Развитые страны мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:33, реферат

Описание

Субъекты современного мирового хозяйства и система показателей, характеризующих их место в мировой экономике.
Субъектами мировых хозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций. С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Содержание

1. Международная корпорация.
2. Международное разделение труда.
3. Основные виды международной предметной специализации производства.
4. Общая характеристика развитых стран.
5. Общие закономерности экономического развития.
6. Внешнеэкономическая деятельность развитых стран.

Работа состоит из  1 файл

Развитые страны мировой экономики.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Развитые страны мировой экономики 

Содержание.

Введение.

1. Международная корпорация.

2. Международное разделение труда.

3. Основные виды международной  предметной специализации производства.

4. Общая характеристика развитых  стран.

5. Общие закономерности экономического развития.

6. Внешнеэкономическая деятельность  развитых стран. 

 

Введение.

   Субъекты современного мирового  хозяйства и система показателей,  характеризующих их место в  мировой экономике.

   Субъектами мировых хозяйственных  связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций. С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

   Резиденты — это хозяйствующие  субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

   Нерезиденты — хозяйствующие  субъекты, постоянно находящиеся  на территории иностранного государства,  даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

   Все резиденты и нерезиденты,  или хозяйствующие субъекты, международной  системой национальных счетов (СНС)  квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.

   Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) —включают фирмы, занятые  производством товаров и реализацией  услуг (нефинансовых) для рынка;

2) домашние хозяйства (house holds) — представлены физическими лицами, занятыми экономический деятельностью, в том числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

3) неприбыльные институты (nonprofit institution) — состоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;

4) правительственные учреждения (government agencies). Выполняя свои прямые функции  в области политики и регулирования экономики, эти институциональные единицы осуществляют также производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организации: социального обеспечения, здравоохранения и образования;

5) финансовые корпорации (Financial corporations) — фирмы, занятые финансовым  посредничеством и осуществлением  вспомогательных финансовых услуг,  в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

   СНС не устанавливает  различий между субъектами национальной  и международной экономической  деятельности, поскольку в условиях  открытой рыночной экономики  все юридические и физические  лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.

   Кроме организаций, непосредственно  занятых внешнеэкономической деятельностью,  в мировой экономике все более  активную роль начинают играть  наднациональные международные  институты. Они представлены международными  экономическими учреждениями, занятыми  организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов. Кроме того, к такому роду международным экономическим субъектам относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда. Международная финансовая корпорация. Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

   Особая роль среди  подобных организаций сейчас стала принадлежать мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним принадлежат Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи. Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.

   Кроме организаций, имеющих  мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет. Комиссия Европейских сообществ. Европейский парламент и Суд Европейских сообществ. Подробно функции и цели этих институтов будут рассмотрены ниже. в главе «Интеграционные процессы в Западной Европе».

   Главное место среди задач  всех организаций такого рода  занимают проблемы разработки  «правил игры», т.е. правил и  законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

   Одним из специфических  проявлений интеграции в мировом  масштабе является то, что современный  процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макро уровень) и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций (микро уровень). Основной организационной формой международного сообщества на микро уровне является международная корпорация.

1. Международная корпорация.

   Международная корпорация, или МК (international corporation), — это особый  тип организации экономической  деятельности, предполагающий объединение  факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

   Существуют два вида МК:

1) транснациональная корпорация (ТНК)  — сообщество, головная компания  которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

2) многонациональные корпорации (МНК)  — сообщество, головная компания  которого принадлежит капиталу  двух или нескольких стран,  а филиалы размещены во многих странах.

   К концу XX в., по данным  ЮНКТАД, в мире действуют свыше  39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. — ТНК,  имеющих 270 тыс. филиалов по  всему миру. Общая сумма их  активов — 2,7 трлн. долл., ежегодный  объем продаж, осуществляемый ТНК, превышает 6 трлн. долл., что составляет 60% мирового товарооборота.

  Международные правила осуществления  внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными  экономическими институтами, являются  общей правовой основой для  всех государств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

  Например, вступление России  в ВТО требует определенных  изменений в Таможенном кодексе  РФ; присоединение ее к МВФ  вызвало необходимость принятия  очередного Закона об иностранных  инвестициях, а также обеспечения  относительной стабильности национальной  валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

   Приоритет международного  права в операциях на мировом  рынке не означает полной интернационализации  внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации», «О разделе продукции» и др.

   Непосредственным регулированием  внешнеэкономической деятельности  в каждой стране занимаются  специальные институты. В России  это Министерство внешнеэкономических  связей, Министерство по делам  сотрудничества с СНГ, Таможенный  комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

  Государства — участники  мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит использование права любой страны—участницы той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической «игры».

   Кроме того, государства,  участвующие в мировом экономическом  процессе, особенно наиболее экономически  развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым, регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

   Косвенное регулирование  мировых хозяйственных связей  государства могут осуществлять  через принадлежащие им частные  фирмы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

   Таким образом, современные  государства, организуя свою национальную  экономику для широкого участия  в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют  на нее и регулируют весь  комплекс мирохозяйственных связей, прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.

2. Международное разделение труда.

   Международное разделение  труда — объективная основа  международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития  производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя.

   Международное разделение  труда можно определить как  важную ступень развития общественного  территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях. МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.

   МРТ прошло сложный и  трудный путь в своем развитии, прежде чем приобрело современные  черты. Всемирное разделение труда — результат многовекового развития производительных сил, углубления национального и межнационального разделения труда, постепенного втягивания новых национальных производств в меняющуюся систему мирохозяйственных связей.

   Процесс формирования международного разделения труда особенно интенсивно стал развиваться после завершения перехода ведущих стран к машинному производству, т. е. примерно с середины XIX в. К концу XIX—началуXX в. по мере развития массового производства процесс формирования международного разделения труда в основном завершился. Наряду с чисто торговыми мирохозяйственными связями все большее развитие получали международные производственные связи, невиданные масштабы приняла международная миграция капиталов. Процесс развития международного разделения труда имел определенные типичные черты, и до сих пор у МРТ свои особенности, заключающиеся прежде всего в том, что в мировом хозяйстве сохраняется и даже углубляется разрыв между двумя группами стран — промышленно развитыми и развивающимися. На долю первых в настоящее время приходится менее 25% населения и в то же время около 80% совокупного национального продукта и свыше 80% промышленного производства развивающихся стран. Соответственно на страны развивающегося мира приходится 75% населения, но всего немногим более 20% совокупного национального продукта. Их доля в производстве продукции обрабатывающей промышленности составляет лишь 15—17%. Развивающиеся страны по-прежнему выступают в мировом хозяйстве преимущественно как поставщики сырья для индустриальных государств .и импортеры готовой продукции. Причины такого положения — в длительном действии системы международных экономических отношений, при которой более развитые страны используют аграрно-сырьевую специализацию менее развитых стран в целях их эксплуатации. К закреплению неравноправного положения отсталых в системе МРТ вела колониальная система, поскольку державы стремились придать своим колониям роль поставщиков сырья и некоторых видов продовольствия. В этом же направлении действовали тогда и международные монополии.

Информация о работе Развитые страны мировой экономики