Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных рынков ценных бумаг были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие и исчезавшие в XIII-XIV в.в. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.
3. Налогообложение
доходов от операций с ценными
бумагами. Воздействие на рынок
ценных бумаг государство
Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации. Это Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью.
2.2 Регулирование эмиссии ценных бумаг
Регистрация выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:
принятие эмитентом решения о выпуске;
регистрация выпуска;
размещение ценных бумаг;
регистрация отчета об итогах выпуска.
После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии - 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФКЦБ) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и т.д.
При регистрации выпуска
ему присваивается
Основаниями для отказа
в регистрации выпуска
Проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте (наименование, информация о лицах, владеющих не менее 5% уставного капитала, список членов совета директоров с указанием их должностей в течение последних пяти лет и доли в уставном капитале фирмы-эмитента), данные о финансовом положении эмитента (финансовые документы - балансы, отчеты о прибылях и убытках, использовании прибыли и средств резервного фонда за последние три года, размеры просроченной задолженности, данные об уставном капитале и отчет о предыдущих выпусках ценных бумаг), сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (форма и вид ценных бумаг с указанием порядка хранения и учета прав на них, объем выпуска, количество ценных бумаг в выпуске, дата принятия решения о выпуске, ограничения для потенциальных владельцах, место, где потенциальные владельцы могут приобрести бумаги, сроки начала и окончания размещения, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг, профессиональные участники рынка, привлекаемые к размещению, методика определения размеров доходов по ценным бумагам).
Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.
Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности доступа к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими.
Эмитент обязан представить
отчет об итогах выпуска ценных бумаг
в регистрирующий орган не позднее
30 дней после завершения их размещения.
Отчет об итогах выпуска должен содержать
следующую информацию: даты начала
и окончания размещения; фактическую
цену размещения по видам ценных бумаг;
количество размещенных бумаг; общий
объем поступлений, в том числе
в рублях, в иностранной валюте,
в объемах материальных и нематериальных
активов, внесенных в качестве платы.
При эмиссии акций в отчете
дополнительно указывается
Федеральная комиссия
наделена полномочиями применять санкции
в отношении эмитентов, осуществляющих
недобросовестную эмиссию ценных бумаг
в виде мер к приостановлению
дальнейшего размещения, обнародования
в средствах массовой информации
сведений о фактах недобросовестной
эмиссии и основаниях приостановления
размещения ценных бумаг, в виде обращения
в суды для применения мер административной
или уголовной ответственности
к должностным лицам
Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возвращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.
2.3 Лицензирование
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России. Деятельность профессиональных участников сертифицируется тремя видами лицензий:
лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра,
лицензией фондовой биржи.
Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируется на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензий, если будет доказано, что путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решения о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФКЦБ принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.
3. Виды ценных бумаг на Российском рынке
3.1 Государственные ценные бумаги
В настоящее время на рынке ценных бумаг большинства развитых стран государственные ценные бумаги занимают ведущее место. Выпуск государством ценных бумаг рассматривается как важнейшее средство кредитно-денежного регулирования экономики. Размещая займы, государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т.п., тем самым уменьшая объем денежной массы в обращении, и наоборот.
Государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентом которых (заемщиком) является государство. Государственные ценные бумаги относятся к долговым и удостоверяют отношения займа, в котором должником выступает государственный орган власти или управления.
Государство является самым крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на:
ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (Министерством финансов и т.п.) в зависимости от особенностей структуры правительственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми;
ценные бумаги местных
органов власти (муниципальные ценные
бумаги), которые выпускаются
ценные бумаги, выпускаемые правительственными учреждениями (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п.). Эти ценные бумаги выпускаются под правительственную гарантию и называются гарантированными.
В зависимости от свойства обращаемости на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.
Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно продаваться и покупаться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространены казначейские векселя, казначейские ноты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые не могут свободно обращаться на рынке. В отличие от рыночных бумаг они не подлежат купле-продаже, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут использоваться в качестве обеспечения по ссудам. Возмещение по ним производится только непосредственно покупателю. К нерыночным ценным бумагам относятся: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные выигрышные займы и др.
По срокам погашения займов Российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 3-4 лет, долгосрочные - от 4 лет.
В российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условия их выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
В России государственные ценные бумаги можно подразделить на федеральные (выпускаемые Правительством РФ), субфедеральные (выпускаемые правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпускаемые местными органами власти).
Эмитентом государственных федеральных ценных бумаг по поручению Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат денег и получение дохода по этим бумагам гарантированы государством.
На российском рынке наибольшее распространение получили следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:
государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
облигации государственного
сберегательного займа
облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);
облигации РАО «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), по которым были предоставлены государственные гарантии;
золотые сертификаты;
векселя Министерства финансов выпуска 1995-1997 гг. в компенсацию коммерческим банкам просроченной задолженности со стороны предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих завоз продуктов в районы Крайнего Севера.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России, его особенности