Роль Пенсионного фонда РФ в системе пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание

Цель работы рассмотреть сущность пенсионного фонда, его цели, функции, сферу деятельности в соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:
В главе 1 Изучить историю и развитие Пенсионного фонда РФ.
В главе 2 Рассмотреть ПФ РФ на современном этапе развития.
В главе 3 Определить проблемы и перспективы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации 2
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России 4
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 7
Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития 11
2.1. Организационно-правовые основы деятельности фонда 11
2.2. Цели и задачи фонда 15
2.3. Направления и порядок использования средств фонда 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ 22
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа состоит из  1 файл

kursa4 piwi.docx

— 233.79 Кб (Скачать документ)

      Пенсионный  фонд РФ может принимать участие  в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

      Работа  Пенсионного фонда РФ проявляется  в выполнении ряда функций.

      Функции Пенсионного фонда  РФ:

      1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

      2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

      3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

      Работа  Пенсионного фонда РФ, как финансового  института, состоит в перераспределении  финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

2.3. Направления и  порядок использования  средств фонда

      Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ –  расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

      Средства  Пенсионного фонда  направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту,  за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • также в бюджете на каждый год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

    За  счет средств Пенсионного фонда  финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

    Выплаты государственных пенсий и пособий  занимают наибольший удельный вес в  общем объеме расходов Пенсионного  фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных  пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы  на собственно выплату пенсий, а  также расходы по их доставке и  пересылке. Часть средств Пенсионного  фонда используется на капитальные  вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного  фонда, возврат краткосрочных ссуд  и полученных от коммерческих банков кредитов.

    В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения  также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда  идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные  средства ПФ РФ могут быть вложены  в ценные бумаги.

     Особый  интерес к формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ последних лет объясняется также  рядом дополнительных обстоятельств, связанных с реализацией уже  принятых и готовящихся нормативных  актов. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873. Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала в 2010 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

     Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить  свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации  действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.

     Еще одна статья расходов бюджета Пенсионного  фонда, появившаяся в 2010 году, связана  с валоризацией. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

     Если  после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в  его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в  регионе, где прожиточный минимум  пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

     Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов.

    Основными задачами бюджетной политики Пенсионного  фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и  обеспечение своевременной выплаты  пенсий. 
 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития Пенсионного  фонда РФ

     Состояние пенсионной системы России оценивается  экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного  страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР). Дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

     В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа  и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько  пенсия покрывает предыдущий заработок.

     Таблица 1 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы

     Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб. 12 920 15 304 17 723 20 395
Среднегодовой размер пенсии, руб. 3 284 3 928 4 760 5 098
Коэффициент замещения  25,4% 25,7% 26,9% 25,0%
 

     В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме  Конвенции МОТ, согласно которой  коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения  был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент  замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент  замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

     В качестве следующей проблемы можно  выделить снижение доли пенсионного  страхования в системе обязательного  пенсионного страхования в той  страховой части пенсии, которая  зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и  стажа.

     Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.

     К проблемным аспектам развития обязательного  пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как  оставшимся в Пенсионном фонде, так  и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности.

     Рост  системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы  у граждан оказался «подорван» как  спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

     В качестве мер для преодоления  сложившейся ситуации планируется  усовершенствование системы налогообложения  НПФ, которая в настоящее время  является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через  предоставление адекватной информации об их деятельности.

     По  оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система  России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего  населения. К тому времени даже для  поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

     Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного  фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого  фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного  способа закрыть столь крупные  бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

     Хотя  в финансовых расчетах на 2008-2010 годы повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

     Повысить  пенсионный возраст и стимулировать  работать пенсионеров, можно, если пообещать  им более высокую пенсию. С точки  зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда это  реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей  стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны  среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех  странах, где порог пенсионного  возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо  выше. В российских условиях реализовать  эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических  реформ. Но в связи с тем, что  реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.

Информация о работе Роль Пенсионного фонда РФ в системе пенсионного обеспечения