Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат
Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.
Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17
Большое влияние на экономику
страны способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-
Функционирование
3. Порядок распределения доходов бюджета
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда
страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды
платежей предприятий, организаций
и населения в государственный
бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежный средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы,
с одной стороны, результатом
распределения стоимости
Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, кото¬рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре¬менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де¬нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше¬нию соответствующего представительного органа власти в ниже¬стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ¬лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования суб¬венций законом установлена ответственность. Субвенция, не ис¬пользованная в срок или использованная не по назначению, подле¬жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.
4. Роль налогов в формирование финансовых ресурсов государства
Основная форма мобилизации
налоговых поступлений в
Большая часть государственных
доходов развитых стран сосредоточена
в государственных бюджетах, куда
поступают наиболее крупные доходы.
К важнейшим налогам
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов[8,с.154].
Доля национального дохода,
перераспределяемого через
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными
Конкретными формами проявления
категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых
Главным среди налогов, взимаемых
с юридических лиц, является налог
на прибыль (доход) предприятий. Его
применение вызвано тем, что в
условиях рыночного хозяйства роль
прибыли существенно
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи
за природные ресурсы: земельный
налог, плата за воду, лесной доход
и др. Одни из них вносятся из прибыли,
другие - за счет себестоимости. Значение
названных платежей в том, что
они играют не только фискальную, но
и стимулирующую роль, ориентируя
субъектов хозяйствования на
более эффективное
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы[5,с.308].
Право вводить налоги на
территории Российской Федерации закреплено
за Верховным Советом РФ; но он может
делегировать право установления и
отмены отдельных видов налогов
другим законодательным и
Кроме налогов в бюджет
поступают неналоговые доходы. К
ним относятся, с одной стороны,
доходы от эксплуатации государственной
собственности, поступления от реализации
облигаций государственных
Заключение
Таким
образом, налогообложение
Для
экономики важны содержание и
конечные цели действия
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ. - М: Норма, 2007
2. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник, - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007.
3. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт, 2007.
5. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 4-е изд. исправ. и доп. – М.: Дашков и К, 2008.