  гарантированного распространения  обязательных телерадиоканалов  во всех населенных пунктах  Российской Федерации;

- поддержание  аналогового телевещания на период  реализации Программы; 

- обеспечение  повсеместного государственного  радиовещания заданного качества, то есть качества, эквивалентного  или превосходящего качество  стереофонического звучания CD-аудиозаписи.

Эффективное решение существующих проблем возможно только при участии  государства и в рамках программно-целевого подхода, так как:

- мероприятия по развитию  телерадиовещания в Российской  Федерации в 2009 - 2015 годах будут носить межотраслевой и межрегиональный характер и потребуют согласованных действий различных органов государственной власти;

- развитие телерадиовещания  относится к приоритетным задачам  Российской Федерации;

- разработка и реализация  мероприятий для решения существующих  проблем потребует внедрения  принципов индикативного бюджетного  планирования, ориентированного на  результат.

3. Характеристика  и прогноз развития сложившейся  ситуации в сфере телерадиовещания  без использования программно-целевого метода4

Промедление с решением задач внедрения цифрового  вещания и обновления спутниковой  группировки ведет к усугублению  следующих проблем:

- потеря  частотного ресурса наземного  вещания Российской Федерации  в результате захвата сопредельными  государствами частот в приграничной  зоне шириной до 800 км (уже приняты  государственные программы, идут  строительство и эксплуатация  цифровых сетей вещания на  Украине, в Казахстане, государствах  Балтии, Китае и Японии);

- потеря  орбитальных позиций и орбитально-частотного  ресурса Российской Федерации;

- сбои (вплоть  до полной остановки) при предоставлении  услуг спутниковой связи, в  том числе для действующей  системы телерадиовещания и связи  специального назначения.

Отсутствие  федеральной целевой программы  развития телерадиовещания в Российской Федерации влечет за собой следующие  негативные последствия:

- разрушение  единого информационного пространства  страны и усиление информационного  влияния извне;

- ограничение  возможности развития многоканального  телерадиовещания, нарушение конституционного  права граждан на получение  информации;

- сокращение  возможности оповещения населения  при чрезвычайных ситуациях, природных  и техногенных катастрофах и  в особый период;

- прогрессивный  рост бюджетных затрат на поддержание  функционирования существующей  государственной аналоговой телерадиовещательной  сети;

- рост  дальнейшего технологического отставания  российских средств массовых  коммуникаций от мирового уровня, потеря возможности равноправного  вхождения в глобальное информационное  общество.

Таким образом, эффективное решение задач развития телерадиовещания в установленные  сроки без использования программно-целевого подхода представляется невозможным.

4. Возможные варианты реализации  Программы5

При анализе  возможных вариантов развития телерадиовещания рассматривались следующие пути:

- на коммерческой  основе при последующем переходе  в основном на платное оказание  услуг телерадиовещания населению;

- при  государственной поддержке с  сохранением существующего порядка  предоставления услуг телерадиовещания  для населения на бесплатной  основе.

Первый  вариант предполагает, что развитие телерадиовещания, в первую очередь  создание цифровых сетей наземного  эфирного вещания, осуществляется участниками  рынка без бюджетного финансирования и не требует на этапе создания значительной государственной поддержки. Повышенные по сравнению с другими  вариантами бюджетные расходы возникнут  на этапе эксплуатации сетей при  реализации мер государственной  поддержки социально значимого  телерадиовещания.

Второй вариант предполагает создание условий государственной  поддержки и бюджетного финансирования мероприятий Программы,  
а именно:

- формирование  и закрепление на государственном  уровне состава обязательных телерадиоканалов;

- первоочередное  выделение частотного ресурса  государственному оператору связи  для распространения в цифровом  формате обязательных телерадиоканалов;

- строительство  сетей наземного цифрового вещания  в каждом регионе, развитие  инфраструктуры и укрепление  материально-технической базы отрасли  на основе государственно-частного  партнерства с определенной долей  бюджетного финансирования;

- бюджетное  субсидирование цифрового вещания  обязательных телерадиоканалов.

5. Ориентировочные сроки  и этапы решения проблемы программно-целевым методом6

 

Реализацию  Программы планируется осуществить  в течение  
2009 - 2015 годов в два этапа.

Основной  целью 1 этапа Программы (2009 год) является обеспечение условий для перехода на цифровой формат распространения программ, в частности разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для первой очереди строительства цифровых сетей в субъектах Российской Федерации.

Основной  целью 2 этапа Программы (2010 - 2015 годы) является реализация запланированных мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое вещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране и завершение создания единого информационного пространства в Российской Федерации.

Информация о работе Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы