Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи данной курсовой работы заключается в том, чтобы:
- показать причины создания фонда обязательного медицинского фонда в России, основные этапы его развития, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов, охарактеризовать современную систему их организации;
- на основе практических материалов рассмотреть особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования, проанализировать их динамику и структуру и выявить основные проблемы развития;
- проанализировать официальные предложения по развитию этих фондов и обосновать направления по их дальнейшему совершенствованию.
Введение-----------------------------------------------------------------
Фонды обязательного медицинского страхования( ФОМС), их цели, задачи и система организации-----------------------------------------------5
1.1 Причины создания ФОМС в России и основные этапы их развития----------5
1.2 Цели, задачи и функции ФОМС-------------------------------------------------------7
1.3 Система организации ФОМС----------------------------------------------------------11
Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------17
2.1 Формирование доходов и расходов Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования------------------------------------17
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2009-------------------23
2.3 Структура доходов и расходов Федерального ФОМС в 2009г-----------------28
Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------------------------33
3.1 Проблемы действующей системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------33
3.2 Предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------36
Заключение-------------------------------------------------------------------39
Список используемой литературы---------------------------------------41
Приложения------------------------------------------------------------------43
К недостаткам действующей
системы ОМС, определяемой несовершенством
Программы государственных
1. Разобщенность источников финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи из средств бюджета и из средств ОМС приводит к дублированию структур, обеспечивающих это финансирование: общество затрачивает на содержание однотипных структур дважды: сначала на наличие менеджмента бюджетной составляющей программы, затем — на менеджмент страховой составляющей.
2. Неэффективность контроля за исполнением финансового обязательства со стороны бюджетной составляющей Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Контроль возложен на орган управления здравоохранением, т.е. фактически на заинтересованное лицо. Должен быть решен вопрос о наличии контролера этого качества, независимого от органа власти, принимающего территориальную программу государственных гарантий и правила функционирования здравоохранения своего подчинения, от собственника учреждения здравоохранения, от производителя медицинских услуг. Таким контролером может быть медицинский страховщик, уже сформировавший внутри себя кадровый, имущественный, информационный потенциал, а вокруг себя — необходимую инфраструктуру.
3. Наблюдается явное и повсеместное снижение доступности медицинской помощи, нарастание платных услуг населению и жалоб на вымогательства со стороны медицинского персонала вследствие неэффективности разобщенной по источникам финансирования реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Отсутствует четкое конкретное нормирование платных медицинских услуг. В Основах законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации имеется исключительно упоминание о т. н. «дополнительной медицинской помощи», которая может явиться предметом договора между учреждением здравоохранения и пациентом об оказании ему платных медицинских услуг.
Само понятие предмета договора, т.е. дополнительной медицинской помощи, отсутствует. Медицинский страховщик вынужден в отсутствие законодательного нормирования практически в единственном числе бороться против произвола навязывания пациенту таких «дополнительных» медицинских услуг. Отсутствие независимого контролера качества медицинской помощи (страховщика) при оказании платных медицинских услуг делает их очень привлекательными для учреждения здравоохранения вне зоны общественного контроля. В сознание пациента внедряется порочная идея о том, что качественное здравоохранение может быть исключительно платным. При этом предлагаются услуги внеочередного приема у врача за дополнительную плату, оскорбляющие достоинство малообеспеченных сограждан, не имеющих лишних средств для оплаты приема у врача вне очереди. Такая имущественная дискриминация не принимается во внимание руководителями здравоохранения.
4.
В российском здравоохранении создается
новая индустриальная отрасль — высокотехнологичная
медицинская помощь, причем опять-таки
вне зоны общественного контроля за порядком
оказания медицинской помощи, очередностью
оказания медицинской помощи, что уже
приводит к возникновению недовольства
населения, связанного с отсутствием независимого
контролера за выдачей направления в федеральные
учреждения здравоохранения, за соблюдением
очередности в листе ожидания, за качеством
оказания медицинской помощи, отсутствием
ведения единого реестра (листа) ожидания
по конкретному профилю медицинской специализации,
например в трансплантологии. Эта насущная
медицинская дисциплина находится вне
контроля; как осуществляется перемещение
пациентов, ожидающих трансплантацию
без единого федерального листа ожидания,
не знает никто, кроме самого исполнителя.
Система не может долго существовать бесконтрольно
— это всегда приведет к злоупотреблениям.
В настоящее время система ОМС страдает
от необеспеченности сбалансированности
базовой программы ОМС с финансовыми ресурсами:
в системе ОМС концентрируются только
40—60% средств, необходимых для реализации
программы, тогда как потребность составляет
около 80%. Это связано с несовершенством
регрессивной шкалы налогообложения по
ЕСН в части, зачисляемой в фонды ОМС. Налоговым
законодательством предусматривается
принцип развития общества, основанный
на преимущественном развитии экономики,
— стимулирование выплаты ЕСН за счет
возможности его регресса. Но этот принцип
тормозит развитие оказания медицинской
помощи — не хватает денежных средств;
отсутствует регламент досудебной защиты
застрахованного и правил возмещения
страховой компанией вреда, причиненного
ненадлежащим оказанием медицинской помощи,
основанной на системе штрафных санкций;
отсутствует законодательство о саморегулирующейся
организации объединения страховых медицинских
компаний. [9,с.28]
3.2. . Предложения
по модернизации системы обязательного
медицинского страхования
Предложения по модернизации системы ОМС:
-
принятие Федерального закона
РФ «О государственных
-
расширение системы ОМС за
счет отнесенных к расходным
обязательствам бюджетов
- унифицировать систему ценообразования на медицинские услуги в системе ОМС путем установления единых принципов расчета и формирования структуры тарифа, определения критериев оплаты медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями по программам ОМС на основе развития и внедрения стандартизации в здравоохранении;
-
устанавливать тарифы на
-
утверждать на федеральном
-
необходимо выстроить
- создать институт социального партнерства в управлении системой ОМС в виде Наблюдательного совета. Органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ, территориальные объединения профессиональных союзов, работодателей, СМО и общественных организаций пациентов формируют Наблюдательный совет территориального фонда ОМС. Наблюдательный совет Федерального фонда ОМС формируется в таком же соответствии. Наблюдательные советы осуществляют надзор за исполнением бюджетов фондов;
-
создать единый регистр
- утвердить федеральные правила оценки качества медицинской помощи;
-
принять единое определение
-
вести статистический учет
-
разработать регламент
Для
обеспечения сбалансированности государственных
гарантий и финансовых средств в
системе обязательного
Так же необходимо увеличить размеры страховых взносов на неработающее население, так как это большая часть населения (пенсионеры, студенты). Необходимо пересмотреть роли и взаимоотношения участников системы обязательного медицинского страхования: страхователей работающего и неработающего населения, Федерального и территориальных фондов, медицинских организаций, застрахованных. Обновленная система обязательного медицинского страхования должна быть более управляемой, чтобы не было споров по поводу того, кто именно должен финансировать различные расходы по обеспечению права граждан на получение медицинской помощи.
С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе обязательного медицинского страхования: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем и обеспечит высокое качество медицинской помощи.
Важно четко осознать, что деятельность по реформированию здравоохранения – это не разовая акция и не проект, рассчитанный на один-два года. Реформа потребует длительной работы. Что-то нужно будет сделать сразу, а что-то придется долго настраивать по мере накопления реального опыта преобразований.
Необходимо изменить систему приоритетов развития нашей страны таким образом, чтобы здоровье и жизнь отдельного человека заняли в ней гораздо более высокое, чем сейчас, место. Укрепление здоровья должно рассматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность за решение которой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество, семья.
Заключение
Важным
звеном государственных и
Фонд был создан
для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования, а его
роль в ОМС сводится как к общему
регулированию основных положений
ОМС на территории РФ, так и к
финансовому регулированию
В данной курсовой работе на тему «Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства» раскрываются следующие вопросы:
- причины создания ФОМС в России и основные этапы их развития;
- цели, задачи и функции ФОМС;
- Система организации ФОМС;
- особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
- перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Для раскрытия данных вопросов использовался анализ финансовых показателей, который рассматривался в курсовой работе с применением современных методов и моделей, а также компьютерных технологий. В качестве пакетов прикладных программ использовался Microsoft Excel 2007, для автоматизированного статистического анализа данных. В аналитической части курсовой работы, в которой представлены выборочный и графоаналитический метод в финансово-экономических задачах, показана динамика поступлений и расходования средств бюджета ФОМС за период 2005-2009.
В третьей главе курсовой работы выявлены проблемы, недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования и даны предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.
С целью достижения наилучших результатов по реализации возложенных на ФОМС функций, выполнения отведенной государству роли соцгаранта нужно устранить следующие недостатки:
-
разобщенность источников
-
неэффективность контроля за
исполнением финансового
- снижение доступности медицинской помощи, нарастание платных услуг населению.
Для дальнейшего развития системы обязательного медицинского страхования необходимо:
-
создать единый регистр
- утвердить федеральные правила оценки качества медицинской помощи;