Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:51, контрольная работа
С 1805 г. для России началась десятилетняя полоса непрерывных войн. Чрезвычайно возросшие военные издержки сильно ухудшили финансовое положение государства. Реальные расходы намного превосходили намечавшиеся по годовым росписям. Хронические дефициты государственного бюджета достигали огромных сумм, увеличившись с 8 млн. руб. в 1803 г. до 143 млн. в 1809 г.
Введение......................................................................................................3
Глава 1..........................................................................................................4
Глава 2..........................................................................................................6
Заключение................................................................................................10
Хронологическая таблица.I – V вв.........................................................11
Список литературы...................................................................................13
Старания великого реформатора не замедлили сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809 г. он равнялся 105 млн руб.), доходы возросли до 300 млн руб. Они был бы значительно выше, если бы государственные органы организовали должным образом составление описей имущества, предназначаемого для распродажи. Не удалось и предполагаемое сокращение расходов, так как полным ходом шли приготовления к войне с Наполеоном. Даже эти, казалось бы, необходимые и оправданные расходы позже ставились Сперанскому в упрек. Поток жалоб вызвало увеличение налогов, которые не желали брать на себя все предшествующие финансисты. По замечанию самого Сперанского, "каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако ж, чтобы кто-нибудь ее нес". Все эти меры сопровождались разработкой Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Негодование Наполеона вызвала еще одна мера, предложенная Сперанским: английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось швартоваться в русских портах. Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них:
1) установление банковских
2) определение общего курса и
прием по этому курсу
3) перевод ассигнаций в
"Последствием первой меры, - писал М. М. Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения". Сперанским впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Именно здесь, как ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России, составленный реформатором, обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах. Наконец, в расходах обозначился определенный порядок. Сам Сперанский так говорил о принятых им мерах: "Вместо того, что прежде каждый министр мог почерпать свободно из так называемых экстраординарных сумм, в новом порядке надлежало все вносить в годовую смету, потом каждый почти рубль подвергать учету в двух инстанциях Совета, часто терпеть отказы и всегда почти уменьшения и в конце всего ожидать еще ревизии контролера.
Реформы,
проводимые Сперанским, затронули практически
все слои российского общества. Это вызвало
бурю недовольных возгласов со стороны
дворянства и чиновничества, чьи интересы
были затронуты более всего. Всё это отрицательно
сказалось на положении самого государственного
советника.
Заключение
Характеризуя преобразования Сперанского в финансовой системе России, нельзя не заметить, что в реальных условиях того времени они не принесли ожидаемого результата, но дали определенный эффект: прекратилось падение курса бумажного рубля, а с весны 1811 г. он начал повышаться, что оживило экономику. Однако до провозглашенной цели — восстановления нарицательного достоинства ассигнаций — было слишком далеко. Операция погашения государственных долгов шла очень медленно, тяжело. Да и трудно было ожидать иного. Сам Сперанский это прекрасно понимал. «... Ни в какое время, — писал он в цитировавшемся уже отчете в феврале 1811 г., — ни в каких обстоятельствах, никакому государству не может быть легко уплатить 600 000 000 долгу так, чтоб в первый год, и даже в первые шесть месяцев, уплата сия была уже чувствительна; тем не менее еще можно сего требовать от государства без коммерции, среди войны, и в недостатке ежегодных доходов на текущие расходы».
Знание
основных направлений деятельности
Сперанского и предложений по
реформированию государственного управления,
финансовых и кредитно-денежных отношений
необходимо не только потому, что почти
все его предложения реализованы в реформах,
проведённых в середине XIX – начале XX вв,
но и потому, что его анализ причин слабости
финансового положения и состояния денежного
обращения в начале XIXв и предложения по
сбалансированию государственного бюджета
и укреплению денежного обращения актуальны
и сегодня.
Хронологическая
таблица
Период | Государства | Основные исторические события в сфере финансов |
I – V вв. | Древний Рим | Подъем сельского
хозяйства и ремесла |
I – V вв. | Древняя Греция | Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Рабовладение было распространенным явлением. |
I – V вв. | Древний Китай | Создано финансовое ведомство, разрабатывало финансовую политику, определяло сумму налоговых и других поступлений в доход казны, государственные расходы. В императорское ведомство шли налоги от эксплуатации водных сооружений и горных разработок, идущие на личные нужды императора. Ведомство сельского хозяйства было ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии. |
I – V вв. | Древняя Индия | По мере укрепления высших каст - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями - продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Появление первых индийских монет из серебра или бронзы, неодинаковой формы, но постоянного веса. Мелкие покупки еще оплачивались ракушками каури,которые оставались главной валютой во многих регионах Индии. Принимает распространение занятие расточительством. |
Список
литературы