Рынок ценных бумаг, его составные части и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание

С функциональной точки зрения характерными особенностями российской экономики в период перехода к рынку являются раздробленность и дезинтеграция некогда целостных производственных комплексов, в том числе и в результате акционирования и приватизации, переориентация стратегии производства, низкий уровень управленческого образования и профессиональной подготовки, устаревшие технологии и техническое оснащение.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…..…3


1. Рынок ценных бумаг, его составные части и функции.……………………….….5

1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды……………………..……….….…..5

1.2. Субъекты рынка ценных бумаг ……………………………….…………...….6

2. Финансовые посредники на рынке ценных бумаг……………..………………...9

2.1. Небанковские финансовые посредники ………………………………..….…9

2.1.1.Дилер. Дилерская деятельность…………………………………………..12

2.1.2.Брокер. Брокерская деятельность ……………………………….………..13

2.1.3.Клиринг………………………………………………….…………………..16

2.1.4.Депозитарий. Депозитарная деятельность………..………………………18

2.2. Банковские финансовые посредники…………………………………………..19

3. Проблемы Рынка ценных бумаг………………………………………………….21

3.1. Проблемы и пути решения ….……………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………..…..25

Список использованных источников…………………………………………….....26

Работа состоит из  1 файл

финансы ккурс.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

·        Привлечение  ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов;

·        Привлечение  ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;

·        Привлечение  средств для погашения задолженности по другим

государственным ценным бумагам;

Поэтому в зависимости от цели выпуска  различают:

     Долговые ценные бумаги  для покрытия постоянного дефицита

государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило,

среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и

обслуживают систематическую задолженность  государства.

     Ценные бумаги для  покрытия временных дефицитов  бюджета (кассовых

разрывов), которые образуются в  связи с определенной цикличностью поступления

налогов и постоянными расходами  из бюджета.

     Целевые облигации,  выпускаемые для реализации конкретных  проектов.

Например. В Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных

облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации

транспорта. В Японии широко практикуются правительственные эмиссии строительных

облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог  и др.

В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО

«высокоскоростные магистрали», которые  были выпущены под гарантию правительства

РФ, средства от продажи данных облигаций  направлялись на финансирование

строительства железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга

предприятиями и организациями. Такие  виды ценных бумаг достаточно широко

применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда  предприятия

не платили в бюджет, а правительство  не могло расплатиться по государственным

заказам. Для решения этой проблемы Минфином РФ в 1994 – 1996 годах выпускались

казначейские обязательства, выполняемые  по государственному заказу и

финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Государство на фондовом рынке выступает  не только крупнейшим эмитентом,

аккумулирующим средства частных  корпоративных инвесторов для покрытия

общегосударственных расходов, но и  крупнейшим оператором фондового рынка.

     2.2. ОСОБЕННОСТИ И  ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО  РЫНКА В РОССИИ

     Этапы развития рынка ценных бумаг.

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие

этапы.

     Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века  в России

активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские

обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в

Санкт-Петербурге. В дореволюционной  России в каждой губернии были в  обращении

различные ценные бумаги. Особое распространение  получили векселя, облигации,

расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например,

облигации государственного займа, облигации  общества Юго-Западных железных

дорог).

     Советский период. В  годы НЭПа существовал весь  спектр разнообразных

ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране

добровольно-принудительно размещались  облигации государственного

сберегательного займа. Имели место  факты, когда эти облигации выдавались и в

счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации  были погашены

через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России.

Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-

правовой базы фондового рынка.

     Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ  принял

«Государственную программу приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации  на 1992 г.», были разработаны

законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по

ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая

экономическая революция, в результате которой произошла смена одного

общественного строя другим.

В период 1993-1994 годов обвальный  характер приватизации практически  разделил

общество на противоположные группы – крупные собственники (владельцы капитала

и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и  формальные

собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале

приватизации, получив право на часть государственной собственности  в форме

приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса

о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или

обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане

оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие

– нет. Это было связано с разными  финансовыми возможностями различных  групп

населения (одни имели возможность  скупать «ваучеры», а другие искали

возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности,

психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность

общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией

большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных

чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров»,

низкой активностью участия  населения в проводимых специализированных чековых

аукционах. В процессе обвальной  приватизации произошла трансформация

(изменение) отношений собственности.  В результате приватизации и

акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из

государственной в частную собственность.

Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг.

Правительство под давлением внешних  кредиторов пересмотрело отношение  к

традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета.

Путем продажи государственных  ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько

десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело

важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних

безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость

интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и  темпов

роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение

государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за

необходимости выплаты процентов  по ранее сделанным заимствованиям и погашения

государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 годах получило развитие государственное  регулирование рынка

ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые

акты. Вступили в силу Гражданский  кодекс РФ, Федеральные законы «Об

акционерных обществах», «О рынке  ценных бумаг» и др. к начала 1996 года

значительных масштабов достигла практика использования государством

финансовых инструментов рынка  ценных бумаг по следующим направлениям:

    

Выпуск государственных ценных      бумаг в целях финансирования дефицита

государственного бюджета –      государственных краткосрочных  обязательств

(ГКО), облигаций федерального      займа (ОФЗ), облигаций государственного

сберегательного займа (ОГСЗ);

 

Реструктуризация внутреннего

валютного долга – выпуск облигаций  внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

 

 

Связывание части свободных      денежных средств на основе денежной

приватизации.

 

     Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг

характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом,

проблемами со сбором налогов, чрезмерными  надеждами на иностранные инвестиции.

В результате имеет место падение  курса рубля, увеличение доходности

государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза

экономической катастрофы. Созданная  правовая система по регулированию  фондового

рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со

стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и

экономических агентов, не имеющих  активной политической воли к проведению

структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации

в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года

базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались

либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке  ГКО,

либо за счет приватизации, где  роль иностранных участников также была

значительна.

После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию,

российский рынок акций не прекратил  существования, хотя цены акций в

считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и  в 10-15

раз по сравнению с октябрем 1997 года.  Ключевыми задачами нового этапа

развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения

инвестиций в реальный сектор экономики  и защита прав инвесторов. Решительные

и согласованные действия государственных  органов должны способствовать как

росту портфельных инвестиций, так  и стратегическому вложению капитала

институциональными инвесторами.

В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и

с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на

операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых

обязательств, включающий:

- долгосрочные и среднесрочные  облигационные займы, размещенные  среди населения;

- государственные краткосрочные  облигации выпуска 1994г.;

- долгосрочный 30-летний облигационный  займ 1991г.;

- внутренний валютный облигационный  займ для юридических лиц;

- казначейские обязательства.

Рынок частных ценных бумаг включает :

- эмиссию акций преобразованных в открытые акционерные общества

государственных предприятий;

- эмиссию акций и облигаций  банков;

- эмиссию акций чековых инвестиционных  фондов;

- эмиссию акций вновь создаваемых  акционерных обществ;

- облигации банков и предприятий.

Российский фондовый рынок характеризуется  следующим:

- небольшими объемами и неликвидностью;

- "неоформленностью" в макроэкономическом  смысле ( неизвестно соотношениесил

на фондовом рынке и т.п.);

- неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и

информационной инфраструктуры;

- раздробленной системой государственного  регулирования;

- отсутствием государственной  долгосрочной политики формирования  рынка ценных

бумаг;

- высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

- значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения

нежизнеспособных компаний;

- крайней нестабильностью в  движениях курсов акций и низкими  инвестиционными

качествами ценных бумаг;

- отсутствием открытого доступа  к макро- и микроэкономической информации о

состоянии фондового рынка;

- инвестиционным кризисом;

- отсутствием обученного персонала  и крупных, заслуживших общественное

доверие инвестиционных институтов;

- агрессивностью и острой конкуренцией  при отсутствии традиций деловой  этики;

- высокой долей "черного"  и спекулятивного оборота;

- расширением рынка государственных  долговых обязательств и спроса

государства на деньги, что сокращает  производительные инвестиции в ценные

бумаги.

Несмотря на все отрицательные  характеристики, современный российский фондовый

рынок - это динамичный рынок, развивающийся  на основе: масштабной

приватизации и связанного с  ней массового выпускаценных  бумаг; расширяющегося

выпуска предприятиями и регионами  облигационных займов; быстрого улучшения

технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки

капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных

участников рынка ценных бумаг  и других факторов.

     Часть III. Организация  торговли ценными бумагами

     3.1. виды фондовых бирж и методы организации биржевой торговли.

Возникновение фондовых бирж относится  к XVI – XVII векам, характеризующимся

первоначальным накоплением капитала и появлением акционерных обществ. Первой

биржей, на которой осуществлялась торговля ценными бумагами, считается биржа,

созданная в Антверпене в 1531 году. На данной бирже проводились и  товарные

операции. Однако данная биржа просуществовала  недолго, закрывшись в конце XVI

века.

Старейшей фондовой биржей мира, которая  существует в настоящее время,

является Амстердамская фондовая биржа, созданная в 1611 году. Эта биржа была

универсальной, т.е. на ней заключались  сделки, связанные как с поставкой

товара, так и с ценными бумагами.

Возникновение российских ценных бумаг  относится к 1769 году, когда в Амстердаме

был размещен первый выпуск Российского  государственного займа. Правительство  в

течение 40 лет привлекало финансовые ресурсы для пополнения казны  только за

Информация о работе Рынок ценных бумаг, его составные части и функции