Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:12, реферат
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.
Основными участниками финансовых отношений являются:
Основные признаки государственных финансов:
Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:
Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:
В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:
Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.
Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.
На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.
В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.
Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.
Финансы – неотъемлемое
связующее звено между
Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.
1 Элементы и звенья финансовой системы РФ
Как говорилось выше, финансовая
система представляет собой структуру
взаимосвязанных подсистем, которая
включает в себя государственные
и муниципальные финансы и
финансы хозяйствующих
Государственные и муниципальные финансы:
а) бюджетная система;
б) государственный кредит
Финансы хозяйствующих субъектов:
а) коммерческие организации;
б) некоммерческие организации;
в) финансовые посредники.
"Финансовая деятельность
государства и муниципальных
образований представляет
Государственная бюджетная
система Российской Федерации - основной
финансовый план формирования и использования
централизованного денежного
федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;
территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это
окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских
населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
стимулирующую (бюджетные, отношения
имеют своей целью
контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).
Государственный кредит выделяется
в самостоятельное звено
Необходимость государственного
кредита обусловлена темпами
роста государственных
Внебюджетные фонды - это
форма аккумуляции и
По признаку целевой направленности
использования средств
Различные модели бюджетно-налоговой политики характеризуются, прежде всего, уровнем характерной для них налоговой нагрузки, а также размером расходов государства на реализацию его социально-экономических функций. Макроэкономический показатель налоговых изъятий определяется при этом как отношение суммы всех уплачиваемых населением государству (в бюджеты различного уровня, а также во внебюджетные фонды) налогов к валовому внутреннему продукту.
Ориентированная на
совокупный спрос кейнсианская модель
фискальной политики предполагает сильное
вмешательство государства в
социально-экономическую жизнь
Неоклассическая концепция
фискальной политики ориентируется
на наращивание совокупного
Соотнесенные с ВНП государственные расходы Швеции доходили до 60%, США - лишь 30%. А между ними в порядке убывания данного показателя расположены Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Австрия, Италия, Финляндия, Германия, Великобритания, Канада, Греция, Швейцария, Австралия, Япония. Как видим, наиболее типичным представителем кейнсианской модели фискальной политики длительное время являлась Швеция, а представителем неоклассической модели - США. В 1989 г. суммарные поступления от налогов составили в Швеции 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕС .
Нормативная ставка
налога на прибыль составляла в Швеции
52%. Здесь традиционно
Не случайно, что с 1991 г. приоритетным направлением фискальной политики Швеции стало сокращение налоговых ставок (при расширении базы налогообложения) в духе неоклассических подходов - хотя и по сей день эти ставки здесь выше, чем во многих других странах.
Государственный
бюджет. Бюджетный дефицит и
Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.
Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.
Государственный бюджет представляет
собой крупнейший централизованный
денежный фонд, аккумулируемый с помощью
перераспределения
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Рассмотрим структуру расходов и доходов госбюджета РФ (табл. 5.1).
Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.
Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.
Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило,
он идет на покрытие государственного долга.
Процифит бюджета в 2003 г. составил 216, 8 млрд. руб.
В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом, так было и в России в 1992–1999 гг. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.
Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.