Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:29, реферат
Рынки ценных бумаг имеют богатую историю. Предшественниками современных рынков ценных бумаг были средневековые вексельные ярмарки и постоянные вексельные рынки, периодически возникавшие и исчезавшие в XIII-XIV в.в. С торговлей векселями связано появление первых профессиональных участников рынка ценных бумаг и первых бирж, на которых совершались сделки и с товарами, и с векселями.
Наибольшее распространение среди российских государственных ценных бумаг получили ГКО, которые являлись важным не инфляционным источником покрытия дефицита государственного бюджета.
Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.
Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.
Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.
1. Эмитентом ГКО
являлось Министерство
2. Дилером могло
выступать любое юридическое
лицо, являющееся в соответствии
с действующим
3. Инвесторами выступали
юридические или физические
Поддержание технологической части рынка - торговой, расчетной и депозитарной - осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками - Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.
Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.
Условия выпуска и
обращения облигаций
Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.
В обращении в настоящее время находятся ОФЗ-ПК с годичным и двухгодичным сроками обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК - 1 млн руб. (в ценах 1997 г.). Минфин России по согласованию с ЦБ РФ установил для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты купонного дохода.
Доход по ОФЗ-ПК в общем случае должен складываться из трех основных составляющих, определяющихся на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям:
дисконта (разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения), с которым ОФЗ-ПК могут размещаться на аукционе;
купонного дохода, который согласно условиям эмиссии должен выплачиваться по каждому выпуску ОФЗ-ПК примерно один раз в квартал (размер купонного дохода не является постоянным, а определяется и устанавливается поквартально как средневзвешенная доходность к погашению выпусков ГКО на вторичных торгах). Кроме того, при досрочной реализации ОФЗ-ПК владельцу должен был выплачиваться накопленный к этому моменту купонный доход;
колебания цен на вторичном рынке (в случае продажи ОФЗ-ПК до наступления срока погашения).
Механизм ГКО-ОФЗ
в том виде, в каком он существовал
в России во второй половине 90-х гг.,
работал более или менее
Сейчас рынок ГКО
фактически разрушен. Разрушение рынка
ГКО-ОФЗ грозит потерей очень
важного элемента финансового устройства,
используемого всеми
Говоря о реструктуризации долга по ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и основная привлекательность этих ценных бумаг - в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальними сроками погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, им не возвращают деньги к тому моменту, который заранее и безусловно был закреплен в обязательства и на который они рассчитывали. Во-вторых, существует реальная опасность, что за длительный период отсрочки погашения новые бумаги существенно обесценятся.
Рынок ОГСЗ - самый
молодой сектор на рынке государственных
облигаций в России. Целью их выпуска
было привлечение средств населения
для финансирования государственного
долга. Поэтому данным ценным бумагам
придавались такие
Однако эти бумаги
оказались настолько
рынок ОГСЗ в меньшей
степени регулируется, чем остальные
секторы торговли государственными
облигациями, и операторы на нем
имеют более широкие
при оплате облигаций наличными средствами юридические лица могут и не заключать договор и минимизировать формальности по оформлению сделки;
данные облигации очень удобны при использовании в качестве залога.
ОВВЗ были выпущены в 1993 и 1996 гг. для оформления задолженности владельцам «замороженных» счетов во Внешэкономбанке. Рынок ОВВЗ в настоящее время является вторым по объему после рынка ГКО-ОФЗ. Нормативным документом, регулирующим выпуск и обращение ОВВЗ, является постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного займа». ОВВЗ выпущены в документарной форме. Номинал выражен в долларах США (1000, 10 000 и 100 000 долл. США) со сроком погашения в зависимости от выпуска до 2011 г.
Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. По ОВВЗ ежегодно 14 мая выплачивается купонный доход в долларах США в размере 3% годовых к номиналу.
ОВВЗ являются валютными ценностями, могут обращаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства без специальных разрешений Банка России.
Денежные обязательства, возникшие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте.
При приобретении ОВВЗ на вторичном рынке в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, если покупка-продажа валютных облигаций производится через какое-то количество дней со дня начала купонного периода.
3.2 Муниципальные ценные бумаги
Самым распространенным типом муниципальных ценных бумаг являются муниципальные облигации, которые представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. С точки зрения надежности помещения капитала муниципальные облигации стоят на втором месте после государственных ценных бумаг правительства.
По целям привлечения средств муниципальные займы можно разделить на инвестиционные, социальные, покрывающие дефицит бюджета; кроме того, возможна комбинация любых перечисленных выше целей.
Инвестиционные займы предназначены для реализации какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно погашение и выплаты процентов по ним должны осуществляться за счет прибыли от этого проекта.
Примером социального
займа является жилищный заем. Облигации
ведомств жилищного строительства
выпускаются для финансирования
строительства домов с низкой
квартирной платой. Выплаты по ним,
если пользоваться опытом развитых стран,
гарантирует государственное
Надежность и ликвидность
муниципальных облигаций
Большую группу муниципальных
облигаций составляют так называемые
облигации по общим обязательствам.
Обеспечением этих бумаг служат все
налоговые поступления, находящиеся
в распоряжении организации или
территориальной администрации, выпустившей
их. А так как местные органы
власти имеют право в случае крайней
необходимости увеличить
В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них - эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.
Несмотря на настороженное отношение инвесторов к муниципальным облигациям, связанное с риском их непогашения в условиях финансового кризиса в России, эмиссия этих бумаг по-прежнему является одним из путей привлечения регионами финансовых ресурсов. В этой связи региональные эмитенты сталкиваются с рядом проблем и трудностей.
Одной из наиболее сложных проблем является выбор способа размещения муниципальных облигаций. Существуют два основных подхода к решению задачи размещения субфедеральных и муниципальных облигаций: посредством андеррайтинга (покупки ценных бумаг нового выпуска инвестиционной компанией у компании-эмитента с целью их последующей перепродажи) с последующим обращением на вторичном внебиржевом или региональном биржевом рынке или посредством первичного размещения в форме аукциона и последующим биржевым обращением.
Если у региона
отсутствует репутация
Размещение облигаций по схеме андеррайтинга хотя и гарантирует определенные объемы размещения, но не создает предпосылок для дальнейшего развития рынка и повышения ликвидности бумаг, поскольку такие бумаги ассоциируются у инвестора с высокорисковым долгосрочным вложением.
Схема размещения через андеррайтинг целесообразна, если бумага (заемщик) уже известна на рынке (т.е. не на стадии первых траншей внутренней эмиссионной программы). В противном случае выкуп андеррайтером части или всего объема выпуска по ценам, зафиксированным на момент подписания сторонами соответствующего договора, может привести к несоблюдению интересов эмитента и завышению стоимости заимствований. Кроме того, в нынешней российской рыночной ситуации андеррайтинг снижает в глазах потенциальных инвесторов рейтинг бумаги, позволяя предположить несоответствие уровня долговых обязательств эмитента требованиям крупных бирж.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в России, его особенности