Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат
Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.
Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17
Содержание
Введение______________________
1. Налоги как инструмент
бюджетного регулирования_________________
2. Принципы распределительного
процесса______________________
3. Порядок распределения
доходов бюджета_______________________
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Бюджет на всех его
уровнях играет огромную роль
в развитии и процветании
государства, продвижении
научно-технического прогресса
(бюджетные финансирования
Функционирование
Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
Регулирующая функция
государства в сфере экономики
проявляется в форме бюджетно-
Бюджетно-финансовая система
включает отношения по поводу формирования
и использования финансовых ресурсов
государства — бюджета и
Налоги возникли вместе с
товарным производством, разделением
общества па классы и появлением государства,
которому требовались средства на содержание
армии, судов, чиновников и другие нужды.—
Налоги, таким образом, - это порождение
государства, и в этом своем качестве
они существовали и могут в
принципе существовать вне товарно-денежных
отношений. К примеру, в некоторых
докапиталистических
Государство устанавливало
налоги в натуральном выражении
с учетом специализации того или
иного хозяйства, местности. С расширением
функций феодального
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов
формируются финансовые ресурсы
государства, аккумулируемые в его
бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое
содержание налогов выражается, таким
образом, взаимоотношениями
Источником налоговых
платежей (взносов) независимо от объекта
налогообложения является валовой
национальный доход (ВНД), который количественно
не совпадает с ВВП. ВНД образует
первичные денежные доходы основных
участников общественного производства
и государства как организатора
хозяйственной жизни в
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная стоимость продукции;
- имущество юридических и физических лиц;
- передача имущества (дарение, продажа, наследование);
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие объекты, установленные законом[1,с.98].
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Бюджетно-налоговая политика
— это совокупность финансовых
мероприятий государства
по регулированию
экономики посредством
изменений государственных
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.
В
современных условиях налоги
выполняют две основные
функции: фискальную и
Фискальная функция - основная,
характерная для всех государств.
С её помощью создаются
Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
2. Принципы распределительного процесса
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической
формой существования реальных, объективно
обусловленных
- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
- с помощью бюджета
происходит перераспределение
- пропорции бюджетного
перераспределения стоимости
в большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются
потребностями расширенного
- область бюджетного
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Сущность государственного
бюджета как экономической категории
реализуется через
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной
функции определяется тем, что в
отношения с бюджетом вступают почти
все участники общественного
производства. Основным объектом
бюджетного перераспределения является
чистый доход; однако это
не исключает возможности
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Государственный бюджет всегда
являлся важным инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной
сферы. С его помощью государство,
осуществляя перераспределение
национального дохода, могло изменять
структуру общественного