Роль финансов в развитии международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:10, реферат

Описание

Таким образом, финансы играют главную роль в международных экономических отношениях и представляют собой совокупность денежных отношений при формировании, распределении и использовании на общегосударственные нужды средств общественного производства и национального дохода, полученного от внешнеэкономической деятельности в иностранной и национальной валюте. Это и объясняет актуальность данной темы.
Целью, поставленной в данной работе, является изучение международных экономических отношений и роли, которую в этих отношениях играют финансы.

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 46.94 Кб (Скачать документ)

Введение

Экономические отношения  между странами определились уже  в глубокой древности. Уже тогда  страны занимались торговлей друг с  другом. Со временем экономические  отношения принимали всё большие  масштабы. Сформировались и другие виды экономических связей между  странами мира. В настоящее время  существует множество экономических  взаимоотношений государств, называемых формами международных экономических  отношений. Это и движение капитала между странами, и валютные отношения, и миграция рабочей силы и другие.

Огромная роль в развитие международных экономических отношений  отводится финансам. Благодаря финансам происходит более сильное углубление страны в мировой интеграционный процесс. Финансы непосредственно  обслуживают экспортно-импортные  операции, мобилизуют ресурсы иностранных  инвесторов, регулируют международный  интеграционный процесс. Финансы способствуют участию страны в различных международных  организациях. Средства из валютных и  финансовых фондов являются источником взносов соответствующих квот в  уставные капиталы и бюджеты данных организаций.

Таким образом, финансы играют главную роль в международных  экономических отношениях и представляют собой совокупность денежных отношений  при формировании, распределении  и использовании на общегосударственные  нужды средств общественного  производства и национального дохода, полученного от внешнеэкономической  деятельности в иностранной и  национальной валюте. Это и объясняет  актуальность данной темы.

Целью, поставленной в данной работе, является изучение международных  экономических отношений и роли, которую в этих отношениях играют финансы.

Сущность международных  экономических отношений

Мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных мировыми хозяйственными отношениями на основе международного разделения труда с целью наиболее эффективного использования производственных ресурсов. На этой основе между странами возникают международные экономические  отношения, т.е. хозяйственные отношения  между резидентами и нерезидентами.

Международные экономические  отношения - связи, устанавливающиеся  между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества.

Мировое хозяйство как  целостная система оформилось на рубеже 19-20 веков, в результате деятельности корпораций и создания колониальных империй. Объективной основой формирования мирового хозяйства является общественное разделение труда, перешагнувшее рамки  национальных хозяйств и превратившее страны в звенья единого мирового воспроизводственного процесса.

Понятие мирового хозяйства  тесно связано с понятием об общественном разделении труда, интернационализации  хозяйственной жизни, международной  экономической интеграции.

Главным элементом международных  экономических отношений являются международные валютные отношения. Международные валютные отношения - это экономические отношения, связанные  с функционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена между  странами, использованием валюты как  платёжного средства и кредита. Важным моментом в развитии мирового хозяйства  является образование тех или  иных союзов государств, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами в области производства, торговли, валютных отношений. Протекающие на этой основе экономические процессы получили название интеграция.

Международная экономическая  интеграция- это процесс объединения  элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень  интернационализации хозяйственной  жизни, при этом происходят межгосударственное развитие, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее общей организационной структурой, представленной различными руководящими учреждениями, независимыми наднациональными образованиями.

Исторически первой формой интеграции в Европе было Европейское  экономическое сообщество (ЕЭС), возникшее  в 1957 г. путём объединения шести  западноевропейских стран - Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга, Франции и ФРГ. Позднее к ЕЭС присоединились и другие европейские страны. Целью  сообщества было создание объединённого  рынка товаров, капиталов, услуг, рабочей  силы стран- участниц. В основе ЕЭС  лежал таможенный союз, в рамках которого были отменены тарифные ограничения  на взаимную торговлю промышленными  товарами, для стран-участниц была создана зона беспошлинной торговли, разработаны меры защиты от внешних конкурентов. С 1992 г. ЕЭС называют Европейским сообществом. Европейское сообщество является объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов.

Интеграция может принимать  различные формы. Выбор формы  интеграционного объединения определяет уровень, стратегию интеграции и её конечную цель. Мировая практика позволяет выделить следующие формы экономической интеграции: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономическое сообщество, экономический и валютный союз.

Развитие интеграционных процессов привело к объединению  государств с целью свободного перемещения товаров и услуг внутри группы государств и образованию в их регионе общего рынка.

В настоящее время сформировалась следующая структура мирового хозяйства: мировой рынок товаров и услуг, мировой рынок капиталов, мировой рынок рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно- финансовая система.

Субъектами мирового хозяйства  являются:

  1. Государства с их народнохозяйственными комплексами
  2. Транснациональные корпорации
  3. Международные организации и институты.

Интеграционные процессы в странах мирового хозяйства, вывоз  сырья из слаборазвитых стран, использование финансово-кредитных отношений способствовали в отдельных государствах росту ВВП. Российская Федерация как субъект мирового хозяйства всё более включается в мировое хозяйство, используя разнообразные формы международных экономических отношений.

В настоящее время международные  экономические отношения между  субъектами мирового хозяйства утвердились  и реализуются в следующих  основных формах:

  1. Международная торговля товарами и услугами;
  2. Инвестирование капитала (вывоз и ввоз капитала);
  3. Кредитно- финансовые отношения;
  4. Платёжно-финансовые отношения.

Во всех этих формах международных  экономических отношений важную роль играют финансы.

 

Роль и воздействие  финансов на развитие международных 

экономических отношений

Финансы как экономический  инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере  международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области  международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают  как стимул развития международной  экономической интеграции.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется  по трем направлениям:

  • Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества;
  • Регулирование международных интеграционных процессов;
  • Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они  воплощаются в ресурсах, формирующихся  не только в рублях, но и в иностранной  валюте. Обязательным субъектом распределительных  отношений является зарубежный партнер  в лице иностранного государства, международной  организации, иностранной фирмы  и т.д. Финансовые отношения выходят  за границы национальных экономик и  опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и  углублению. Расширение международных  экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России.

Участие РФ в международных валютно-кредитных и финансовых организациях

Участие России в международных  финансовых организациях вызывает много  вопросов, ответы на которые не могут  быть однозначными. Все же обозначились некоторые тенденции, на базе которых  можно сделать определенные выводы.

Россия, как подавляющее  число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления  внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией  действуют как обычные финансовые учреждения, т. е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т. д. с учетом своих правил, практики и лимитов.

Цена привлекаемых Россией  у международных валютно-кредитных  организаций ресурсов, как правило, является ниже рыночной. Во всяком случае, они предоставляются на таких  условиях (включая объемы и сроки), которые не представляется возможным  согласовать с иными источниками  заимствований.

Объемы заимствований  у России (включая прямые инвестиции и гарантии) весьма существенны и  значительно превышают взносы России в уставные капиталы соответствующих  организаций. Влиять же на политику ведущих  международных финансовых организаций  Россия может весьма умеренно (если за основу брать доли в уставных капиталах).

Взаимодействие России с  международными валютно-кредитными организациями  в наибольшей степени получило развитие на направлении т. н. клиентских отношений. Это означает, что Россия является получателем кредитов, гарантий, инвестиций, технического содействия.

В 1985 г. был взят курс на поэтапное  присоединение СССР к МВФ и  МБРР. Однако препятствием являлось нежелание  Запада согласиться на полномасштабное  членство СССР в данных организациях. После распада СССР Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций.

Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами  в свободно конвертируемой валюте для  финансовой поддержки экономических  реформ и покрытия дефицита платежного баланса. 1 апреля 1992 г. была обнародована первая международная программа помощи России (24 млрд. долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 млрд. долл.) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во–вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд. долл.) для покрытия дефицита платежного баланса.

В целом за 1992–1998 гг. МВФ  одобрил пять договоренностей о  предоставлении кредитов России на сумму 30–32 млрд. долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20–21 млрд. долл. Кроме  того, Россия полностью израсходовала  свою резервную позицию в МВФ  в размере 926 млн. СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд. долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР, или 19,3 млрд. долл., т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами – членами ресурсов Фонда.

Участие России в МВФ позволило  ей также присоединиться к системе  специальных прав заимствования. Наша страна оказалась в числе тех 38 государств, которые «опоздали» к  последней эмиссии этого резервного актива, состоявшейся в январе 1981 года. Наряду с ними России пришлось добиваться дополнительного ассигнования СДР. Кредитование России было приостановлено Фондом в 1999 г. Получение ресурсов было поставлено в зависимость от выполнения ряда весьма жестких условий. Они включали увеличение доли платежей «живыми деньгами» в энергетике, тепло– и водоснабжении до 40%, на железнодорожном транспорте – до 65%, принятие поправок к законам о банкротстве предприятий и банков, реформирование Банка России в сторону большей прозрачности его операций, «акционирование» заграничных банков, независимый международный аудит Сбербанка РФ и всех внебюджетных фондов, коммунальную реформу с доведением оплаты гражданами жилищно – коммунальных услуг до их реальной стоимости, земельную реформу и принятие закона, гарантирующего свободную куплю – продажу земли.

С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

Информация о работе Роль финансов в развитии международных экономических отношений