Рынок ценных бумаг в России, его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание

Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных рынков ценных бумаг были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие и исчезавшие в XIII-XIV в.в. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансам.docx

— 47.36 Кб (Скачать документ)

3. Налогообложение  доходов от операций с ценными  бумагами. Воздействие на рынок  ценных бумаг государство оказывает  с помощью системы налогообложения,  введения системы налоговых льгот  и санкций. Плательщиками налога  на доходы от операций с  ценными бумагами являются все  отечественные и иностранные  юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка  ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.

2.2 Регулирование эмиссии  ценных бумаг

Регистрация выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура  эмиссии ценных бумаг включает следующие  этапы:

принятие эмитентом  решения о выпуске;

регистрация выпуска;

размещение ценных бумаг;

регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом  решения о выпуске ценных бумаг  он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем  эмиссии - 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска  ценных бумаг эмитент обязан представить  в регистрирующий орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФКЦБ) несколько  документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных  документов и т.д.

При регистрации выпуска  ему присваивается государственный  регистрационный номер. Решение  о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен  регистрирующим органом заявителю  не позднее чем через 30 дней с даты получения документов на регистрацию.

Основаниями для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями Закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о  выпуске ценных бумаг ложных или  недостоверных сведений.

Проспект эмиссии  должен содержать данные об эмитенте (наименование, информация о лицах, владеющих не менее 5% уставного капитала, список членов совета директоров с  указанием их должностей в течение  последних пяти лет и доли в  уставном капитале фирмы-эмитента), данные о финансовом положении эмитента (финансовые документы - балансы, отчеты о прибылях и убытках, использовании  прибыли и средств резервного фонда за последние три года, размеры просроченной задолженности, данные об уставном капитале и отчет о предыдущих выпусках ценных бумаг), сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на них, объем выпуска, количество ценных бумаг в выпуске, дата принятия решения о выпуске, ограничения для потенциальных владельцах, место, где потенциальные владельцы могут приобрести бумаги, сроки начала и окончания размещения, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг, профессиональные участники рынка, привлекаемые к размещению, методика определения размеров доходов по ценным бумагам).

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации  их выпуска. Количество размещаемых  бумаг не должно превышать то, которое  указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить  размещение выпускаемых ценных бумаг  по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.

Эмитент обязан представить  отчет об итогах выпуска ценных бумаг  в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать  следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую  цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий  объем поступлений, в том числе  в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы. При эмиссии акций в отчете дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФКЦБ.

Федеральная комиссия наделена полномочиями применять санкции  в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг  в виде мер к приостановлению  дальнейшего размещения, обнародования  в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления  размещения ценных бумаг, в виде обращения  в суды для применения мер административной или уголовной ответственности  к должностным лицам недобросовестного  эмитента, в виде обращения с иском  в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг  может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии и государственных  регистрирующих и контролирующих органов  в судебные органы. Признание выпуска  недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возвращение  владельцам денежных средств или  другого имущества, полученных эмитентом  в счет оплаты ценных бумаг.

2.3 Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение  об отзыве выданной лицензии при нарушении  законодательства России. Деятельность профессиональных участников сертифицируется  тремя видами лицензий:

лицензией профессионального  участника рынка ценных бумаг;

лицензией на осуществление  деятельности по ведению реестра,

лицензией фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг  базируется на ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  о ценных бумагах.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  могут быть лишены лицензий, если будет  доказано, что путем предоставления умышленно искаженной информации о  ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке  и влияли на решения о покупке  или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

3. Виды ценных бумаг  на Российском  рынке

3.1 Государственные  ценные бумаги

В настоящее время  на рынке ценных бумаг большинства  развитых стран государственные  ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается  как важнейшее средство кредитно-денежного  регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым  уменьшая объем денежной массы в  обращении, и наоборот.

Государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентом  которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся  к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.

Государство является самым крупным заемщиком на рынке  ценных бумаг. В зависимости от характеристик  эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:

ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством  финансов и т.п.) в зависимости  от особенностей структуры правительственных  органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;

ценные бумаги местных  органов власти (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными  и муниципальными органами власти;

ценные бумаги, выпускаемые  правительственными учреждениями (отраслевыми  министерствами) и государственными компаниями (например, в России - РАО  «Газпром», РАО «ЕЭС России» и  т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.

В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные  ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться  и покупаться на биржевом и внебиржевом  рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные  ценные бумаги - это ценные бумаги, которые  не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они  не подлежат купле-продаже, не могут  быть проданы их владельцами третьим  лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы  и др.

По срокам погашения  займов Российский рынок имеет следующую  классификацию: краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 3-4 лет, долгосрочные - от 4 лет.

В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы  Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения  накладываются ограничения, предусмотренные  Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

В России государственные  ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами  субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).

Эмитентом государственных  федеральных ценных бумаг по поручению  Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение  дохода по этим бумагам гарантированы государством.

На российском рынке  наибольшее распространение получили следующие виды государственных  федеральных ценных бумаг:

государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО);

облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

облигации внутреннего  государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);

облигации РАО «Высокоскоростные  магистрали» (РАО ВСМ), по которым  были предоставлены государственные  гарантии;

золотые сертификаты;

векселя Министерства финансов выпуска 1995-1997 гг. в компенсацию коммерческим банкам просроченной задолженности со стороны предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих завоз продуктов в районы Крайнего Севера.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в России, его особенности