Роль финансов в социально-экономическом развитии Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание

Задачи данной работы заключаются в:

изучении особенностей и характеристики Московской области;
изучении и анализе нормативно-правовых актов, регулирующих социально-экономическую сферу в Московской области;
анализе современного социально-экономического состояния Московской области;
изучении и анализе роли финансов в социальном развитии Московской области;
изучении и анализе роли финансов в экономическом развитии Московской области;
изучении и анализе проблем социально-экономического развития Московской области;
изучении и анализе перспектив социально-экономического развития Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………......................................................……………………………………………4

Характеристика и особенности Московской области....................4
Нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономическую сферу в Московской области.............................................6
Анализ современного социально-экономического состояния Московской области........................................................................................7
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ......................................................11

2.1. Роль финансов в социальном развитии Московской области…11

2.2 Роль финансов в экономическом развитии Московской области …………………………………………………………………………………...15

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………………20

3.1. Проблемы социально-экономического развития Московской области............................................................................................................20

3.2. Перспективы социально-экономического развития Московской области……………………………………………………………….……21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 195.52 Кб (Скачать документ)

      Внешнеторговый  оборот области в 2008г. составил 23 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 4,6 млрд. долл. США, или 158,4% к уровню 2007г., импорт - соответственно 18,4 млрд. долл. США и 152,1%.

      Московская  область  сегодня – регион высокой  инвестиционной активности. На протяжении последних шести лет по объёму инвестиций в основной капитал область  входит в тройку лидеров среди  регионов России, по иностранным инвестициям  – в пятёрку. В объеме инвестиций в основной капитал 39,8% заняли собственные  средства, 60,2% - привлеченные средства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ   

                    РАЗВИТИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.  

            2.1. Роль финансов в социальном развитии Московской области.

Роль  финансов в социальной сфере:

  • модернизация здравоохранения
  • стимулирование молодежи
  • развитие образования
  • модернизация ипотечного жилищного кредитования

     В рамках приоритетного национального  проекта «Здоровье» в отчетном периоде  на территории Московской области реализовывались  мероприятия по развитию первичной  медицинской помощи, обеспечению  населения высокотехнологичными медицинскими услугами, направленными на повышение  их доступности, улучшение качества медицинского обслуживания, укрепление здоровья населения Московской области. Общая сумма средств, направленных учреждениями здравоохранения на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу участковой службы за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за 2009 год составила 1509,3 млн. рублей, в том числе за счет средств консолидированного бюджета Московской области – 758,4 млн. рублей.       На осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи муниципальными учреждениями здравоохранения направлено 898,8 млн. рублей, в том числе за счет средств консолидированного бюджета Московской области – 642 млн. рублей.       С июля текущего года начались поставки диагностических средств для выявления ВИЧ-инфекции и антиретровирусных препаратов для лечения инфицированных вирусом иммунодифицита человека. Всего поставлено диагностических средств на сумму 514 млн. рублей, а также диагностических реагентов для проведения неонатального скрининга в количестве 258 упаковок на сумму 18,1 млн. рублей.     Вакцинопрофилактика населения в отчетном периоде проводилась в плановом порядке, за исключением иммунизации против гепатита В по причине поздних поставок вакцины. Общее количество различных вакцин поставлено в количестве более 3,7 млн. доз на общую сумму 200,2 млн. рублей. Кроме того, в 4 квартале поставлено 998,5 тыс. доз вакцины против гриппа на сумму 108,7 млн. рублей.        В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 198 подписано Соглашение между Минздравсоцразвития Российской Федерации и Правительством Московской области от 08.04.2009 №23/11 о реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Московской области выделено субсидий на закупку медицинского оборудования в размере 125,5 млн. рублей Проведены конкурсные торги, закуплено медицинское оборудование для оснащения ЛПУ. Кроме того, за счет федерального бюджета поставлено 27 машин скорой медицинской помощи.          По реализации блока "Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака" подписано Соглашение между Минздравсоцразвития России и Правительством Московской области от 25.06.2009 №35/27, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2009 №413 приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.06.2009 № 302н.    Завершена поставка оборудования в учреждения здравоохранения Московской области, закупленного на субсидии из федерального бюджета, в размере 19,1 млн. руб. Все 25 центров здоровья приступили к работе.

     В Московской области проводилась  работа по реализации комплекса мероприятий  в рамках приоритетного национального  проекта «Образование» по всем основным направлениям.        В ходе проекта было выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя 26,7 тыс. педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных школ. Сумма надбавок за классное руководство, выплаченных за счет средств консолидированного бюджета Московской области, составила 504,2 млн. рублей. Из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя выплачено 351,7 млн. рублей.  По направлению «Денежное поощрение лучших учителей» 377 учителям - победителям конкурса перечислены премии Президента Российской Федерации в размере 100 тысяч рублей каждому, 567 учителям - участникам регионального этапа конкурса выплачены именные премии Губернатора Московской области в размере 60 тысяч рублей каждому. 
По направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» проведен 4-ый заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняли участие 108 обучающихся из Московской области. Победителями стали 9 человек. Призерами стали 44 человека.   По направлению «Поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования» из средств федерального бюджета выделено 400 млн. рублей, софинансирование из средств бюджета Московской области составило 406,1 млн. рублей.   По направлению «Развитие дистанционного образования  
детей-инвалидов» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.09.2009 № 335 утверждено распределение субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на организацию дистанционного образования детей- инвалидов на 2009 год в размере 4,5 млн. рублей, софинансирование из средств бюджета Московской области составило 3,9 млн. рублей.          В рамках Программы в 2009 году в жилищную сферу поступило 820,8 млн. рублей совокупных инвестиций. За этот период улучшили жилищные условия за счет ипотечного кредитования 302 семьи, при этом на первичном рынке ими было приобретено 2,4 тыс. кв. метров жилья и на вторичном – 15,1 тыс. кв. метров жилья.        В рамках Программы за период с 2005 по 2009 годы в жилищную сферу поступило более 19 млрд. рублей совокупных инвестиций, улучшили жилищные условия посредством получения ипотечных кредитов 7703 семьи, выдано ипотечных кредитов на сумму 11,7 млрд. рублей, всего приобретено 416 тыс. кв. метров жилья, в том числе на первичном рынке – 130 тыс. кв. метров, на вторичном рынке жилья – 286 тыс. кв. метров.

     Проанализировав влияние финансовых ресурсов на социальное развитие субъекта экономики, можно  сделать вывод, что объем расходуемых финансовых ресурсов способствует благоприятному развитию Московского региона.

    2.2. Роль финансов  в экономическом  развитии Московской  области.

     В соответствии с ходом реализации приоритетных национальных проектов на территории Московской области 2008-2010, экономическое развитие сфер области  включает в себя:

    • обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства
    • развитие инвестиционных проектов
    • модернизация коммунальной инфраструктуры
    • снижение государственного долга
    • сокращение бюджетных расходов региона

     По  направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» перечислено: из средств консолидированного бюджета Московской области 195,2млн.р., из федерального бюджета 176,6 млн.р. В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития молочного животноводства в 2009 году принята ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Московской области». В рамках ее реализации из бюджета Московской области дополнительно направлено 161,2 млн. руб. и из средств федерального бюджета 22,1 млн. рублей.       В рамках реализации мероприятий Государственной программы по оперативной информации сельхозтоваропроизводителям по всем направлениям выплачено бюджетных средств – всего:из консолидированного бюджета Московской области – 658,8 млн. рублей, из федерального бюджета – 1547,1 млн. рублей.         Предприятиями и организациями на развитие экономики и социальной сферы Московской области за 2009 год использовано 229,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 70,4 % к уровню соответствующего периода прошлого года.        Основной поток инвестиций (88,8 % от общего объема) направлялся на такие виды экономической деятельности, как: операции с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля. Причем доминирующее положение занимают операции с недвижимым имуществом (23,7 %) и обрабатывающие производства (22,5 %) ( Приложение 2)         В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы за счет годового лимита в 2009 году профинансировано строительство 13 объектов из федерального бюджета 19,3 млрд. рублей государственных инвестиций.

     В рамках реализации подпрограммы «Модернизация  объектов коммунальной инфраструктуры»  ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы было заключено  соглашение от 11.08.2009 № 407/09 между Минрегионом России и Правительством Московской области "О предоставлении в 2009 году субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на софинансирование расходных обязательств Субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий подпрограммы". Объем средств федерального бюджета, предусмотренный Московской области на реализацию подпрограммы в 2009 году, составил 146,95 млн. рублей.            По направлению «Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования» на территории Московской области проводилась выдача ипотечных кредитов (займов). В рамках реализации Программы Правительства Московской области «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования на 2005-2010 годы» в 2009 году было выдано 302 ипотечных кредита (займа) на приобретение жилья на сумму 492,5 млн. рублей.               За девять месяцев 2010г. налоговыми органами Подмосковья в бюджетную систему и внебюджетные фонды Российской Федерации мобилизовано налогов и сборов в размере 117,8 млрд. рублей, что на 19,5% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. Аналогичные поступления III квартала составили 41,7 млрд. рублей.              Поступления налога на прибыль организаций составили 48 375,7 млн. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 11 804,6 млн. рублей или 32,3 процента. К утвержденным плановым назначениям на год исполнение по данному виду налога составило 103,5 процента, в 2009 году – 62,3 процента. Налог на доходы физических лиц поступил в объеме 39 684,5 млн. рублей, что на 2 972,6 млн. рублей или 8,1 процента выше уровня 2009 года. Налоги на имущество составили 26 181,2 млн. рублей, увеличившись к январю-августу 2009 года на 2 612,8 млн. рублей или 11,1 процентов, в том числе: поступления по налогу на имущество организаций составили 22 549,9 млн. рублей с ростом на 1 986,6 млн. рублей или 9,7 процента; поступления транспортного налога составили 3 636,3 млн. рублей, увеличившись на 1 297,5 млн. рублей или в 1,6 раза. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, поступили в объеме 12 026 млн. рублей, что на 3 468,9 млн. рублей или 40,5 процента выше уровня 2009 года.         Из общей суммы поступлений в доходы консолидированного бюджета Московской области перечислено 168 056,2 млн. рублей, с ростом к уровню 2009 года на 22 764,8 рублей или 15,7 процента. Доля поступлений в доходы консолидированного бюджета составила 68,7 процента.   Распределение поступивших доходов между уровнями бюджетной системы Московской области сложилось следующим образом: в доходы бюджета Московской области перечислено 128 678,2 млн. рублей – с увеличением к уровню аналогичного периода 2009 года на 19 037,8 млн. рублей или 17,4 процента; в доходы местных бюджетов перечислено 39 378 млн. рублей – с увеличением на 3 727 млн. рублей или 10,4 процента. Источники пополняющие бюджет Московской области: Налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, бюджетные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, налог на имущество, акцизы по подакцизным товарам, налоги на совокупный доход, прочие налоги, доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, налоги на пользование ресурсами. (Приложение 4 ) 

          Государственный долг Московской области. На 01.09.2010 года государственный долг Московской области составил 145 182,7 млн. рублей и по отношению к 01.01.2010 года снизился на 18 535,3 млн. рублей в результате досрочного погашения кредитов коммерческих банков за счет средств бюджета Московской области и погашения долговых обязательств, гарантированных Московской областью.       Объем долговых обязательств Московской области распределился следующим образом:

     - государственные ценные бумаги – 71 227,9 млн. рублей (49,1 процента от объема общего долга);

     - кредиты, привлеченные в коммерческих банках - 33 400 млн. рублей (23 процента);

     - бюджетные кредиты – 38 165,8 млн. рублей (26,3 процента);

     - долговые обязательства, гарантированные Московской областью – 2 388,9 млн. рублей (1,6 процента).

     Оптимальная организация распределения финансов – стратегическая задача правительства  Московской области. Роль финансов в  этой задаче является ведущей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 3.   ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ                           СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                          МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ

        3.1.  Проблемы социально-экономического развития Московской       области           Московская область имеет ряд не решенных проблем:  

  • нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;
  • сложная демографическая ситуация,
  • высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
  • высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;
  • экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Московской области;
  • высокая степень износа производственного потенциала;
  • несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;
  • отсутствие сырьевых источников;
  • отсутствие свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками, являющимися государственной  собственностью Российской Федерации и неиспользуемыми по целевому назначению;
  • высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.
 

3.2. Перспективы социально-экономического развития Московской  области                        Согласно разработанному прогнозу социально-экономического развития Московской области на 2011 – 2013  годы, планируется улучшить  систему функционирования следующих сфер: демографическая, промышленное производство, сельское хозяйство, малое предпринимательство.           Стратегия социально-экономического развития заключается в следующем:         1.Определить  следующие приоритеты социально-экономического развития Московской области:         - повышение  уровня  жизни  населения  Московской  области, в то   числе на основе развития социальной инфраструктуры     - развитие жилищной инфраструктуры       - создание   условий   для  гармоничного  развития  подрастающего  поколения в Московской области;         - сохранение культурного наследия в Московской области.  2.Установить областные  целевые  программы подлежащие финансированию за счет средств бюджета Московской области.  3.Принять  к  сведению  информацию об объеме финансовых ресурсов  привлекаемых для  реализации  областных  целевых программ.   Реализация приоритетных национальных проектов, долгосрочных целевых программ Московской области позволит увеличить общий коэффициент рождаемости и снизить общий коэффициент смертности.      В 2011-2013 годах прогнозируется некоторый рост общего коэффициента рождаемости  по сравнению с 2009 годом (в 2011 году по двум  вариантам расчетов – до 11,4 и 11,5 промилле против 11 промилле в 2009 году, в 2013 году – до 11,6 и 11,8 промилле по двум вариантам расчетов соответственно). Указанная тенденция обусловлена увеличением численности женщин в репродуктивном возрасте и мерами,  принимаемыми на государственном уровне, по стимулированию рождаемости. ( Рис. 2)

  

  Рис. 2. Общий коэффициент рождаемости на 1000 человек в промиллях.

    В обрабатывающих производствах прогнозируемый в 2010-2012 годах  рост производства машин  и оборудования, транспортных средств  и оборудования будет обеспечен  за счет увеличения выпуска телевизоров, стиральных машин, холодильников и  морозильников бытовых, электровозов, вагонов электропоездов и метрополитена.

    В производстве прочих неметаллических  минеральных продуктов  в 2010-2012 годы предусматривается  ежегодный прирост  объемов производства в интервале  от  3 до 7 процентов, который  будет  обеспечен, прежде всего, расширением  производства современных  высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов и изделий, снижением  ресурсоемкости и энергоемкости  производства, созданием дополнительных рабочих мест.

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии Московской области