Региональные финансовые ресурсы – состав, принципы формирования и использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:54, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является рассмотрение понятия региональных финансовых ресурсов, состава, принципов формирования и использования.
Предметом контрольной работы являются региональные финансовые ресурсы.
В соответствии с целью в данной контрольной работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и состав финансовых ресурсов региона.
2. Рассмотреть назначение региональных финансовых ресурсов, принципы формирования и использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………...5
1.1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ.......……….5
1.2 СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА……………………….8
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ……………………………10
ГЛАВА 3. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА…………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….......................

Работа состоит из  1 файл

моя контра.docx

— 42.24 Кб (Скачать документ)

Финансовые отношения, которые  характеризуют государственный  кредит органов власти субъектов  РФ, составляют последнее звено региональных финансов. На сегодняшний день это  звено характеризуется кризисным  состоянием, поскольку система выпуска  ценных бумаг большинства субъектов  РФ построена по принципу рефинансирования краткосрочных заимствований и  не имеет резервов для погашения  облигаций из собственных источников. Привлечение новых заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке для большинства регионов, ранее осуществивших значительные эмиссии краткосрочных облигаций, сегодня представляется маловероятным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Формирование и использование  региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, “Бюджетным кодексом Российской федерации”, а также другим федеральным  и региональным законодательством.

В процессе управления региональными  финансами можно выделить несколько  функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа  проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим  бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также  для эффективного управления финансами  необходимы контрольно-ревизионные  органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность  и точность данных, предоставляемых  органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных представительным органом  власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку финансового плана  целесообразно проводить параллельно  с бюджетом, так как это позволяет  своевременно учитывать и согласовывать  возникающие корректировки. Непосредственно  утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом  власти обычно не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Финансовое планирование подразделяется на перспективное и текущее. На стадии перспективного планирования определяются основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом перспективные планы должны ежегодно корректироваться в соответствии с произошедшими изменениями.

Важнейшим элементом финансового  управления является бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Основным  инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых  в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором  отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории. Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Основной  задачей территориального сводного финансового баланса является определение  объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в  регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную  систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).

Сводный финансовый баланс строится на основе упоминаемого выше расширительного  подхода к определению финансовых ресурсов региона, поэтому в балансе  должны отражаться не только созданные  в регионе финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами  региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения  и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фондов, внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.

Денежные  средства населения, как правило, в  балансе не отражаются, за исключением  небольшой их части, изымаемой в  виде подоходного налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами  характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.

В отличие  от бюджета, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:

- сопоставить  потребности территории и реальные  возможности для их покрытия;

- определить  финансовую обеспеченность конкретной  территории;

- представить  вклад территории в государственные  ресурсы и вклад государственных  ресурсов в развитие регионов;

- выявить  потенциал местного бюджета и  внебюджетных фондов;

- отслеживать  процесс формирования, аккумулирования,  распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

Кроме того, баланс позволяет установить сумму  финансовых ресурсов, оставляемых в  распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.

Информационной  базой составления финансового  баланса являются статистические данные отчетов предприятий и организаций  по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию  внебюджетных фондов.

ГЛАВА 3. РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОМ  РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В XXI веке во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является территориальное самоуправление, главная черта которого заключается в том, что его осуществляет само население, через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на региональные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные ресурсы, используемые для удовлетворения потребностей бюджета субъекта РФ.

Региональные  финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  главным образом с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием  населения.

Таким образом, региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие субъекта Российской Федерации. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса.

Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными

ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

Региональные  финансы, являясь инструментом государственной  социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и

экономических проблем региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  вышеизложенного можно сказать, что региональные финансовые ресурсы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не  сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами.

Таким образом, построение новой системы  общественных отношений обязывает  по-иному решать проблемы финансов, бюджета, межбюджетных отношений, функционирования кредитно-денежной системы и др. В связи с этим особое значение для экономики страны и социальной сферы приобретают вопросы формирования финансовых ресурсов региона и их использования.

 Объективно это обусловлено  тем, что чем выше уровень  обеспеченности финансовыми ресурсами  и финансово-экономической стабилизации  субъектов Федерации, тем эффективнее  функционируют все сферы народнохозяйственного  комплекса России, тем устойчивее  экономика государства в целом.  К этой проблеме, как известно, сегодня приковано внимание ряда  наших ученых и практиков. И  это закономерно, поскольку до  недавнего времени, в условиях  административно-командной системы,  финансам территорий придавалось  второстепенное значение.  
Возможно, поэтому проблема формирования и использования финансовых ресурсов регионов пока остается недостаточно изученной и не имеет, на наш взгляд, оптимальных решений.

Недооценка факторов, влияющих на степень финансовой стабилизации регионов, приводит к усилению экономических  и социальных диспропорций и многим другим негативным последствиям, что, в свою очередь, существенно ослабляет  материально-финансовую базу повышения  благосостояния большинства населения. Несмотря на огромное влияние государственной  финансовой и бюджетной политики на уровень финансового состояния регионов, нельзя недооценивать роль самих региональных органов управления.

Большая дифференциация в уровне финансовых ресурсов регионов России свидетельствует  о значительной роли внутрирегиональных факторов в достижении финансовой стабильности. Целенаправленная финансовая политика региона должна стать фактором его успешного социально-экономического развития. При этом первостепенное значение приобретает совершенствование финансовых отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями и реформирование межбюджетных отношений в едином комплексе.

Проблемы финансовой стабилизации региона являются весьма сложными для современной экономической науки. Не полностью соответствуют требованиям времени и стимулирования процессов финансовой стабилизации законодательно-нормативная база, слабое государственное регулирование, отсутствие стратегического управления

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдокушин. Е.Ф. Международные экономические отношения/ М.: 2008.

2. Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы: Учебник /: Москва 2009.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы: Учебник  для вузов. - М.: финансы, ЮНИТИ, 2009.

4. Вахрин П.И., Нешито А.С. бюджетная система российской федерации: Учебник /: Москва 2008.

5. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для ВУЗОВ - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

6. Ковалев А.М. Финансы: Учебник  /: Москва 2008г.

7. Лобковича Э.И., под общ. его ред. М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон. Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 2008.

 


Информация о работе Региональные финансовые ресурсы – состав, принципы формирования и использования