Роль финансов в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:12, реферат

Описание

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 33.11 Кб (Скачать документ)

Способы финансирования бюджетных  дефицитов представлены на рис. 5.1.

 

Рис. 5.1. Способы  покрытия бюджетного дефицита

Еще одна проблема, порождаемая  бюджетным дефицитом, – это государственный  долг.

Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства (рис. 5.2).

 

 

 

Рис. 5.2. Государственный  долг

 

В феврале 2004 г. внешний долг России иностранным государствам и  коммерческим банкам составлял 117,0 млрд. дол., или менее 1 тыс. дол. на каждого  жителя, включая грудных младенцев (для сравнения в 1991 г. Россия имела 80 млрд. дол. внешнего долга), а в начале 2001 г. – 143,4 млрд.дол.).

Уровень государственной  задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении  к ее валовому внутреннему продукту. По различным подсчетам этот уровень  в нашей стране составляет порядка 30%.

По расчетам специалистов, к 2003 г. на обслуживание внешнего долга  и процентов по нему России потребуется 70% бюджетных расходов.

Пути решения проблемы внешнего долга – это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные  займы. Для этого Россия ведет  переговоры с Лондонским и Парижским  клубами кредиторов. В первую очередь  предстоит урегулировать ту часть  долга, которая перешла к России от бывшего СССР.

В то же время многие иностранные  государства и страны – члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. дол. Основные должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.

Есть еще один аспект этой проблемы. По различным оценкам, сумма  валютных средств, принадлежащих российским предпринимателям, незаконно вывезенная за рубеж и находящаяся в зарубежных банках, составляет 100–150 млрд. дол. Возвращение  этих денег в Россию могло бы помочь решению многих экономических проблем.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера

 

   

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. 
Экономическая сущность  налогов характеризуется денежными отношениями,  складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Эти  денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение  государства.

Функции налогов:

- Фискальная  -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

- Стимулирующая  -  при помощи налоговых льгот,  санкций решаются вопросы технического прогресса,  капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

- Регулирующая – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

- Распределительная и перераспределительная. При  помощи  налога распределяет и  перераспределяет национальный доход.  Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

- Социальная  функция  -  за  счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры:  освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

- Контрольная – при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия,  формирование затрат и прибыли.

Эффективность зависит от деятельности органов  налоговых служб. 
Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.

Налоги  бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налоги на сделки с недвижимостью, ценными бумагами, акцизы  и пр.

С точки зрения налогообложения, налоги подразделяются на:

  1. Фиксированные (твердые) налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения  независимо от величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении.
  2. Пропорциональные налоги предполагают одинаковые доли изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц в размере  13%.
  3. Прогрессивные налоги – доля изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы возрастает по мере роста  величины объекта налога.
  4. Регрессивные налоги - это те налоги, у которых она снижается по мере роста величины налогооблагаемой базы. В России подавляющая часть налогов являются прогрессивными.

В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:

1. Федеральные налоги – налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые  Налоговым кодексом РФ и обязательные  к уплате на всей территории  России.  К основным видам федеральных косвенных налогов относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. На них приходится около 70% общей суммы доходов федерального бюджета. Основными федеральными прямыми налогами являются налог на прибыль предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

2. Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, лесной доход, региональные лицензионные сборы и т.д.

3. Местные налоги – налоги и  сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом РФ и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления. Местные налоги включают  налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сбор за парковку автотранспорта, сбор с владельцев собак и т.д.

Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Фискальная  политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы.. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Кривая Лаффера – графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

Суть эффекта Лаффера в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из теневой экономики).

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются  стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода  от налогообложения и стремящихся  концентрировать финансовые ресурсы  в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции  Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».


Информация о работе Роль финансов в экономике