Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание

Общая концепция внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии

Работа состоит из  1 файл

Долгосрочная финансовая политика.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

      1.3 Виды финансовых планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования 

      Финансовое  планирование является составной частью общего процесса планирования а, следовательно, и управленческого процесса.

      Финансовое  планирование тесно связано и  опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

      В зависимости от уровня планирования и продолжительности периода, к  которому относится разрабатываемый план, различают планы:

    • стратегический финансовый;
    • долгосрочные финансовые;
    • среднесрочные финансовые;
    • годовые финансовые;
    • оперативные финансовые.

      Виды  и последовательность разрабатываемых  планов могут меняться в зависимости от ряда факторов, в первую очередь - от изменения внешней среды. Главное, что на любом уровне планирования деятельности предприятия финансовая компонента является обязательной составляющей.

      Рассмотрим  виды и взаимосвязи планов.

      Стратегический  финансовый план входит в состав стратегического плана предприятий и определяет систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия в соподчинении с общей стратегией хозяйствования. В составе финансового плана на стратегическом уровне разрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика, составляются финансовые прогнозные документы, определяется общая потребность компании в финансовых ресурсах осуществляется прогнозирование структуры источников финансирования, процедура внесения изменений в систему планов.

      Долгосрочные финансовые планы охватывают период планирования в 10, 5 и 3 года в зависимости от сферы деятельности и изменчивости внешней среды. Долгосрочное планирование связано, как правило, с разработкой тех или иных инвестиционных проектов и привлечением долгосрочных источников финансирования. Разработчики долгосрочных финансовых планов стремятся иметь дело с агрегированными инвестиционными показателями и не погружаться в детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся воедино и затем рассматриваются как единый проект.

      По  содержанию долгосрочный финансовый план включает основные прогнозные формы, отражающие финансовые цели компании.

      В системе стратегического и долгосрочного  планирования с позиции практики рекомендуется готовить три варианта финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

      В качестве условий, от которых зависит  эффективность долгосрочного планирования и которые соответствуют целям  долгосрочных планов, специалисты называют три момента.

      Прогнозирование, т.е. наличие точных и обоснованных прогнозов. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на использовании различных методов и моделей. К наиболее используемым на практике относятся методы: экспертных оценок; обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; ситуационного анализа и прогнозирования.

      Выбор оптимального финансового плана. Алгоритма, позволяющего осуществить выбор  оптимального варианта плана из возможных альтернатив, не существует. Как правило, решение принимается на основе профессионального опыта и интуиции менеджеров и руководства.

      Контроль  за реализацией долгосрочного финансового  плана. В быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методической особенностью формирования системы долгосрочного планирования является механизм адаптации планов к меняющимся внешним условиям. Адаптивный характер стратегического и долгосрочного планирования обеспечивается путем корректировок оперативных и годовых планов, подчиненных долгосрочным и стратегическим целям.

      Среднесрочные планы занимают промежуточное положение между долгосрочными и годовыми. По мере необходимости в среднесрочные планы ежегодно вносятся поправки.

      Годовые и оперативные финансовые планы относятся к краткосрочному финансовому планированию. Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и эффективное использование временно свободных денежных средств.

      Базой для составления годовых финансовых планов является разработанная финансовая стратегия и финансовая политика и показатели долгосрочных финансовых планов. Годовые финансовые планы позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и расходов, управлять денежными потоками предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода. Годовые планы разрабатываются на очередной год с разбивкой по кварталам.

      Оперативное финансовое планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых документов, конкретизирующих плановые показатели очередного квартала годового плана. Роль оперативных финансовых планов на предприятии заключается в обеспечении эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов в рамках коротких временных периодов (месяц, декада, неделя).

      В современных условиях одним из важнейших  элементов процесса планирования в  целом является составление бизнес-планов. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.

      Бизнес-планы  необходимы прежде всего для обоснования некоторого нового направления развития; бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий; бизнес-план оценивает все основные аспекты деятельности при создании нового предприятия и т.д. В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как плановый документ, имеющий четко очерченные временные границы с конкретными проработками. То есть, бизнес-план может разрабатываться и на год. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В случае если проект рассчитан на несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам.

      Близок  к бизнес-плану такой привычный  ранее отечественным предприятиям документ, как технико-экономическое  обоснование. Но главное отличие  бизнес-плана - в его стратегической направленности, предпринимательском  характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

      Особое  место в бизнес-плане занимает финансовый раздел.

      Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использование различных бюджетов. Не касаясь различий терминов "план" и "бюджет", подчеркнем их единство: бюджет, по сути, является финансовым планом, охватывающим все стороны деятельности предприятия в целом. На практике разработку бюджетов, как правило, подключают к системе годового и оперативного планирования. Финансовые планы, "встроенные" в общий процесс внутрифирменного планирования, образуют систему финансового планирования на предприятии. 

      1.4 Методы финансового планирования и прогнозирования 

      Известно, что основные различия между планированием  и прогнозированием сводятся к следующему:

      прогнозирование всегда предшествует планированию; его  можно рассматривать как подфункцию планирования;

      прогнозы  составляются на долгосрочную перспективу (от 3 до 10 лет); временной период в планировании более краткосрочный. Различия во временном аспекте прогнозов и планов вызывают различия и в их содержании;

      в отличие от планирования прогнозирование  не ставит задачу осуществить на практике разработанные прогнозы. Рассчитанные ориентиры представляют собой только предвидение соответствующих изменений;

      прогнозирование рассматривается как метод выявления  оптимальных вариантов действий и предполагает альтернативность в  построении финансовых показателей  и параметров. В прогнозировании финансов главное - познание объективных тенденций финансового развития.

      Планирование  и прогнозирование финансовых показателей  осуществляется с использованием разнообразных  методов. Исходя из содержания того или  иного метода и тех целей, которые поставлены - разработка плана или прогноза, - можно без особых затруднений выбрать наиболее приемлемый (с учетом имеющейся базы исходных данных, требуемой точности расчета и т.д.).

      При планировании и прогнозировании  финансовых показателей могут применяться следующие методы:

    • нормативный;
    • расчетно-аналитический;
    • балансовый;
    • экономико-математическое моделирование.

      Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда финансовых показателей. Можно выделить следующие нормы и нормативы: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормы и нормативы самого предприятия.

      Федеральные нормы и нормативы являются едиными  для всей территории РФ. К ним  относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизационных отчислений по отдельным группам основных фондов, нормативы отчислений в резервный фонд для акционерных обществ и т.д.

      Региональные  и местные нормы и нормативы  действуют в отдельных регионах РФ. Они охватывают, как правило, ставки региональных и местных налогов, сборов и т.д.

      Отраслевые  нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм предприятий (акционерные общества, малые предприятия  и т.д.). Они включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий  - монополистов, предельные нормы отчислений в ремонтный фонд и т.д.

      Нормативы, разрабатываемые на предприятии, предназначены  для внутреннего пользования: планирования и регулирования, для контроля за использованием ресурсов и т.д. К  ним относятся: нормы и нормативы потребности в оборотных средствах; нормативы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в обороте предприятия; нормы амортизационных отчислений по нематериальным активам и т.д. Нормативный метод планирования является самым простым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов дня целей планирования, контроля и стимулирования деятельности каждого структурного подразделения.

      Содержание  расчетно-аналитического метода планирования и прогнозирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базовый, и индексов изменения его в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения финансового показателя. Экспертная оценка есть результат проведения экспертизы, обработки и использования этого результата при обосновании значения вероятности. В современной интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов путем научного инструментария экономической статистики.

      Разновидностью  расчетно-аналитического метода является метод пропорциональных зависимостей показателей (метод процента от продаж). Основу этого метода составляет утверждение, что можно идентифицировать некий показатель, наиболее важный с позиции характеристики деятельности предприятия, который в связи с этим можно использовать как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются" к базовому показателю при помощи простых пропорциональных зависимостей. В качестве такого базового показателя чаще всегда используется выручка от реализации. Соответственно, используемый метод носит название "метод процента от реализации", или "метод процента от продаж".

Информация о работе Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия