Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:12, реферат
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.
Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Способы покрытия бюджетного дефицита
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг.
Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Государственный долг
В феврале 2004 г. внешний долг России иностранным государствам и коммерческим банкам составлял 117,0 млрд. дол., или менее 1 тыс. дол. на каждого жителя, включая грудных младенцев (для сравнения в 1991 г. Россия имела 80 млрд. дол. внешнего долга), а в начале 2001 г. – 143,4 млрд.дол.).
Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту. По различным подсчетам этот уровень в нашей стране составляет порядка 30%.
По расчетам специалистов, к 2003 г. на обслуживание внешнего долга и процентов по нему России потребуется 70% бюджетных расходов.
Пути решения проблемы
внешнего долга – это его
В то же время многие иностранные государства и страны – члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. дол. Основные должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.
Есть еще один аспект этой
проблемы. По различным оценкам, сумма
валютных средств, принадлежащих российским
предпринимателям, незаконно вывезенная
за рубеж и находящаяся в
Налог
– это обязательный платеж, поступающий
в бюджетный фонд в определенных законом
размерах и в установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах
исчисления которых реализуются определенные
принципы, образуют налоговую систему
страны.
Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими и физическими
лицами.
Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Функции налогов:
- Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.
- Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая – регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.
-
Распределительная и
- Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.
- Контрольная – при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.
Эффективность
зависит от деятельности органов
налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую функции
называют экономической функцией.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. К ним относятся налоги на сделки с недвижимостью, ценными бумагами, акцизы и пр.
С точки зрения налогообложения, налоги подразделяются на:
В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов:
1.
Федеральные налоги – налоги,
сборы и пошлины,
2. Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, лесной доход, региональные лицензионные сборы и т.д.
3.
Местные налоги – налоги и
сборы, устанавливаемые
Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы.. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.
Кривая Лаффера – графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.
Суть эффекта Лаффера в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из теневой экономики).
При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.
Изъятие
у налогоплательщика