Резервный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание

Для того чтобы обеспечить оптимальное сочетание эффективного использования бюджетных ресурсов с обеспечением долгосрочной макроэкономической стабильности в 2008 году был осуществлен переход от функционирования Стабилизационного фонда к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами. Он предполагает создание двух фондов: Резервного, предназначенного для замещения выпадающих доходов бюджета в случае снижения цен на нефть, и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния), который призван обеспечивать долгосрочную бюджетную сбалансированность.

Содержание

Понятие и цель создания Резервного Фонда.
Формирование Резервного фонда.
Управление средствами Резервного фонда.
Использование средств Резервного фонда.
Практическое задание.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

финансы контрольная.docx

— 37.55 Кб (Скачать документ)

         План 

  1. Понятие и цель создания Резервного Фонда.
  2. Формирование Резервного фонда.
  3. Управление средствами Резервного фонда.
  4. Использование средств Резервного фонда.
  5. Практическое задание.
  6. Список литературы.
  7. Приложение №1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.Понятие и цель создания Резервного фонда  

     Одна  из главных целей бюджетной политики на 2008-2010 гг. состояла в обеспечении  сбалансированности бюджетной системы  и создании условий для долгосрочной макроэкономической устойчивости российской экономики.       

     Основные  потенциальные угрозы стабильности российской бюджетной системы связаны  с неблагоприятной динамикой  нефтегазовых доходов в ближайшие  годы и в долгосрочной перспективе. Это объясняется сочетанием нескольких факторов: ожидаемого постепенного снижения мировых цен на нефть и газ, замедления роста добычи и экспорта углеводородов, и повышение курса  рубля, от которого зависят поступления  основных доходов нефтегазового  сектора: НДПИ на нефть и вывозных пошлин на нефть, нефтепродукты и  газ. Результатом ожидалось более  чем двукратное снижение соотношения  нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП: с 10,9% в 2006 г. до 5,2% ВВП в 2010 г.

     Для того чтобы обеспечить оптимальное  сочетание эффективного использования  бюджетных ресурсов с обеспечением долгосрочной макроэкономической стабильности в 2008 году был осуществлен переход  от функционирования Стабилизационного фонда к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами. Он предполагает создание двух фондов: Резервного, предназначенного для замещения выпадающих доходов бюджета в случае снижения цен на нефть, и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния), который призван обеспечивать долгосрочную бюджетную сбалансированность.

     Таким образом, Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

     Новый механизм позволяет существенно  снизить зависимость бюджетной  системы от внешней конъюнктуры, сделать бюджетные расходы стабильными  и предсказуемыми. В то же время он позволяет увеличить использование нефтегазовых поступлений на нужды бюджета по сравнению с предшествующим периодом в результате того, что в 2009-2010гг. несколько ослабляются требования к расходам бюджета, связанные с ограничениями денежно-кредитной и курсовой политики. Появляется принципиальная возможность сократить сбережение бюджетных средств, увеличив государственные расходы. В период 2008-2010 гг. использование нефтегазовых доходов резко возросло: с 2,9% ВВП в 2006 г. до 5,3% ВВП в среднем за 2008-2010 гг. (6,1% ВВП в 2008 г., 5,3% ВВП в  2009 г. и 4,5% ВВП  в 2010 г.). Сбережение нефтегазовых доходов в этот период резко снизилось: с 8,0% ВВП в 2006 г. и 6,8% ВВП в среднем за 2004-2006 гг. до 0,6%-0,7% ВВП в 2008-2010 гг.

     Введение  в действие механизма Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний  внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов  в финансовую форму. Это служит залогом  их последующего использования для  замещения выпадающих нефтегазовых доходов. Это определяет необходимость  некоторого снижения размеров нефтегазового  трансферта  по завершении переходного периода (2008-2010гг.).

     В 2008-2010гг. нефтегазовый трансферт сокращается с 6,1% ВВП до 4,5% ВВП - пропорционально снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).

     Величина  нефтегазового трансферта после  переходного периода – начиная  с 2011 года - должна устанавливаться, исходя из задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности федерального бюджета  и необходимости безусловного исполнения принятых государством обязательств.

     Согласно  базовому варианту прогноза Агентства  энергетической информации США цены на нефть (пересчитанные на марку «Юралс») в период 2011-2015 г. продолжат падение до уровня 42 долл. США/бар., и затем не превысят 50 долл. США/бар. до 2030 г. При реализации базового варианта текущие нефтегазовые доходы в 2014 году прогнозируются в размере 3,6% ВВП. При этом с некоторой вероятностью может также реализоваться сценарий низких цен, при котором цены снизятся до 26-27долл. США/бар.

     Прогнозы  свидетельствуют, что даже при базовом  варианте ценовой динамики нефтегазовые доходы федерального бюджета продолжат  падение и уже к 2015 г. упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. составят 3,2% ВВП. Таким образом, для того, чтобы в таких условиях поддерживать стабильные размеры нефтегазового трансферта необходимо в предыдущий период накопить достаточные размеры Резервного фонда и Фонда будущих поколений (Фонда национального благосостояния) и выгодно разместить их, чтобы получаемый инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления нефтегазовых доходов. Расчеты показывают, что максимальные размеры нефтегазового трансферта, при котором может сохраняться стабильность на долгосрочную перспективу, составляют 3,7% ВВП. Эта величина нефтегазового трансферта на долгосрочную перспективу значительно превосходит расчетную среднюю величину нефтегазового трансферта за период 2000-2006 гг., составляющую 2,6% ВВП.

     Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

     Для расчета нормативной величины Резервного фонда предполагалось, что:

     - цена нефти марки «Urals» снижается  с 51,7 долл. США/барр. – средняя  цена в трехлетнем бюджете  на 2008-2010 годы – до 29,4 долл. США/барр. – среднегодовая цена на нефть  за последние 10 лет (с 1997 по 2006 годы);

     - снижение нефтегазовых доходов  федерального бюджета при снижении  цены на нефть марки «Urals»  на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП  (в условиях 2008 года).

     Исходя  из этого необходимый размер Резервного фонда составляет 10% ВВП.  

         2. Формирование Резервного фонда  

     Резервный фонд формируется за счет:

     1) нефтегазовых доходов федерального  бюджета в объёме, превышающем  утверждённую на соответствующий  финансовый год величину нефтегазового  трансферта при условии, что  накопленный объём Резервного  фонда не превышает его нормативной  величины;

     2) доходов от управления средствами  Резервного фонда.

     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются за счет:

     - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный,  газовый конденсат);

     - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

     - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

     - вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.

     Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

     После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

     Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.         

     С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".)

     Другим  источником формирования Резервного фонда  являются доходы от управления его  средствами.

     С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 22.09.2009 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".)

     Средства  нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств  федерального бюджета, открытых Федеральным  казначейством в Центральном  банке Российской Федерации.

     С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ.)

     Расчеты и перечисления средств в связи  с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета (В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 314-ФЗ.). 

         3. Управление средствами Резервного фонда 

     Целями  управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде (В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.).

     Управление  средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 1.)

Информация о работе Резервный фонд