Роль налогов в финансовой системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретической основы понятия и сущности налогов, а так же роль налогов в формировании бюджета государства. Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Понятие и функции налога………………………………………………...4
Сущность и роль налогов в финансовой системе государства………...20
Взаимосвязь налогов с различными сферами финансовой системы…..25
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ ПО РОЛИ НАЛОГОВ.docx

— 67.22 Кб (Скачать документ)
    • По срокам уплаты:
      1. Срочные
      1. Периодично – календарные

Плательщики срочного налога уплачивают  его в течение  определенного срока  установленного   налоговым   законодательством,   после    совершения какого-либо  действия. Периодично-календарные подразделяются  на   декадные,  ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые  и годовые.

    • По порядку введения:
      1. Общеобязательные
      1. Факультативные

Общеобязательные налоги, те, которые взимаются  на всей  территории страны  не зависимо  от бюджета,  в который  они поступают.

Факультативные налоги предусмотрены  налоговым   законодательством, но  их  введение   и   взимание   является   компетенцией   представительных органов  местного   самоуправления. Эти  налоги   обязательны   к  уплате только  на  территориях  соответствующих  муниципальных   образований,   где они  введены. 

    • По  целевой направленности:
      1. Абстрактные
      1. Целевые

Абстрактные (общие) налоги, предназначены   для   формирования

доходной  части  бюджета  в целом.

Целевые (специальные) налоги, вводятся для  финансирования   конкретного   направления  государственных   расходов. Поступления  от них  обычно  зачисляются не  в государственный   бюджет,  а в специальные внебюджетные  фонды.   Это   форма   мобилизации  государством средств  на  проведение  определенных  мероприятий.

    • По   порядку  и способу  исчисления  налога:
      1. Налогового плательщика
      1. Налогового агента
      2. Налогового органа

Исчисление налога может  осуществляться по некумулятивной  системе и кумулятивной системе. При некумулятивной системе обложение     налогооблагаемой      базы предусматривается по частям. При  кумулятивной  системе  исчисления  налога производится нарастающим итогом  с начала года.4

Российским   законодательством    предусмотрено    применение    обоих способов, также  их сочетание. Данная  классификация   необходима   не   только    для    составления налоговых  расчетов  и отчетности с   использованием   электронной   системы обработки  данных.    Пользуясь  такой  классификацией,   можно   определить роль   каждого  налога   и  налоговой   группы,    в    составе    доходного источника  консолидированного  бюджета РФ,  бюджетов  субъектов РФ,  местных бюджетов.

Эту роль можно выявить,  соотнося    суммарные   величины   налогов  и налоговых  групп с показателями,   характеризующими   финансовое   состояние как   налогоплательщиков,   так   и   государства   в   целом.   Это   может выявить   факт   переложения   налогов  и   величину    налогового    гнета.

Значительным   шагом   в   систематизации   учета   налогов   и    налоговых групп,   классифицированных   по    определенным    признакам,      является введение для  налогоплательщиков  идентификационных  номеров.

 

 

 

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ НАЛОГОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА.

 Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.5 Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны. Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в государственные внебюджетные фонды; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.6

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны  быть едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило,  обязательна активная поддержка  предпринимательства.

7. Система налогообложения должна  быть комплексной при умелом  сочетании разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность,  точность, удобство по форме, экономность  сбора, воизбежнии чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков.7 Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.) 
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок. Регрессивный налог - характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные. Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.    Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.          Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.            Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы. Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность – решаются социальные проблемы. 8    Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов. Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.  Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:  
1) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются; 
2) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;  
3) если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.9             Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы. Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и организаций, для всех, кто оказывает платные услуги, возможен переход на упрощенную систему налогообложения.  В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).10

 

 

 

 

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СФЕРАМИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Основными объектами государственного регулирования экономики при  помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские  и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и т.п.    

Регулирующая функция налогов  заключается в следующем: 
- установление и изменение системы налогообложения; 
- определение налоговых ставок, их дифференциация; 
-  предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственное экономическое программирование.   Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур, подразделения которых тесно связаны между собой технически.    По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги всё шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики.        Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.11         Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.           В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенная пошлина, сборы и другие платежи. Особой группой поступления доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, который взимается с налогоплательщиков - работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом  воздействия   государства   на   развитие хозяйства, определения приоритетов социального  и  экономического  развития. Поэтому необходимо, чтобы  налоговая  система  России  была  адаптирована  к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России  в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и  ответственность соответствующих  уровней  управления  (Федерального  и  территориального)  в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно  учесть  разнообразные  местные  потребности  и  виды доходов для местных бюджетов.

      И все  же новое налоговое законодательство  не в полной мере подходит  к

новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя  уплотненность, запутанность, наличие большого  количества  льгот  для  различны категорий плательщиков, не стимулирующих рост  эффективности  производства,  ускорение научно-технического  прогресса,  внедрение  перспективных   технологий   или увеличение    выпуска    товаров    народного    потребления.  Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не  стимулирует привлечение  в  народное  хозяйство  иностранных  инвестиций. Мировой  опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не  застывшая  схема,  оно постоянно изменяется,  приспосабливается  к  воспроизводственным  процессам, рынку. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,  количества налогов, льгот несомненно,  играет  отрицательную роль,  особенно  в период  перехода  российской  экономики  к  рыночным  отношениям,  а также препятствует   инвестициям   как   отечественным,   так    и    иностранным. Нестабильность налоговой системы на  сегодняшний  день  —  главная  проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто  фискальную функцию налоговой  системы:  обирая  налогоплательщика,  налоги  душат  его, сужая  тем  самым  налогооблагаемую  базу  и   уменьшая   налоговую   массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в  лучшем  случае  отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей  нынешней  фазе  переходного  периода,  практически нет. И  это  не  случайно,  так  как  оптимальную  налоговую  систему  можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой  в  России  еще нет.

Информация о работе Роль налогов в финансовой системе государства