Роль фондов обязательного социального медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:34, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – раскрыть роль Фондов обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи контрольной работы: выявить особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации и перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Фонды обязательного социального медицинского страхования, их цели, задачи и система организации…………………………………… …………4
2.Особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации..……………………7
3.Перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации………… ..………………………...11
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по   финансам

на тему: «Роль фондов обязательного социального медицинского страхования в реализации социальных программ государства».

 

 

 

    Студента:

   курса: Факультет:  Учетно-статистический.

Специальность: Бухгалтерский  учет, анализ и аудит.  

Личное дело

 

Проверил:

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

 

1. Фонды обязательного социального медицинского страхования, их цели, задачи и система организации…………………………………… …………4

 

2.Особенности доходов  и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации..……………………7

 

3.Перспективы развития  фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации………… ..………………………...11

 

Заключение…………………………………………………………………16

 

Список литературы………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства – это одна из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определённых социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития.

Высокую экономическую и  социальную значимость в настоящее  время имеют государственные  внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые  за счёт обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц  и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонды обязательного медицинского страхования РФ (Федеральный и Территориальный).

Государственные внебюджетные фонды формируются за счёт отчислений от доходов юридических и физических лиц, предусмотренных законодательными актами, а также носящих добровольный характер.

Цель контрольной работы – раскрыть роль Фондов обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Задачи контрольной работы: выявить особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации и перспективы развития фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.

  1. Фонды обязательного социального медицинского страхования, их цели, задачи и система организации.

Система обязательного медицинского страхования (ОМС) создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  в Российской Федерации, определил  средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских  учреждений и заложил основу для  создания в стране системы страховой  модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая  медицинская организация, медицинское  учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

В основе ОМС лежат следующие  основные принципы:

  1. Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг.
  2. Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи.
  3. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счёт средств ОМС. При этом средства ОМС находятся в государственной собственности.

Средствами обязательного  медицинского страхования управляют  Федеральный фонд ОМС и территориальные  фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном  фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном  фонде обязательного медицинского страхования».

В основе положений о фондах ОМС лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств  от нецелевого их использования.

Создание фондов ОМС позволяет  обеспечить финансовые условия для  сохранения бесплатной для граждан  медицинской помощи.

Фонды ОМС занимаются финансированием  только медицинской помощи, тем самым  гарантирует целевое их использование. При этом территориальные фонды  ОМС обеспечивают сбор страховых  взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению  конкретной территории. А Федеральный  фонд ОМС обеспечивает единство системы  обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжёлое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.). Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию её деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС – это некоммерческие финансово – кредитные учреждения.

Цель организации обязательного медицинского страхования состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за их счёт медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленной основе и в гарантированных размерах.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования реализует  государственную политику в области  обязательного медицинского страхования  граждан как составной части  государственного социального страхования.

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации и уставом  Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, обособленное имущество, счета  в учреждениях Центрального банка  Российской Федерации и других кредитных  организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

  1. Особенности доходов и расходов фондов обязательного социального медицинского страхования в Российской Федерации.

В 1993 г. в Российской Федерации  начался процесс реформирования системы здравоохранения. Однако переход  к страховой медицине до сих пор  не завершился и сейчас в России действует компромиссная, бюджетно-страховая  модель здравоохранения, которую некоторые  исследователи называют своеобразной формой финансирования здравоохранения  по причине отсутствия в отечественной  системе обязательного медицинского страхования классических характеристик страхования. Российская модель здравоохранения сочетает государственное финансирование медицинских учреждений и поступление средств от дополнительных источников (предприятий, органов исполнительной власти субъектов).

Как любое начинание, а  тем более такое масштабное, в  условиях коренной перестройки экономической  системы, внедрение системы ОМС  проходило очень нелегко, чему немало способствовал недостаток финансирования. В настоящее время ситуация с  финансированием не изменилась, недостаток средств по-прежнему присутствует, и это влечет за собой целую  цепочку неудобств, «провалов системы», которые, по сути, становятся ограничением прав человека, закрепленных в Конституции. Но всё же финансирование — не единственная и даже не ключевая проблема ОМС. Возникновению  недостатка денежных средств, а вернее будет сказать тому, что эти  средства не доходят до фондов ОМС  и медицинских учреждений в полном объеме, в значительной мере способствует пресловутая российская бюрократия. Она пронизывает все социальные, политические и экономические структуры  и институты, снижая их эффективность, существенно уменьшая теоретическую  полезность, выгодность реформ. Функционирование любой системы зависит от менталитета  конкретных исполнителей на всех уровнях. Функционирование ОМС, в частности, напрямую зависит от добросовестности представителей различных уровней  власти, множества чиновников на местах, руководства и работников страховых медицинских организаций, медицинского персонала и, наконец, самих граждан. Как показывает статистика, около половины россиян прибегают к услугам ОМС только в крайнем случае, что свидетельствует о крайне низком уровне доверия граждан к так называемой «бесплатной» медицине. Тем не менее результаты развития системы обязательного медицинского страхования очевидны. В настоящее время основные институты системы ОМС созданы и функционируют в каждом регионе страны. Более 90% граждан РФ имеют полиса ОМС. Таким образом, должно реализовываться закрепленное в статье 19 Конституции РФ право человека на охрану здоровья

Происходящая в настоящее  время реформа здравоохранения  направлена на совершенствование системы  медицинского страхования, постепенное  решение существующих проблем и  призвана обеспечить условия для  максимально полной реализации прав человека на охрану здоровья и бесплатную медицину, прописанных в Конституции  РФ.

Согласно принятому 29 ноября 2010 года Федеральному закону Российской федерации № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» систему здравоохранения России в 2011-2013 гг. ждут следующие трансформации:

1) пациенты получат право  выбирать медицинское учреждение  и врача;

2) с 1 января 2011 г. полис  ОМС действует во всех регионах  РФ

3) граждане получат право  выбирать страховую компанию;

В декабре 2010 г. принят Федеральный  закон №333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Доходы бюджета  Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Расходы бюджета Фонда на 2011 г. определены в сумме 336,0 млрд руб., на плановый период 2012 и 2013 гг. расходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд руб. Кроме того, законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 гг. в сумме 460,0 млрд руб. Для сравнения: в 2009 г. поступления в ФФОМС составляли 126562 млн руб., из которых около 1/3 составляли поступления из федерального бюджета, а расходы - 130037 млн руб. Если проследить динамику объема поступлений и расходов в ФФОМС из года в год, то выявляется тенденция к чередованию дефицита и профицита бюджета Фонда ОМС.

Также в 2011 г. изменились:

  1. величина базы для начисления страховых взносов;

С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов  подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы  в Российской Федерации и составит 463 000 руб. в отношении каждого  физического лица в год нарастающим  итогом с начала расчетного периода.

  1. тарифы страховых взносов в фонды ОМС;

На 2%, а именно, с 3,1 до 5,1 %, возрастет тариф страховых взносов  на обязательное медицинское страхование. Однако вместе с тем расширится список льготных категорий плательщиков.

  1.          отчетность.

Информация о работе Роль фондов обязательного социального медицинского страхования в реализации социальных программ государства