Роль налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание

Цель - исследование бюджетно-регулирующей функции налогов. Задачи:
- рассмотреть принципы распределительного процесса;
- рассмотреть порядок распределения доходов бюджета;
- изучить роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
1. Налоги как инструмент бюджетного регулирования___________________3
2. Принципы распределительного процесса____________________________6
3. Порядок распределения доходов бюджета__________________________10
4. Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства ____11
Заключение_____________________________________________________16
Список использованной литературы________________________________17

Работа состоит из  1 файл

виногорова.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

Большое влияние на экономику  страны способен оказывать бюджет благодаря  тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей[3,с.160].

 

3. Порядок распределения доходов бюджета

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом  дальнейшего  распределения  сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Закрепленные доходы бюджетной  системы — это доходы, кото¬рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре¬менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де¬нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше¬нию соответствующего представительного органа власти в ниже¬стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ¬лением средств. Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах. За нарушение условий предоставления и использования суб¬венций законом установлена ответственность. Субвенция, не ис¬пользованная в срок или использованная не по назначению, подле¬жит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции.

 

4. Роль налогов в формирование финансовых ресурсов государства

 

Основная форма мобилизации  налоговых поступлений в большинстве  развивающихся стран - косвенные  налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы  косвенного налогообложения товаров  местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна  доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших  странах, а также в странах - экспортерах  сырья. В промышленно развитых странах  доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных  поступлений. У нефтедобывающих  стран вывозные таможенные пошлины  являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с  усилением косвенного налогообложения  большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

Большая часть государственных  доходов развитых стран сосредоточена  в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных  правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают  доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным  налогам относятся поимущественные  и поземельные налоги, а также - в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования - составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Налоги выступают главной  формой мобилизации государственных  доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных  правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины. За счет налогов  и сборов, перераспределяемых через  государственный бюджет, формируется  часть финансовых ресурсов государственных  и муниципальных предприятий (в  Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов[8,с.154].

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему  налогов и сборов, зависит от задач  и функций государства. На общий  размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно  влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры  государственной собственности.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования  экономических методов руководства общественным производством,  а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство  влияет  на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых  платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на прибыль (доход) предприятий. Его  применение вызвано тем, что в  условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает;  она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог  на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для  создания заинтересованности предприятий  в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической  оснащенности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество  вызывает  необходимость  взимания  налога  не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое  прямым или косвенным образом  способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы  страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества  на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,  чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы: земельный  налог, плата за воду, лесной доход  и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что  они играют не только фискальную, но и стимулирующую  роль,  ориентируя  субъектов  хозяйствования  на  более эффективное использование  соответствующих видов ресурсов.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Подоходное обложение физических лиц дополняется  взиманием налога на имущество,  который в условиях перехода к  рынку выполняет не только фискальную роль,  но и служит своеобразным психологическим  фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог  на имущество  позволяет  мобилизовать  в  распоряжение  государства  денежные средства наиболее состоятельных  граждан. Благоприятные тенденции  в развитии страны, ее экономический  и социальный расцвет впрямую  зависят от того,  насколько быстро состоятельные  владельцы  имущества  станут  преобладающей частью российского  общества.

Одновременно с НДС  в системе косвенного обложения  используются  также  различные  акцизы,  устанавливаемые  на отдельные  виды и группы товаров. В  систему  косвенного обложения включаются и  таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,  ввозимые на территорию страны и вывозимые  за ее пределы[5,с.308].

Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ; но он может  делегировать право установления и  отмены отдельных видов налогов  другим законодательным и представительным органам власти. Уплата  налогов  производится  в  определенной  очередности. Сначала плательщики  вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных  платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических  лиц, после чего плательщики уже  во вторую очередь обязаны рассчитаться с  бюджетом по местным подоходным налогам,  если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается  размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К  ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности, поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, доходы, получаемые в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных  средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также  доходами от продажи ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Таким  образом, налогообложение находится  на стыке всех социально-политических  и экономических интересов общества. От того, насколько рационально  определено и рассредоточено  между плательщиками налоговое  бремя, зависит успех индивидуального  и корпоративного бизнеса, а  значит, и богатство нации в  целом. По содержанию налоговой  политики можно судить о типе  государства, о прочности его  правовых основ и об устремлениях  бюрократического аппарата, призванного  поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках  тех, кто определяет социально-политические  и экономические ценности в  государстве.

       Для  экономики важны содержание и  конечные цели действия налогового  механизма. Поэтому, как бы  ни называлась форма принудительного,  неэквивалентного, безвозвратного  изъятия доли дохода гражданина  или предприятия, она всегда  будет выражать одностороннее  движение денежной формы стоимости  от ее создателей к государству.  Платить налоги обязан каждый  гражданин, тем самым он вносит  посильный вклад в обеспечение  цивилизованного образа жизни  всей нации. Однако в реальной  действительности мы имеем дело  с конкретными формами, в которых  общественно необходимая категория  «налог» используется государственной  властью. Согласие на тот или  иной налоговый регламент дает  нация в целом. Следовательно,  степень развития демократического  режима - вот тот постулат, на котором  основаны тяжесть налогового  бремени и полнота реализации  фундаментальных принципов налогообложения:  справедливость, равномерность, ясность  и экономичность налогов. От  выбора форм реализации этих  принципов зависит, во что будет  обращен далее налог - во благо  или во зло. Этот выбор мы  определяем сами - через нашу волю  к экономической свободе и  наше желание жить в цивилизованном  обществе.

 

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ. - М: Норма, 2007

2. Александров И.М. Бюджетная  система РФ: Учебник, - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007.

3. Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

4.  Бюджетная система  РФ: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – М.: Юрайт, 2007.

5. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 4-е изд. исправ. и доп. – М.: Дашков и К, 2008.

Информация о работе Роль налогов