Роль финансов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:12, реферат

Описание

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 33.11 Кб (Скачать документ)

1 Роль финансов в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

  1. государство;
  2. хозяйствующие субъекты;
  3. население.

Основные признаки государственных финансов:

  1. денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  2. субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  3. в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

  1. непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
  2. в сфере производства и обращения;
  3. между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
  4. в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
  5. в сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

  1. производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
  2. заемщика и инвестора на финансовом рынке;
  3. работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике  взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

  1. рынок товаров и услуг;
  2. рынок труда;
  3. финансовый рынок.

Все три рынка  находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции  рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном  этапе особо выделяются такие  сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между  всеми участниками финансовых отношений  в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием  и использованием национального  дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и  потребление и носят объективный  характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений  и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

 

 

1 Элементы и звенья финансовой системы РФ

Как говорилось выше, финансовая система представляет собой структуру  взаимосвязанных подсистем, которая  включает в себя государственные  и муниципальные финансы и  финансы хозяйствующих субъектов. Которые делятся следующим образом на звенья:

Государственные и муниципальные  финансы:

а) бюджетная система;

б) государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации;

в) финансовые посредники.

"Финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований представляет собой  процесс планомерного образования,  распределения и использования  государством и муниципальными  образованиями финансовых ресурсов  через свои денежные фонды  для выполнения поставленных  задач" - пишет М.В. Карасёва5.

Государственная бюджетная  система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования  централизованного денежного фонда  государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся  в проведении государственной политики, главным образом посредством  перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему  налогообложения. В настоящее время  бюджетная система России представлена следующими составляющими:

федеральный бюджет - это  республиканский бюджет РФ;

территориальные бюджеты  субъектов РФ (бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные  автономных областей, автономных округов  и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это

окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских

населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

стимулирующую (бюджетные, отношения  имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических  ресурсов и, в первую очередь, бюджетных  средств);

контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных  финансов, так как ему присущи  специфические формы финансово-кредитных  отношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами  роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета  при его дефиците. Очевидно, что  в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной  и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев  государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном  понимании она должна включать в  систему Центрального Банка РФ.

Внебюджетные фонды - это  форма аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых для  удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды  создаются в различных государствах на определённый срок или действуют  постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических  услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами  приоритетных сфер экономики. Поэтому  правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено  государственных финансов.

По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две  группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме  того, образуются внебюджетные фонда  территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

4 Модели фискальной политики

Различные модели бюджетно-налоговой политики характеризуются, прежде всего, уровнем характерной  для них налоговой нагрузки, а  также размером расходов государства  на реализацию его социально-экономических  функций. Макроэкономический показатель налоговых изъятий определяется при этом как отношение суммы  всех уплачиваемых населением государству (в бюджеты различного уровня, а  также во внебюджетные фонды) налогов  к валовому внутреннему продукту.

Ориентированная на совокупный спрос кейнсианская модель фискальной политики предполагает сильное  вмешательство государства в  социально-экономическую жизнь и, как следствие сочетание масштабных государственных расходов с высокими налогами. Причем значительное место  в структуре налоговой системы  занимают налоги прямые (подоходный, налог  на заработную плату и др.).

Неоклассическая концепция  фискальной политики ориентируется  на наращивание совокупного предложения  и предполагает сокращение государственного вмешательства в экономику путем  замораживания социальных расходов, сокращения налогов на доходы и прибыль  корпораций. В рамках неоклассического подхода акцент делается на косвенные  налоги (прежде всего НДС), так как  прямые не стимулируют рост трудовой и предпринима-тельской активности.

Соотнесенные с  ВНП государственные расходы  Швеции доходили до 60%, США - лишь 30%. А  между ними в порядке убывания данного показателя расположены  Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Австрия, Италия, Финляндия, Германия, Великобритания, Канада, Греция, Швейцария, Австралия, Япония. Как видим, наиболее типичным представителем кейнсианской модели фискальной политики длительное время являлась Швеция, а представителем неоклассической модели - США. В 1989 г. суммарные поступления от налогов составили в Швеции 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕС .

Нормативная ставка налога на прибыль составляла в Швеции 52%. Здесь традиционно использовались ориентированная на совокупный спрос  автоматическая фискальная политика и  прогрессивное налогообложение  как встроенный стабилизатор экономики. Чрезмерная прогрессия в налоговых  ставках, используемая как средство решения социальных задач, рано или  поздно должна была привести к нарастанию негативных тенденций в экономической  системе. Так, во второй половине 80-х  гг. темпы инфляции здесь оказались  на 2% в год выше, чем в странах-конкурентах, что было весьма болезненно для открытой шведской экономики. Логически следствием высоких ставок налогов стали  рост затрат на заработную плату, утечка капиталов за границу. Большие налоги подталки-вали к сокрытию доходов. Согласно оценкам американских экспертов, в Швеции не декларировалось от 12 до 25% доходов.

Не случайно, что  с 1991 г. приоритетным направлением фискальной политики Швеции стало сокращение налоговых  ставок (при расширении базы налогообложения) в духе неоклассических подходов - хотя и по сей день эти ставки здесь выше, чем во многих других странах.

 

 

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный  долг

Центральной частью финансовой системы являются государственные  финансы с их ведущим звеном –  государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов  и расходов государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми  странами в начале ХХ в.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты  – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности  – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Рассмотрим структуру  расходов и доходов госбюджета РФ (табл. 5.1).

Если расходы правительства  равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается  не всегда.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило,

он идет на покрытие государственного долга.

 

Процифит бюджета в 2003 г. составил 216, 8 млрд. руб.

В современных условиях бюджеты  большинства стран сводятся с  дефицитом, так было и в России в 1992–1999 гг. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета  кроется также в безудержном  росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к  проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Информация о работе Роль финансов в экономике