Роль налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17

Работа состоит из  1 файл

виногорова.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение_________________________________________________________2

1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3

2. Принципы распределительного процесса____________________________6

3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10

4. Роль налогов в формировании  финансовых ресурсов государства ____11

Заключение_____________________________________________________16

Список использованной литературы________________________________17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Бюджет на всех его  уровнях играет огромную роль  в развитии и  процветании   государства,   продвижении   научно-технического   прогресса  (бюджетные финансирования исследований  и  разработок),  развитии  экономики  (особенно  не  прибыльных,   но   социально-значимых   отраслей   экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов  и расходов, выражающих  последовательные  этапы перераспределения  стоимости  общественного  продукта,  концентрируемого   в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а  расходы  – удовлетворению   общественных   потребностей.   Доходы   бюджета    выражают экономические  отношения,  возникающие  у   государства   с   организациями, предприятиями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Финансовую политику государства  иногда  называют бюджетно-налоговой.  Если разложить  финансовую  политику  на  составляющие,  то  политика  в области бюджета - есть политика, связанная с государственными  расходами;  налоговая политика – государственными доходами. Бюджетно-налоговая политика  является  ключевым  элементом государственного финансового регулирования. Исходя из вышеизложенного актуальность выбранной темы очевидна.

Цель -  исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:

-     рассмотреть  принципы распределительного процесса;

-     рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;

- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

 

 

1. Налоги как инструмент  бюджетного регулирования

 

Регулирующая функция  государства в сфере экономики  проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система  включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги[4,с.56].

Налоги возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества па классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.—  Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в  принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых  докапиталистических общественных формах главными доходами государства  были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения  вынуждена была выполнять натуральные  повинности.

Государство устанавливало  налоги в натуральном выражении  с учетом специализации того или  иного хозяйства, местности. С расширением  функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной  казны, в проведении протекционистской  политики. В эпоху становления  и развития капиталистических отношений  значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое  содержание налогов выражается, таким  образом, взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства — с  другой, по поводу формирования государственных  финансов.

Источником налоговых  платежей (взносов) независимо от объекта  налогообложения является валовой  национальный доход (ВНД), который количественно  не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога (13% и более) и отчислений в пенсионный фонд (14%), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов[7,с.67].

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определенных товаров;

- добавленная стоимость продукции;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом[1,с.98].

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту  получения заработной платы.

 Бюджетно-налоговая политика  — это совокупность финансовых  мероприятий государства    по    регулированию    экономики    посредством     изменений государственных  доходов   и  расходов.  Часто  вместо   термина   «бюджетно-налоговый»  используют  его  синоним   «фискальный», т.е. относящийся к  казне.   Фискальная политика  может как благотворно, так  и достаточно болезненно воздействовать  на  стабильность  национальной  экономики.  Она  значительно  видоизменяется в зависимости   от  поставленных  стратегических  задач,  как, например,  антикризисное   регулирование,  обеспечение   высокой   занятости, борьба  с инфляцией.

       Современная   фискальная  политика   определяет   основные   направления использования   финансовых  ресурсов  государства,  методы  финансирования  и главные  источники пополнения казны. В  зависимости от  конкретно-исторических  условий в отдельных странах  такая политика имеет свои  особенности.    Налоги  и   государственные  расходы   являются  основными  инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

       В   современных  условиях  налоги  выполняют   две   основные   функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех  государств.  С  её помощью создаются государственные  денежные фонды и материальные условия  для функционирования государства.

     Экономическая   функция  означает,  что   налоги  как  активный  участник  перераспределительных   отношений    оказывают    серьезное    влияние    на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая  или ослабляя накопление  капитала,   расширяя   или   уменьшая   платежеспособный   спрос населения.  Расширение  налогового  метода  в мобилизации для государства национального дохода  вызывает  постоянное  соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные  возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

 

2. Принципы распределительного процесса

 

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета.   По   экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично - и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету  государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями  народного   хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;

- пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости   в большей мере, чем у других  звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями[2,с.487].

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу  получил свое признание. Лишь в последние  годы преобладающей стала точка  зрения, согласно которой государственный  бюджет с позиций экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так,  содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако  это  не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и  национального богатства.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение  национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия  на общественное производство. Этому  изменению призвана служить радикальная  перестройка бюджетных отношений,  построение  принципиально  иного,  чем  прежде, бюджетного механизма.

Информация о работе Роль налогов