Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:51, контрольная работа
С 1805 г. для России началась десятилетняя полоса непрерывных войн. Чрезвычайно возросшие военные издержки сильно ухудшили финансовое положение государства. Реальные расходы намного превосходили намечавшиеся по годовым росписям. Хронические дефициты государственного бюджета достигали огромных сумм, увеличившись с 8 млн. руб. в 1803 г. до 143 млн. в 1809 г.
Введение......................................................................................................3
Глава 1..........................................................................................................4
Глава 2..........................................................................................................6
Заключение................................................................................................10
Хронологическая таблица.I – V вв.........................................................11
Список литературы...................................................................................13
Содержание
Введение.................
Глава
1.............................
Глава
2.............................
Заключение...............
Хронологическая
таблица.......................
Список
литературы....................
Введение
С 1805 г. для России началась десятилетняя полоса непрерывных войн. Чрезвычайно возросшие военные издержки сильно ухудшили финансовое положение государства. Реальные расходы намного превосходили намечавшиеся по годовым росписям. Хронические дефициты государственного бюджета достигали огромных сумм, увеличившись с 8 млн. руб. в 1803 г. до 143 млн. в 1809 г. Заключение внешних займов в эти годы в силу ряда причин было практически невозможно. Внутренних займов, первый из которых был объявлен лишь в 1809 г., позаимствований из государственных кредитных учреждений и даже из специальных ресурсов и капиталов отдельных ведомств не хватало для покрытия ежегодных дефицитов. Поэтому главным средством возмещения чрезвычайных военных расходов стали новые выпуски ассигнаций. Размеры их были огромны: 1807 г. — более 63 млн. руб., 1808 г. — 95 млн. руб., 1809 г. — 55,8 млн. руб. Всего за 1805—1810 гг. было выпущено ассигнаций на 318,7 млн. руб., т.е. гораздо больше, чем за все годы существования в России бумажных денег. Таким образом, общая сумма ассигнаций в 1810 г. составила более 579 млн. руб.
В связи с этим сильно возросли цены на товары и продукты питания, что было весьма болезненным для значительной части населения.
На небывалый подъем цен сильно повлияло также запрещение ввоза в страну английских товаров, обусловленное Тильзитским миром с Францией. Вынужденное присоединение России к торговой блокаде Англии (в октябре 1807 г.) имело тяжелые последствия для экономики страны. Ведь Англия была ее ведущим торговым партнером, основным рынком сбыта русского хлеба и других товаров, а английские товары пользовались большим спросом в России. Кроме того, запретительные меры распространялись и на товары Швеции и Португалии, не примкнувших к соглашению Франции и Российской империи. Участие в континентальной блокаде привело к сокращению внешнеторговых оборотов России со 120 млн. руб. в 1806 г. до 83 млн. руб. в 1808 г. Значительно упал вексельный курс рубля.
В
силу всех этих обстоятельств реальные
доходы государства сокращались, в
то время как на потребности обороны
нужны были все более значительные
суммы, которые негде было взять. Страна
оказалась в глубоком кризисе. Было совершенно
ясно, что необходимы немедленные и решительные
меры для исправления ситуации.
Глава
1
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирская губерния (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Сперанский (1739—1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.
Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839), сын деревенского священника, благодаря своему уму, образованности и поразительной трудоспособности стал одним из крупных политических деятелей эпохи, автором обширных проектов общественно-политических преобразований в России. В 1809 г. Сперанский занимался подготовкой проекта реорганизации государственного управления империи. И «план финансов» — часть этой обширной работы.
Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения. В то же время, он полагал, что Россия не готова к конституционному строю, что начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного аппарата.
Критический анализ развития денежного обращения в XVIII – начале XIX вв.России позволил ему определить основные направления реформ, проведение которых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россия вошла в XX в. Деятельность М.М. Сперанского и разработка им теоретических основ реформ в области финансов и денежного обращения были направлены на укрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить к новым требованиям состояние финансов, главную причину, расстройства которых видел в
несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, что соразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либо приумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований, предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладывая полезные и исключая вовсе излишние издержки.
Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицита за счёт увеличения налогов и выпуска ассигнаций вредным, Сперанский предлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг.
Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости от их обеспечения, подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.
Особенностью эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шел медленнее, чем падение курса ассигнаций (за счёт опережения темпов роста производительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падение курса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходах от падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить за счёт введения новых налогов. надбавок к податям и пошлинам. Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системе налогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к тому исчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало».
Главным условием оздоровления финансов Сперанский видел возможность оздоровления денежной системы за счёт постоянного извлечения из обращения части ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путём замещения их кредитными деньгами, выдаваемых частными лицами, либо в виде банковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён в том, что «богатство государства образуется и возрастает с трудом». Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансов царской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю.) были не теоретическим исследованиями, а официальными локументами, подготовленными в форме планов, записок, проектов, отчётов, адресованных высшему органу государственного управления, а чаще лично государю-императору.
В
этих документах формировались основы
экономической и финансовой политики
– программа деятельности российского
правительства, формальной задачей которой
было развитие производительных сил, но
главной целью на протяжении XIX – XX вв.
оставалось удовлетворение фискальных
потребностей государства, т.е. его финансовые
интересы.
Глава
2
В ноябре 1809 г. император Александр I поручил составить план преобразования финансов М.М.Сперанскому. Через два месяца этот план был готов.
Начальной базой для него стали разработки профессора петербургского пединститута и сотрудника Комиссии составления законов (в которой работал Сперанский) М.А.Балугьянского, предпринятые им по просьбе товарища министра финансов Д.А.Гурьева. Составленную Балугьянским на французском языке записку Сперанский перевел на русский, значительно переработав и дополнив. Затем она обсуждалась на своеобразных домашних совещаниях у сенатора Северина Потоцкого, в которых, помимо Сперанского, Балугьянского и хозяина дома, участвовали бывший военно-морской министр адмирал Н.С.Мордвинов, бывший управляющий министерством внутренних дел, сенатор граф В.П.Кочубей и Б.Кампенгаузен, впоследствии государственный контролер, а затем государственный казначей Российской империи. Проект был еще раз пересмотрен в особом комитете у Д.А.Гурьева, и его окончательный вариант Александр I внес на рассмотрение Государственного совета в день его открытия — 1 января 1810 г. Манифест об образовании Госсовета объявлял положение финансов одной из главных тем для обсуждения и упоминал о представленном плане финансов.
Сначала этот план поступил на рассмотрение департамента экономии, а затем — общего собрания совета. Департамент экономии состоял из Мордвинова, Кочубея, Потоцкого, Саблукова и Тутолмина. Первые трое, как уже отмечалось, участвовали в предварительных обсуждениях плана. А Саблуков и Тутолмин хотя и были, по свидетельству барона М.А.Корфа, людьми весьма почтенными, но без особых сведений в финансовой науке. Они, как и другие члены Государственного совета, на заседании общего собрания не могли достаточно компетентно судить о достоинствах или недостатках плана. Кроме того, и сам Сперанский в то время, и его проект имели безусловную поддержку императора. Поэтому особых прений по этому вопросу не возникло, и большинство одобрило предложенные меры.
1 января 1810 г. император Александр I лично внес разработанный М. М. Сперанским план в Государственный совет, а 1 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста, опять же написанного Сперанским. С тем чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал "сильных мер и важных пожертвований". Эти сильные меры сводились:
1)
к изъятию из обращения
2)
сокращению расходов всех
3)
установлению жесткого
4) устройству монетной системы;
5)
развитию торговли как
6) установлению новых налогов.
Манифест провозглашал, что «новый выпуск ассигнаций пресекается», а функции Государственного Ассигнационного банка и учреждаемых разменных контор будут заключаться лишь в обмене ветхих ассигнаций на новые и взаимном размене ассигнаций различных достоинств. Те же ассигнации, которые находились в обращении, признавались государственным долгом, обеспеченным всеми богатствами Российской империи. Объявление ассигнаций государственным долгом было мерой необычной и вызвало замешательство среди населения. Но, заявляя о своих обязательствах постепенно погасить этот долг, погасить избыток ассигнаций, правительство хотело укрепить их позиции и поднять доверие к ним среди населения. Прекращение новых выпусков было первым шагом на этом пути.
Прежде
всего Сперанскому удалось
Важной мерой по стабилизации финансового
состояния явилось установление налогов
с дворянских имений, ранее освобожденных
от податей. Дворяне впоследствии не простят
Сперанскому этого акта. Наконец, Сперанский
занялся положением разменной монеты.
За главную монетную единицу был принят
серебряный рубль. Принимались меры для
увеличения количества мелкой серебряной
монеты, которой реформатор предлагал
заменить медную. Таким образом, он пытался
восстановить доверие к ассигнациям, облегчив
их размен на монету.