Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:48, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Согласно обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
Введение
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда.
1.1. Функции, цели и задачи Пенсионного фонда
1.2. Характеристика основных этапов пенсионной реформы
1.3. Нормативно – правовая основа деятельности Пенсионного фонда РФ
2. Анализ роли Пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы
2.1. Анализ механизма формирования и расходования средств Пенсионного фонда
2.2 Оценка роли Пенсионного Фонда в реализации пенсионной реформы
2.3. Перспективы дальнейшей реализации пенсионной реформы
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Источник данных таблицы:
показатели управляющих компаний – стоимость чистых активов по данным, публикуемых на сайте ПФР pfrf.ru
показатели НПФ – пенсионные накопления по Сводным данным о деятельности НПФ, публикуемым ФСФР России на сайте fсsm.ru
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала сводные данные о результатах работы НПФ по итогам 2011 года. С начала года активы 146 НПФ выросли на 300 млрд. руб. и составили 1,2 трлн. руб. Этот рост можно назвать существенным — по итогам 2010 года активы НПФ увеличились на 160 млрд. руб.
В 2010 году и с 1 января 2011 года в российской пенсионной системе произошли довольно принципиальные корректировки. Они были направлены на ее дальнейшее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения самых малообеспеченных слоев населения, а главное для руководства страны на сбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам. В рамках этой корректировки пенсионной системы был принят ряд соответствующих законов. «В частности, произошла замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.
Законами был введен ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности (даже можно сказать нищеты) среди пенсионеров:
валоризация пенсионных прав;
установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации;
назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности и др.
Изменилась структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии была переведена в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов.
Базовая часть трудовой пенсии стала индексироваться в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.
И населению и руководству страны понятно, что эти полумеры принципиально негативные явления в отечественной Пенсионной системе не решили. Поэтому, очевидно, что в ближайшее время мы станем свидетелями более радикальных преобразований в нашей Пенсионной системе.
Очевидно еще и другое. Если человек хочет получить достаточное для жизни пенсионное обеспечение к своему пенсионному возрасту необходимо заниматься пенсионным планированием и внимательно отслеживать все изменения в Пенсионной системе. Это позволит людям своевременно принять необходимые меры.
«Принятие социально значимых решений должно происходить с учетом мнения наших граждан, - сказал Юрий Воронин на экспертном обсуждении перспектив развития пенсионной системы 16 марта. - Нельзя снижать социальные обязательства государства для достижения экономического прогресса. Экономика существует не ради самой экономики, а именно ради человека, который должен находиться во главе всей системы общественных ценностей».
Минздравсоцразвития России опубликовало аналитический доклад «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса». На основе данного документа Министерство проводит обсуждения в институтах гражданского общества с целью сближения позиций по вопросам развития пенсионной системы в России.
В частности, по итогам обсуждения в Московской государственной юридической академии, представителями кафедр Академии будут сформированы предложения по развитию пенсионной системы, которые будут направлены в Минздравсоцразвития для включения в готовящуюся концепцию. Таким образом, Министерство планирует подготовить в первом полугодии 2011 года проект концепции долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Далее концепция будет согласованна со всеми заинтересованными сторонами, и к 2012 году Министерство планирует приступить к разработке законодательных решений.
Рассмотрим основные нововведения прописанные в стратегии, которые возможно будут действовать до 2020 года.
1. Поскольку Россия относит себя к ведущей державе, она должна создавать стимулы для ее развития. Коэффициент замещения 40% - это база, от которой мы должны стартовать, стремиться же надо к большему.
2. Размер пенсии предлагается привязать к заработку и стажу. Чем больше стаж, тем больший процент от заработка будет составлять пенсия. Также будет учтено соотношение заработка со средней заработной платой по стране - это индивидуальный коэффициент, который зависит от количества и качества труда. Такая формула уже использовалась до 2002 года. Но теперь предлагается добавить в нее новый элемент - корректирующий коэффициент, ограничивающий размер пенсии. В солидарной системе невозможно обойтись без такого ограничителя. По опыту ведущих стран, предлагается использовать плавающий ограничитель, который будет учитывать экономическую и демографическую ситуацию в стране. Рассчитывать его будут актуарным образом, и скорей всего это будут делать не правительственные структуры, а независимые эксперты.
3. Выведение накопительного компонента из обязательного страхования, переведя его в добровольный формат. То есть те 6 процентов пенсионных взносов, которые сегодня в обязательном порядке отправляются на накопление (у тех, кто моложе 1967 года рождения), будут взиматься по-прежнему в обязательном порядке. Но решать, куда их направить - будет сам человек в рамках гражданско-правовых отношений. Он сможет заключить договор с одним из НПФ, или направить их в частную управляющую компанию. Но если не захочет связываться с инвестированием, если не знает правил игры на фондовом рынке и не хочет рисковать, надо предоставить ему оставить эти 6 процентов в рамках формирования страховой пенсии, выплаты которой гарантируются государством.
4. Корректировка «выплатного» закона. Выходить на пенсию в ближайшие годы будут только "двухпроцентники". Это работники, которые переводили на накопление 2 процента от заработка в первые годы реформы, а с 2005 года из накопления были исключены.
5. Минздравсоцразвития РФ выступает за увеличение трудового стажа, необходимого для получения полноценной трудовой пенсии. В частности, Минздравсоцразвития предлагает увеличить обязательный стаж - с нынешних 5 лет до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Замглавы министерства подчеркнул, что пенсионной системе должен быть возвращен страховой облик. "Это означает восстановление роли и значения трудового стажа, увеличение его продолжительности, по меньшей мере, до дореформенных показателей. Тем, кто проработал меньше, будет выплачиваться только усеченная пенсия", - сообщил Воронин. [4]
Ожидается, что до конца года текст проекта пройдет согласование со всеми ведомствами. В результате уже в 2012 году на основе концепции парламентарии смогут разрабатывать и принимать законы.
На 2012 год предусмотрена индексация пенсий с 1 февраля – на 7,% , с 1 апреля – 2,4% . Будут также проиндексированы социальные пособия, и материнский капитал. По абсолютным показателям трудовая пенсия в 2012 году в среднем составит – 9400 рублей по старости – 9800 рублей, к 2014-му году трудовая пенсия превысит 11230, пенсия по старости достигнет 11800 рублей. В среднем по стране социальные пенсии держатся на уровне прожиточного минимума, в 2012-м году – социальная пенсия составит 5771 рубль, в 2014-м – 7061 руб.
Отдельные категории – инвалиды ВОВ, участники ВОВ и вдовы ВОВ имеют повышенные размеры пенсий от 20 тысяч рублей. Для них прирост составит более семи тыс. рублей.
ПФ РФ осуществляет такие проекты, как выплата федеральных социальных доплат тем, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, а это 2 млн. наших граждан. Предусмотрены выплаты материнского семейного капитала. Также Пенсионный фонд России предусмотрел один млрд. рублей для субсидий на федеральные программы по укреплению материальной базы социальных учреждений. Все программы будут продолжаться и в 2012-2014 годах. Бюджет ПФ даст возможность не только выполнить все обязательства, но и увеличить материальное обеспечение граждан.
Между тем, заместитель председателя Совета Федерации, подытоживая сказанное выше, отметила, что сумма в 11-12 тысяч рублей, это не то, к чему должно стремиться государство. «Мы индексируем, а следом за этим поднимаются цены, нельзя отставать от реалий жизни», – подчеркнула Светлана Орлова.
Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-
1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
2. Страховая пенсия - дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 г., определенным образом рассчитывается "начальный" пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.
Основные различия между старой пенсионной системой и новой:
В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода; новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы; новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам; новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия; в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.
Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20% бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.
Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.
В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:
1. требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
2. необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:
повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;
снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников
3. нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.
Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.
Информация о работе Роль пенсионного фонда в реализации пенсионной реформы