Рынок ценных бумаг, его составные части и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание

С функциональной точки зрения характерными особенностями российской экономики в период перехода к рынку являются раздробленность и дезинтеграция некогда целостных производственных комплексов, в том числе и в результате акционирования и приватизации, переориентация стратегии производства, низкий уровень управленческого образования и профессиональной подготовки, устаревшие технологии и техническое оснащение.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…..…3


1. Рынок ценных бумаг, его составные части и функции.……………………….….5

1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды……………………..……….….…..5

1.2. Субъекты рынка ценных бумаг ……………………………….…………...….6

2. Финансовые посредники на рынке ценных бумаг……………..………………...9

2.1. Небанковские финансовые посредники ………………………………..….…9

2.1.1.Дилер. Дилерская деятельность…………………………………………..12

2.1.2.Брокер. Брокерская деятельность ……………………………….………..13

2.1.3.Клиринг………………………………………………….…………………..16

2.1.4.Депозитарий. Депозитарная деятельность………..………………………18

2.2. Банковские финансовые посредники…………………………………………..19

3. Проблемы Рынка ценных бумаг………………………………………………….21

3.1. Проблемы и пути решения ….……………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………..…..25

Список использованных источников…………………………………………….....26

Работа состоит из  1 файл

финансы ккурс.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

 

3.2 Меры по совершенствованию  рынка ценных бумаг (2008- 2012г.).

 

В среднесрочном плане необходимо определиться с подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и  функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.  Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы. Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. [24]Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена.До завершения 2008 года необходимо внести уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций. В настоящее время развитие этого инструмента отчасти сдерживается тем, что круг лиц, имеющих право осуществлять эмиссию таких ценных бумаг, ограничен. Следует предоставить право выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже  включены в котировальный список фондовой биржи.[10]Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций). В этом случае предлагается отказаться от процедуры государственной регистрации  выпуска, предусмотрев возможность внесения изменений в ранее утвержденное решение о выпуске, а также  отказаться от государственной регистрации  отчета об итогах выпусков акций. В упрощении нуждается процедура эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, чьи акции уже включены в котировальный список. В частности, для государственной регистрации дополнительного выпуска акций  или выпуска облигаций таких эмитентов, в случае публичного размещения ценных бумаг, необходимо ввести уведомительный порядок регистрации выпуска и проспекта ценных бумаг. Кроме этого, назрела необходимость сократить объем информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, с учетом того, что такие эмитенты  раскрывают информацию ежеквартально. При этом предполагается, что контроль за размещением ценных бумаг будет осуществляться профессиональными участниками, оказывающими услуги по размещению, или биржами.

 

В 2009 году необходимо решить существующие проблемы процедуры государственной  регистрации выпусков ценных бумаг  в ходе реорганизации акционерных  обществ. В настоящее время государственная  регистрация выпусков ценных бумаг, размещенных при реорганизации, осуществляется после уже состоявшейся реорганизации и размещения ценных бумаг, в результате чего регистрирующий орган лишен возможности предотвратить нарушения, которые были допущены в ходе эмиссии, главным образом, нарушения прав инвесторов. В этой связи целесообразно ввести процедуру, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска ценных бумаг акционерного общества, размещаемых при реорганизации,  будут представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом государственная регистрация соответствующих выпусков ценных бумаг вступит в силу с даты государственной регистрации акционерного общества. Необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.

 

К 2010 году целесообразно ввести в  практику либеральную процедуру  государственной регистрации выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий. В целом представляется необходимым создать возможность  для появления организованного рынка ценных бумаг для квалифицированных инвесторов.[23] Для этого потребуется снять существующие ограничения для допуска бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, к обращению на организованном рынке. Кроме того, обращение таких бумаг может быть локализовано на «отдельных» площадках, допуск  к которым смогут получить только квалифицированные инвесторы.

 

В 2010 - 2011 годах необходимо завершить  унификацию требований к эмиссиям ценных бумаг различных юридических  лиц. Также следует определить единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг. Для этого будет необходимо вести соответствующие изменения в действующее законодательство, не только в части компетенции по выполнению указанной функции, но и в части унификации требований к юридическим лицам, осуществляющим эмиссию ценных бумаг.

 

В связи с перспективой доступа  иностранных ценных бумаг на российский финансовых рынок возникает задача по созданию нормативной базы, устанавливающей требования по раскрытию информации, учитывающие специфику этих инструментов. Такие требования должны обеспечить  российских инвесторов информацией, достаточной для принятия обоснованного решения. В 2009 году Следует установить требования к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. На первом этапе планируется сформулировать соответствующие рекомендации, а затем закрепить эти рекомендации в нормативно-правовых актах. В 2008 году необходимо принять изменения и дополнения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на формирование системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Ведение системы пруденциального надзора позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Закон будет предусматривать несколько уровней такого надзора, включая осуществление самими участниками финансового рынка внутреннего контроля за соблюдением установленных требований законодательства, участие саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов. В 2009 – 2010 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с  требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практики. По отношению формирования и продвижения положительного имиджа российского финансового рынка.Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы  оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений  граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

 

Заключение

 

В работе я постаралась охарактеризовать сферу деятельности ценных бумаг  в структуре финансового рынка, выделить особенности, проблемы развития, и перспектива действующей системы.

 

К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

 

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод  о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

 

Согласно разворачивающимся в  мире тенденциям число стран, где  могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

 

Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная  консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.   

 

В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:

 

- консолидация и повышение капитализации  российской финансовой инфраструктуры;

 

- формирование благоприятного  налогового климата для участников  рынка ценных бумаг; 

 

- снижение административных барьеров  и упрощение процедур государственной  регистрации выпусков ценных  бумаг; 

 

- создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;  

 

- расширение спектра производных  финансовых инструментов и развитие  срочного рынка; 

 

- внедрение механизмов, обеспечивающих  широкое участие розничных инвесторов  на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

 

- развитие коллективных инвестиций;

 

- обеспечение эффективной системы  раскрытия информации на рынке  ценных бумаг; 

 

- развитие и совершенствование  корпоративного управления;   

 

- предупреждение и пресечение  недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

 

- совершенствование регулирования  на финансовом рынке; 

 

- формирование и продвижение  положительного имиджа российского  финансового рынка. 

 

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных  на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений развития финансового рынка, предусмотренных проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

 

Список использованной литературы

 

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ).

 

Приказа ФСФР от 16.03.2005 г. № 05-3/пз-н  «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

 

ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 

Григорьева Н., Коковина Л. Фундаментальный  анализ фондового рынка. // "Чужие  деньги" финансово-аналитическая  газета. № 33, 2005.

 

Дарушин И. Теоретические основы функционирования срочного рынка и его социально-экономическая  роль // Рынок ценных бумаг. 2003, № 4. С. 68-73.

Информация о работе Рынок ценных бумаг, его составные части и функции