Роль финансов в социально-экономическом развитии Архангельской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание

Подробное изучение финансов в социально-экономическом развитии Архангельской области является основной целью работы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение особенностей развития Архангельской области;
исследование воздействия финансов на Архангельскую область;
проведение анализа проблем и перспектив социально- экономического развития Архангельской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХАГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ................................................................................4
1.1. Основные характеристики социально-экономического состояния Архангельской области…………………………..4
1.2. Нормативно-правовая база регулирования социально-экономического развития в Архангельской области………6
1.3. Современное состояние социально-экономического развития в Архангельской области………………………….8
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………..12
Роль финансов в экономическом развитии Архангельской области……………………………………………………….12
Роль Архангельской области в социальной сфере………...15
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРХАГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………..18
Проблемы социально-экономического развития Архангельской области……………………………………..18
Перспективы социально-экономического развития Архангельской области……………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 377.50 Кб (Скачать документ)

- Невысокие темпы модернизации  и обновления производства. Большая  часть отраслей производства  и инфраструктуры нуждается в кардинальном обновлении основных фондов.

- Не получило должного  развития жилищное строительство.  В жилом фонде области значительный  рост доли ветхого и аварийного  жилья.

- Демографические проблемы. Естественная и миграционная  убыль, высокая смертность в трудоспособном возрасте ведут к увеличению демографической нагрузки.

- Невысокий уровень  жизни населения при значительной  социальной и экономической дифференциации. В Архангельской области ниже  черты бедности проживает пятая  часть населения.

- Проблема занятости и квалифицированных кадров. Уровень безработицы остается высоким. Имеет место несоответствие между потребностями в кадрах реального сектора экономики и предложениями на рынке труда.

- Проблемы состояния  окружающей среды.

Кроме вышеперечисленных, необходимо отметить проблемы, характерные для отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

Итак, лесопромышленный комплекс: недостаточное использование  ресурсосберегающих технологий; неравномерное  освоение расчетной лесосеки; неразвитость транспортно-технологической инфраструктуры; дефицит специалистов рабочих профессий.

Агропромышленный комплекс: снижение плодородия земель сельскохозяйственного  назначения и их деградация; снижение технической оснащенности сельского  хозяйства; социальные и кадровые проблемы.

Рыбное хозяйство: старение промысловых судов; отсутствие финансирования на продолжение строительства рыболовных судов; недостаточное развитие инфраструктуры прибрежных территорий.

Транспорт и связь: старение транспортного и пассажирского  флота; обмеление судоходных рек; низкий технический уровень существующих автомобильных дорог области; недостаточная обеспеченность населения, особенно сельского, услугами связи.

Жилищно-коммунальное хозяйство: старение системы жизнеобеспечения и нарушение процесса их воспроизводства; наличие большого количества аварийного и ветхого жилищного фонда; значительный износ оборудования коммунальных объектов.

Строительный комплекс: недостаточность земельных участков под строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой; технологическая отсталость производственной базы строительной индустрии; отсутствие оптимального режима кредитования.

Здравоохранение: рост заболеваемости и смертности; рост злоупотребления  психоактивными веществами; морально и физически устаревшая материально-техническая база ряда лечебно-профилактических учреждений; дефицит медицинских кадров.

Образование: недостаточное  развитие и старение материально-технической  базы для получения школьниками качественного образования; низкий уровень заработной платы работников образования.

Наука: отсутствие областного заказа на научно-исследовательские  разработки; недостаточная интеграция учреждений науки, образования с  производством.

Торговля: слабая развитость потребительского рынка в отдаленных и труднодоступных местностях области; наличие "теневого оборота"; низкая социальная защищенность работников отрасли.

Социальная защита населения: низкий уровень жизни многодетных  семей; недостаточное развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, слабая материально-техническая база этих учреждений.

Культура: недостаточное  развитие и старение материально-технической  базы; снижение уровня социальной доступности  культурных благ; сокращение информационной доступности населения к базовым  информационным услугам и знаниям.

Вышеперечисленные проблемы, а также социально-экономические  показатели в совокупности формируют  обобщенную картину состояния социально-экономической  системы области и определяют состав задач, решение которых позволит создать устойчивое развитие экономики и общества.

3.2. Перспективы  социально-экономического развития  Архангельской области

 

Современное видение  перспектив развития региона отражено в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области  до 2030 года. Главная цель Стратегии – высокий уровень благосостояния населения и стандартов качества жизни. Основа для её достижения – динамично растущая экономика плюс эффективная исполнительная власть.

В формировании валового регионального продукта Архангельской  области основная роль принадлежит промышленности – почти 30%. Значительный вклад вносят транспорт, торговля, строительство, научно-образовательный комплекс.

Приоритетные отрасли  определены с учётом потенциала развития секторов экономики и оценки возможностей администрации области влиять на успех развития каждого сектора.

К числу секторов первого  приоритета относятся:

- машиностроение и  судостроение;

- ВПК;

- транспорт;

- туризм.

Секторы второго приоритета:

- добыча полезных ископаемых;

- рыболовство;

- производство топливно-энергетической продукции.

Действия администрации  области по развитию экономики региона  в первую очередь будут направлены на развитие именно этих приоритетов.

Архангельская область  – один из ведущих лесопромышленных регионов России. Она занимаем 8-е место в стране по объёму разрешенной лесосеки.

Регион даёт треть  всего российского производства товарной целлюлозы, почти четверть картона, по 9% пиломатериалов и бумаги. Успешно развивается плитное  и мебельное производство.

Но основной объём  этих отходов не используется, а скапливается на свалках или попросту сжигается. Вместе с тем многие  муниципальные котельные работают на завозном угле и  мазуте. Использование древесных отходов для нужд малой энергетики устранит обе проблемы.

Решение задачи возможно в двух направлениях:

- перевод на древесные отходы котельных, обслуживающих социальную сферу;

- создание  предприятий по производству древесных гранул и брикетов,  основная часть которых будет использоваться в качестве топлива для нужд региона.

Анализ работы действующих предприятий по производству биотоплива и модернизированных котельных показал их высокую эффективность.

Поэтому Архангельская  область готова принять участие  в реализации пилотного проекта  по развитию биоэнергетики.

В Архангельской области созданы условия для развития машиностроения. Эта отрасль представлена рядом направлений:

- судостроение;

- ремонт судов; 

- производство машин и оборудования для лесного комплекса, нефтегазовой промышленности и др.

Развитие судостроения прежде всего связано с увеличением оборонного заказа и спросом на платформы для добычи нефти и газа на шельфе.

В области расположено  около 20% всех запасов алмазов России. Сейчас разрабатывается одно из 3-х месторождений, обнаруженных в регионе.

В Архангельской области сосредоточено около 18 процентов всех запасов бокситов страны. Имеются месторождения цинка, свинца, гипса, известняка и других полезных ископаемых.

Среди привлекательных  направлений развития этого сектора  и смежных отраслей необходимо отметить:

- обработку алмазов,

- производство щебня  и тротуарной плитки,

- производство цемента  и  кирпича, 

- разработку запасов  подземных вод.

Архангельская область  имеет выход к морю и, соответственно, доступ к рыбным ресурсам.

В 2008 году вылов рыбы предприятиями составил 115 тыс. тонн. Есть значительный потенциалом для увеличения этих показателей.

Существуют значительные возможности для создания на территории области предприятий, которые могут  заняться переработкой рыбы (сейчас ежегодно около 100 тыс. тонн рыбы вывозится из области без переработки).

Регион обладает хорошей  транспортной инфраструктурой. В плане  перспектив здесь можно выделить проект «Белкомур». Эта железнодорожная  магистраль пройдёт по территориям  нашей области, республики Коми и  Пермского края.   Архангельск  соединится кратчайшим путём с  Уралом, а также с  Транссибом.

Важное преимущество региона – Архангельский порт и его инфраструктура. Возможность экспортировать и импортировать продукцию относительно дешёвым морским транспортом, а также осуществлять транзит грузов.

В перспективе планируется  строительство глубоководного района Архангельского порта  – 50 км севернее Архангельска в губе Сухое море.

Это позволит принимать  крупные океанские суда до 75 тыс. тонн, а также снять ряд ограничений, которые есть сегодня (малые глубины, необходимость ледокольной проводки, затраты на поддержание подходов порту и др.).

Минрегион включил этот проект в концепцию долгосрочного  социально-экономического развития России. Министерство транспорта также одобрило данный проект и планирует включить его в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Реализация таких перспективных  проектов, как строительство Белкомура  и нового порта даст дополнительные преимущества для транзита грузопотоков через Архангельск.

Один из факторов успешного  развития любой территории – это, несомненно, кадры. Администрация области проводит постоянную работу по совершенствованию системы подготовки кадров для экономики. В регионе планируется создание Северного федерального университета.

В последнее время видно большую поддержку со стороны федеральных властей в вопросах развития северных территорий на благо России. Так, в сентябре 2008 года на заседании Совета Безопасности «О защите национальных интересов России в Арктике»  Президент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и перспективу».

Архангельская область  должна и может стать столицей Северного морского пути и главным  форпостом освоения Арктики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Архангельская область  один из наиболее развитых экономических  центров России. В регионе сформирован  центр компетенций в области  машиностроения, ставший источником инноваций и конкурентоспособности  региональной промышленности. Наряду с судостроением машиностроительный кластер включает предприятия, производящие технологическое оборудование, востребованное растущей российской экономикой. Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволяет качественно изменить структуру выпуска, обеспечив преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов. Налаженная транспортная инфраструктура не только обеспечивает эффективный доступ к природным ресурсам области, но и позволяет существенно нарастить транзитные грузопотоки.

Развитая деловая и  транспортная инфраструктура обеспечивает Архангельской области статус опорного региона для реализации масштабных проектов по изучению и освоению Арктики. Уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках позволили обеспечить более 1 млн. туристических прибытий в год.

Возрожденный рыбный флот и созданные перерабатывающие мощности вернули Архангельской области былую славу одного из ведущих в России центров рыбной промышленности. Российские предприниматели и иностранные инвесторы по праву считают Архангельскую область одним из лучших мест для ведения бизнеса. Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивают конкурентоспособность архангельских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также современную жилищно-коммунальную инфраструктуру.

В ходе проделанной работы были решены поставленные задачи: рассмотрены особенности развития Архангельской области, исследовано воздействие финансов на Архангельскую область, проведен анализ проблем и перспектив социально- экономического развития области.

Достигнута основная цель работы, осуществлено подробное  изучение финансов в социально-экономическом  развитии Архангельской области.

Архангельская область  одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:

  1. Конституция РФ
  2. Бюджетный кодекс РФ
  3. Гражданский кодекс РФ
  4. Областной закон «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности»
  5. Постановление Правительства № 217-пп от 18 декабря 2009 года «Об утверждении Положения о министерстве финансов Архангельской области».
  6. Областной закон от 28 июня 2010 года № 182-14-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
  7. Постановление Правительства Архангельской области № 205-пп от 13 июля 2010 года «О создании, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для  ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории Архангельской области».
  8. Постановление Правительства № 226-пп от 18 декабря 2009 года «Об утверждении Положения об агентстве по организационному обеспечению деятельности мировых судей Архангельской области».
  9. Постановление Правительства № 206-пп от 18 декабря 2009 года «Об утверждении Положения об агентстве по труду и занятости населения Архангельской области».
  10. Постановление Правительства № 182-пп от 29 июня 2010 года «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2011 год и на среднесрочную перспективу».
  11. Постановление Правительства № 201-пп от 18 декабря 2009 года «Об утверждении Положения о министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области».
  12. Постановление Правительства № 186-пп от 29 июня 2010 года «О служебных наделах на территории Архангельской области».

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии Архангельской области