Россия в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара.

Содержание

Введение 2
1. Россия и мировое хозяйство 3
1.1. Положение России в мировом хозяйстве 3
1.2. Перспективы изменения места России в мировой экономике 8
1.3. Региональная структура внешнеэкономических связей России 15
2. Российская и мировая экономика 26
2.1. Перспективы интеграции российской экономики в ЕС 26
2.2. Товарная структура российского импорта 31
3. Перспективы участия России в мировой экономике 34
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение 43

Работа состоит из  1 файл

Россия и мировом хозяйстве.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

     Весьма  существенной предпосылкой для вступления России в ВТО в  качестве полноправного  члена является то обстоятельство, что РФ выступает во  всех видах  внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных  хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (в 1990г. – 18%). Это почти соответствует показателям развитых стран.

     По  ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня (в %): сырая нефть – 45, нефтепродукты – 36, природный газ – 37, минеральные удобрения  - 72, черные металлы, медь – 72-80, целлюлоза – 85, алюминий – 90. Как видно, ряд отраслей почти полностью работают на внешний рынок.

     Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет  импорта обеспечивается 35-37% спроса на продовольственные товары, почти полностью – спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах.

     В условиях открытой экономики для  РФ жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия основывается на деполитизации международных экономических отношений и их развитии на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (и переоценку) и создание предпосылок для  перестройки всей  системы внешнеэкономических связей России со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья, и, прежде всего, со странами СНГ.

     Дело  в том, что степень экономической  взаимозависимости со странами СНГ  остается весьма значительной. По имеющимся  оценкам, даже в 1995г. уровень взаимозависимости  стран СНГ оставался выше в 5-6 раз, чем был у  шести стран  Западной Европы, когда они приступили  к  созданию общего рынка, и в большинстве случаев значительно превышал уровень внешнеторговой взаимозависимости 12 стран, входивших в состав ЕС к  концу 1994г.

     Однако  в последние годы наибольшим оказалось  падение внешнеэкономических связей России со странами ближнего зарубежья в результате переориентации торговых потоков последних на страны дальнего зарубежья. Если еще в конце 1992г. на страны бывшего СССР приходилось более 60% экспорта и 40% импорта, то в 2002г. эти показатели составляли соответственно 14,9 и 24,6%. Причины резкого спада в экономических  взаимосвязях России с другими странами СНГ определялись, прежде всего, стремлением экспортировать свою продукцию за  свободно конвертируемую валюту в страны дальнего зарубежья, когда цены по контрактам  внутри СНГ оставались на уровне существенно ниже мировых.

     Учитывая  кризисное состояние экономики  стран СНГ в современных  условиях, следует подчеркнуть, что иных, более  мощных резервов стабилизации положения, чем восстановление нормальных экономически отношений на постсоюзном пространстве с целью обеспечения жизненно важных потребностей каждой из этих стран в минимально достаточных объемах, ни внутри, ни за пределами новых независимых государств, по существу, нет.

     Поэтому заинтересованные страны СНГ предпринимают попытки реинтеграции на основе выработки эффективного рыночного  механизма экономического взаимодействия.

     В январе 1993г. был  принят Устав СНГ. Достигнут определенный прогресс в  формировании и развитии организационной  структуры СНГ. Принципиальное значение для укрепления сотрудничества имеют Договор о создании экономического союза (январь 1993г.), Соглашение о создании платежного союза государств (январь 1994г.). Были созданы Межгосударственный банк СНГ, Межгосударственный валютный комитет (МВК). Однако Соглашение о платежном союзе реализуется в очень сложных и противоречивых условиях.  Фактически только в 1995г. сдвиг в этом направлении произошел лишь в двусторонних отношениях России  с Белоруссией, Казахстаном и Туркменией, с которыми были заключены соглашения о мерах по обеспечению взаимной  конвертируемости национальных валют и стабилизации их курсов.

     Значительные  предпосылки к углублению и расширению сотрудничества создались в связи  с практическим формированием Таможенного  союза трех государств – России, Белоруссии  и Казахстана. Эти  страны  унифицируют не только таможенные тарифы, но и экономическое законодательство в целом. Особенно интенсивно развивается экономическое взаимодействие России с Белоруссией. 

 

2. Российская  и мировая экономика

2.1. Перспективы интеграции  российской экономики  в ЕС

     Путь  к достижению стратегических целей партнерства России и ЕС лежит через выполнение всех положений и условий Соглашения, которое открыло широкие возможности развития практического сотрудничества между Сторонами в сферах экономики, политики и культуры. Это не означает, что договорно-правовая база такого сотрудничества уже полностью сформирована. Напротив, реализации потенциала взаимодействия, заложенного в СПС (соглашение о партнёрстве и сотрудничестве), способствовало бы заключение ряда специализированных соглашений, относящихся к отдельным главам и статьям СПС или вызванных новыми процессами и переменами в Европе. В целом же, как показал опыт последних лет, выполнение СПС связано с точным выбором приоритетных направлений сотрудничества и определением наиболее важных задач, на решение которых уйдет все предстоящее десятилетие. В экономике к числу таких задач относятся10:

    1. Создание оптимальных условий  для стабильного развития взаимной торговли и существенного роста иностранных инвестиций в российскую экономику. Становится, как никогда, актуальной задача разработки совместной торговой стратегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли между Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно меняется подход к пониманию роли западноевропейских инвестиций, важнейшим назначением их становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка.

     Эта концепция сотрудничества в области  торговли и инвестиций должна быть увязана с решением таких актуальных задач, являющихся предметом обсуждений и переговоров, как вступление России в ВТО, защита интересов российских хозяйствующих субъектов, действующих в Европе, улучшение правовых, административных и иных условий деятельности иностранных инвесторов в России и т.д.

  1. Участие России в решении общеевропейских проблем и осуществлении общеевропейских программ. Речь идет о таких областях сотрудничества, как: энергетика и трансевропейские сети нефтегазопроводов; ядерная энергетика и ядерная безопасность; трансевропейские транспортные коридоры с выходом в Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа- 
    Азия; общеевропейские или коммунитарные программы развития науки и технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление окружающей среды; борьба с экономической преступностью.
  2. Последовательное осуществление курса на использование сотрудничества с ЕС для содействия строительству в России эффективной рыночной экономики, стабильного гражданского общества, демократического государства. С учетом этого заслуживает полной поддержки идея существенного пересмотра целей, содержания и практики осуществления программы ТАСИС в той ее части, которая относится к России, - ее приспособления к за дачам структурных реформ.
  3. Сближение между Россией и ЕС в вопросах законодательства, стандартов и норм, дипломов и сертификатов, статистики и финансовой отчетности. Как показал опыт подготовки стран Центральной и Восточной Европы к вступлению в Евросоюз, эта работа крайне необходима и вместе с тем требует больших затрат труда и времени.

      5. Налаживание постоянного широкого  сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с наркобизнесом и отмыванием капиталов, терроризмом, нелегальной миграцией. Важность сотрудничества в этой области будет расти по мере продвижения России и ЕС к созданию общей зоны свободной торговли.

     Евро  введено в обращение как платежное  средство в безналичных расчетах с 1 января 1999 г., с 1 января 2002 г. - и в виде банкнот и монет, используемых в наличных расчетах наряду с национальными валютами государств, участвующих в ЭВС. С 1 марта 2002 г. евро становится единственной валютой в этих странах, а немецкие марки, франки, лиры, песеты и т.д. превращаются в музейные экспонаты. Стратегически Россия заинтересована в том, чтобы евро утвердилась как валюта, играющая самостоятельную роль в международной валютной системе, так как на долю ЕС и стран-кандидатов приходится около 50% ее внешней торговли и более 50% всех иностранных вложений в ее экономику. Введение евро позволит России, как и любой третьей стране (т.е. не входящей в ЕС), маневрировать при изменении валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли. Перед ней открывается возможность ослабить свою зависимость от доллара. Ориентация России на евро может стать дополнительным фактором укрепления международных позиций новой европейской валюты. На практике Россия будет диверсифицировать свою валютную политику с учетом темпов утверждения евро как второй международной резервной валюты.

     Что касается расширения ЕС, то Россия является одним из государств, которое в наибольшей степени затрагивает этот процесс. На долю вступающих в ЕС стран Центральной Европы приходятся 15% ее внешней торговли. Через них проходят транспортные коммуникации, соединяющие ее с Западной Европой, а так же трубопроводы, по которым она экспортирует туда нефть и газ. После того как в ЕС вступят Польша и Литва, Калининградская область превратится в анклав, расположенный внутри Союза.

     В декабре 2000 г. Совет министров ЕС, заседающий в составе глав государств и правительств 15 стран ЕС, впервые  назвал примерную дату фактического начала расширения - 2004 г. Это несколько облегчает оценку его последствий для России. По мнению большинства российских экспертов, они будут неоднозначными. По предварительным оценкам, и при условии, что начавшийся в 2000 г. рост национальной экономики приобретет устойчивый характер, Россия может выиграть благодаря: 1) распространению на вступающие страны общих таможенных тарифов ЕС, которые на 3,6 пункта ниже, чем средний уровень их тарифов в торговле с Россией; 2) унификации таможенных процедур и совершенствованию таможенных служб в этих странах; 3) отмене всех количественных ограничений в торговле этих стран с Россией в соответствии с действующими соглашениями между Россией и ЕС; 4) унификации условий транзита товаров через территорию государств-членов ЕС, что также предусмотрено этими соглашениями; 5) в целом благодаря сравнительным преимуществам экономического взаимодействия с расширенным единым рынком ЕС.

     Перечень  возможных негативных последствий  для России таков: возможность применения новыми членами ЕС его антидемпингового законодательства; их переход на действующие в ЕС более высокие стандарты и условия сертификации, которые закроют доступ некоторым видам экспортируемой туда российской продукции; ухудшение условий взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией между Россией и этими странами из-за их присоединения к общей аграрной политике ЕС.

     Что касается последующего партнерства  и сотрудничества с Евросоюзом, то ключевой вопрос российской стратегии в Европе может быть сформулирован таким образом: надо ли России стремиться к полноправному членству в ЕС?

     Объективный анализ показывает, что это:

    • нереально по той причине, что государства-члены ЕС не согласятся на вступление России, поскольку Евросоюз не в состоянии «переварить» огромного восточного соседа со всеми его историческими, экономическими, социальными, геополитическими и культурными особенностями;
    • не соответствует стратегическим целям России, поскольку у нее есть жизненно важные интересы в таких удаленных от Европы регионах, как Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, бассейн Тихого океана;
    • обязательства и процедуры принятия решений, которым должны следовать члены ЕС, слишком сковывали бы свободу действий России на международной арене.

     Целесообразна иная стратегическая цель - интеграция в Европейское экономическое пространство (ЕЭП), оформленная особым соглашением между Россией и ЕС. Это предусматривается в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Так, в ст. 1 СПС отмечается, что одной из его целей является «обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе». В принятом в 1999 г. документе «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России» уточняется, что речь идет об интеграции России «в общеевропейское экономическое и социальное пространство», что подразумевает свободу движения не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц. Идея создания «единых европейских пространств», прежде всего единого экономического пространства, отражена и в ответном документе «Стратегия России в отношениях с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)».Очевидно, что достижение этой стратегической цели потребует по крайней мере двух-трех десятилетий. Промежуточными этапами на пути к ней могут быть:

    • развитие сотрудничества на основе действующего СПС, заключенного на десять лет;
    • по истечении этого срока или несколько позже, что более вероятно, СПС могло бы быть дополнено (заменено) соглашением о создании общей зоны свободной торговли, возможность 
      которой предусмотрена нынешним Соглашением,

Информация о работе Россия в мировом хозяйстве