Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:48, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Согласно обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
Введение
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда.
1.1. Функции, цели и задачи Пенсионного фонда
1.2. Характеристика основных этапов пенсионной реформы
1.3. Нормативно – правовая основа деятельности Пенсионного фонда РФ
2. Анализ роли Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы
2.1. Анализ механизма формирования и расходования средств Пенсионного фонда
2.2 Оценка роли Пенсионного Фонда в реализации пенсионной реформы
2.3. Перспективы дальнейшей реализации пенсионной реформы
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Результатом двадцатилетнего развития фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.
В доходы бюджета Фонда включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые фонду на покрытие дефицита бюджета фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.
На рис. 2.1.1 представлена динамика доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008-2010 гг.
Рис. 2.1.1. Динамика исполнения доходов Пенсионного фонда РФ, в 2008-2010гг, млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год по доходам утвержден в сумме 2 621,1 млрд. рублей, на 2009 – 3 283 млрд. рублей, на 2010 – 4 680 млрд. рублей.
Бюджет Пенсионного фонда по доходам в 2008 году исполнен на 104,2%, в 2009 г – на 98,2%, в 2010г – на 98,5%.
Рассмотрим изменения в структуре доходов Пенсионного Фонда за 2008-2010 гг. в таблице 2.1.1
Таблица 2.1.1.
Структура поступления доходов Пенсионного Фонда в 2008-2010 гг., млн. рублей
| 2008 | 2009 | 2010 |
Поступление доходов | 2730172 | 3222649 | 4610084 |
налоги, страховые взносы1) | 1254013 | 1273364 | 1929016 |
из них: |
|
|
|
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для финансирования трудовой пенсии | 1237262 | 1243657 | 1884510 |
страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии | 9003 | 17777 | 5946 |
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии |
| 2620 | 3603 |
взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации | 2239 | 2629 | 2440 |
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов | 3498 | 4257 | 5361 |
безвозмездные поступления из федерального бюджета2) | 1456930 | 1946726 |
|
1) Без учета поступлений из федерального бюджета за счет единого социального налога.
2) Включая средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты.
Данные таблицы показывают, что в структуре доходов ПФ наибольшую долю составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета и видна тенденция к их увеличению. Так же значительна доля поступлений налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии. И динамика их поступлений так же увеличивается.
Что касается расходов бюджета, то ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
На рис. 2.1.2 представлена динамика расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2008-2010 гг.
Рис. 2.1.2. Динамика исполнения расходов Пенсионного фонда РФ, в 2006-2010гг, млрд. руб.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год по расходам утвержден в сумме году – 2 113,7 млрд.руб., на 2009 - 3 041,5 млрд.руб. , на 2010 – 4 398 млрд.руб.
Бюджет Пенсионного фонда по расходам в 2008 году исполнен на 111,6%, в 2009 г – на 98,9%, в 2010 – на 96,6%.
Рассмотрим изменения в структуре расходов Пенсионного Фонда за 2006-2009 гг.
Таблица 2
Структура расходов Пенсионного Фонда в 2008-2010гг., млн. рублей
| 2008 | 2009 | 2010 |
Расходование средств | 2357793 | 3008660 | 4249235 |
осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний | 232960 | 263583 | 293639 |
социальную поддержку Героев Советского Союза. Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы | 52 | 54 | 61 |
выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941 -1945 гг. | 13883 | 11747 | 10564 |
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение инвалидов вследствие военной травмы |
| 668 | 656 |
обязательное пенсионное страхование | 1856379 | 2374496 | 338118 |
выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 152096 | 172697 | 230389 |
выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными | 2162 | 2629 | 4520 |
социальные выплаты специалистам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации | 2372 | 2986 | 4340 |
доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации | 2191 | 2474 | 2749 |
компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
| 25388 | 32451 |
предоставление материнского (семейного) капитала | _ | 41971 | 97625 |
финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда | 48992 | 61792 | 68304 |
В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на обязательное пенсионное страхование. Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008-2010 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).
Инвестирование средств пенсионных накоплений
Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие страховое свидетельство) могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:
через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:
управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;
государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.
через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.
НПФ и УК могут инвестировать средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.
Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части Вашей трудовой пенсии осуществляет выбранный Вами НПФ. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления Вашими пенсионными накоплениями.
Чтобы перевести пенсионные накопления в УК или НПФ необходимо до 31 декабря текущего года подать в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в организацию, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей, заявление о переводе накопительной части трудовой пенсии в НПФ или о выборе УК.
Число россиян, решивших перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), за первые шесть месяцев 2011 года составило рекордные 1,578 миллиона человек. При этом только 48,3 тысячи человек решили вернуться из НПФ в государственную управляющую компанию, функции которой осуществляет ВЭБ, указывает газета "Коммерсантъ".
Всего, как пишет издание со ссылкой на данные Пенсионного фонда, за первое полугодие своими пенсиями распорядились 1,841 миллиона человек, которые подали заявления о переводе своих накоплений в НПФ, частную или государственную УК. Указанный показатель более чем в 2,5 раза превышает аналогичные данные по итогам января-июня 2010 года, когда заявления подали 722,54 тысячи заявлений.
Таким образом, россияне по-прежнему заинтересованы размещать свои пенсии в НПФ. В марте в Пенсионном фонде сообщили, что по итогам прошлого года в НПФ из государственной системы пенсионных накоплений перешло в общей сложности 3,4 миллиона человек, а общее число клиентов НПФ достигло 11 миллионов человек.
По итогам 2010 года средняя доходность НПФ составила, по данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, 10,7 процента, сумев обогнать инфляцию (8,8 процента). Для сравнения, доходность вложения пенсий ВЭБом обойти инфляцию не смогла: по расширенному инвестиционному портфелю доходность составила 7,62 процента, а по инвестициям в государственные ценные бумаги - 8,17 процента, сообщает "Lenta.ru".
В мае 2011 года в ВЭБе сообщили, что доходность пенсионных фондов, которыми управляет госкорпорация, в первом квартале обогнала инфляцию (за январь-март составила 3,8 процента). Доходность по расширенному инвестиционному портфелю достигла 6,06 процента, а по инвестициям в государственные ценные бумаги - 8,95 процента.
По данным Департамента финансовой политики в 2010 году стоимость активов, в которые инвестированы пенсионные накопления по отношению к началу года выросла на 59,6% . Доля государственной управляющей компании (ГУК) в стоимости активов накопительной составляющей обязательной пенсионной системы в 2010 году снизилась с начала года до 80,9% (на 1 января 2010 года 83,9%). Доля НПФ за этот же период повысилась до 16,9% (на 1 января 2010 года 13,5%). Доля пенсионных накоплений, переданных ПФР в доверительное управление частным управляющим компаниям (ЧУК), продолжила снижение и составила на конец 2010 года 2,13% (на 1 января 2010 года 2,6%).
Таблица 3
Стоимость активов, в которые инвестированы пенсионные накопления, 2007- 2010 гг. млрд. руб.
Дата
| Стоимость активов, в которые инвестированы пенсионные накопления, переданные управляющим компаниям | Пенсионные накопления в НПФ | Итого
| ||
всего | в т.ч. ГУК | в т.ч. ЧУК | |||
01.01.2007 | 276,2 | 267,1 | 9,2 | 9,96 | 286,2 |
01.01.2008 | 375,1 | 362,9 | 12,2 | 26,8 | 401,9 |
01.01.2009 | 352,2 | 343,1 | 9,1 | 35,5 | 387,8 |
01.01.2010 | 495,5 | 480,6 | 14,9 | 77,2 | 572,6 |
01.04.2010 | 728,1 | 710,2 | 17,8 | 115,4 | 843,5 |
01.07.2010 | 743,2 | 725,2 | 18 | 142,1 | 885,3 |
01.10.2010 | 752,3 | 733,4 | 18,9 | 146,9 | 899,2 |
01.01.2011 | 759,43 | 739,93 | 19,50 | 155,3 | 914,23 |
Информация о работе Роль пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы