Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:17, курсовая работа
Переход России от централизованной плановой экономики к рыночной меняет отношения собственности, структуру и механизм функционирования хозяйствующих субъектов, формы финансовых связей между ними, степень заинтересованности всех слоев общества в результатах хозяйственной деятельности. Современный рынок с его демократически организованными финансовыми институтами – величайшее достижение человеческой цивилизации. Могут изменяться его институциональные и отраслевые структуры, методы управления субъектами деятельности и т.п., но это перемены частного порядка, которые не в состоянии повлиять на фундаментальные основы и принципы функционирования рынка.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты рынка ценных бумаг
1.1. Содержание и характеристика рынка ценных бумаг
1.2. Функции и виды рынка ценных бумаг
Глава 2. Особенности российского рынка ценных бумаг
2.1. Современное состояние рынка ценных бумаг
2.2. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
2.3. Стратегия развития рынка ценных бумаг России на 2004–2008 гг.
Заключение
Список литературы
В 2005 г. Минфин России продолжал курс на увеличение рыночной дюрации и переход к эмиссии крупных базовых выпусков, выполняющих функцию ориентира стоимости привлечения средств на различные сроки. Увеличение номинального объема рынка государственного внутреннего долга осуществлялось в основном за счет размещения ОФЗ-АД, при этом впервые за период после 1998 г. инвесторам были предложены долгосрочные выпуски государственных ценных бумаг.
В отчетном периоде Минфин России провел 28 аукционов по размещению ГКО-ОФЗ, общий объем заимствования составил 111,07 млрд. руб. без учета операций на вторичном рынке.
Особенностью политики Минфина России в 2005 г. стало сокращение доли сделок по дополнительной продаже выпусков государственных ценных бумаг на вторичных торгах в общем объеме привлеченных средств. Существенный рост спроса на рублевые активы привел к формированию приемлемой для эмитента доходности уже в ходе первичного размещения государственных облигаций, при этом заявки инвесторов удовлетворялись практически без премии к рыночным ставкам.
В 2005 г., благодаря совместным действиям Минфина России и Банка России, повысилась значимость рынка государственного внутреннего долга как индикатора доходности безрисковых вложений. Снижение ставок по государственным ценным бумагам являлось одним из факторов уменьшения стоимости привлечения средств на корпоративном рынке, что способствовало расширению круга эмитентов, прежде всего за счет предприятий реального сектора.
Основными проблемами развития самого рынка ценных бумаг являются организационные, кадровые и методологические [10;129].
1. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением.
2. Кадровые проблемы предопределены небольшим сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов.
3. Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг.
Существуют различные программы развития фондового рынка и уже разработано достаточное количество законов, регулирующих его [7;96]. Однако в результате непоследовательности экономических реформ сложилась ситуация, при которой потенциальные участники фондового рынка не проявляют достаточной активности. Многие потенциальные эмитенты не заинтересованы в том, чтобы выпускать ценные бумаги с целью привлечения дополнительных средств, а инвесторы - вкладывать средства в эти предприятия. Отчасти это объясняется, как уже говорилось выше, отсутствием опыта привлечения средств посредством фондового рынка и неразвитостью его инфраструктуры. Но можно выделить и более существенные причины. В их числе необходимо отметить:
1. Отрицательные результаты приватизации: распыление акционерного капитала среди мелких ("миноритарных") акционеров, которые не могут реально участвовать в управлении предприятием; скупка государственных предприятий по заниженным ценам и отсюда незаинтересованность в их развитии (в настоящее время в РТС котируются акции более 300 российских эмитентов, в то время как в системе NASDAQ (внебиржевой рынок США), несколько тысяч. Для успешного размещения своих ценных бумаг необходимо полно раскрывать требуемую информацию о деятельности компании, включая и данные о финансовых потоках. Другой проблемой, является то, что передел собственности в России еще не закончен. Менеджеры и собственники ведут борьбу за предприятия и до ее окончания на рынок ценных бумаг выходить не спешат. А те, кто уже получил полный контроль над предприятием, не продают акции, стремясь его сохранить).
2. Налоговый пресс, который приводит к невыгодности инвестирования в предприятия, так как большая часть прибылей забирается государством, региональными и местными органами власти. Для изменения такого положения, по нашему мнению, необходимо оставлять предприятию не менее 60 процентов прибыли.
3. Нестабильность экономики в целом, невыполнение государством своих обязательств, отсутствие разграничения регулирующих функций между его финансовыми структурами.
При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как:
- большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;
- значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены;
- интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям ценных бумаг;
- желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других.
Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг . В условиях высоких рисков необходима мобилизация в первую очередь внутренних источников инвестиций, и в особенности денежных средств населения. Необходимо развивать российский рынок ценных бумаг, повышать его надежность и степень доверия к рынку инвесторов посредством усиления контроля со стороны государства [33;38]. Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться путем прямого вмешательства в этот сектор экономики:
- регулирование дает "правила игры" для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;
- регулирование создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка - безбоязненно расширять свой бизнес;
- регулирование обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.
Приоритетными направлениями политики государства на рынке ценных бумаг в настоящее время являются:
- активное развитие регионального и создание единого рынка ценных бумаг в рамках СНГ;
- создание подразделений ФКЦБ в каждом субъекте Федерации;
-налоговое стимулирование (сокращение числа налогов и дифференцированный подход при налогообложении) [19];
- сочетание торговли крупными и мелкими пакетами бумаг;
- обслуживание в первую очередь инвестиционных проектов в производстве и жилищном строительстве.
Немаловажное значение имеет политика ФКЦБ, направленная на снижение регулятивных и временных издержек, которые несут малые и средние компании, прибегая к выпуску ценных бумаг. Они выступают в качестве наиболее инновационного и динамичного сегмента бизнеса. Если объем эмиссии незначителен, является разовым и предназначен для распространения среди малого числа инвесторов, то следует упростить процедуру регистрации.
Эти и другие меры в комплексе помогут повысить эффективность работы рынка ценных бумаг, его конкурентоспособность среди других развивающихся фондовых рынков мира, а также обеспечить устойчивый экономический рост в стране.
Количественные цели.
Приоритетной задачей является значительное увеличение объемов денежных ресурсов, направляемых в реальный сектор российской экономики через рынок ценных бумаг, в т.ч.
привлечение ежегодно через внутренний рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор в объеме, составляющем несколько десятков млрд. долл. США;
устойчивый рост капитализации российского рынка акций до 50 - 60% ВВП при не менее чем 2-кратном снижении рыночного риска и волатильности, являющихся в настоящее время одними из самых высоких в мире;
российский рынок акций должен занимать не менее чем 8 - 10 - процентную долю в совокупном объеме формирующихся рынков мира;
рост объемов рынка корпоративных облигаций, выпускаемых предприятиями реального сектора, до 25 -30 млрд. долл. США, создание рынка коммерческих бумаг реального сектора, обеспечивающего привлечение в реальный сектор инвестиций на сумму до 10 млрд. долл. США;
должно быть обеспечено существенное превышение объемов сделок на внутреннем рынке акций над внешними рынками депозитарных расписок, предотвращен уход торговой активности на зарубежные рынки;
должна быть усилена роль внутренних розничных инвесторов, их доля на рынке должна быть доведена до не менее 20 - 30% объемов рынка, а с учетом институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний) – до 30-40% объемов рынка:
на рынок корпоративных ценных бумаг должны быть привлечены не менее 15-20% сбережений, находящихся внутри страны в наличной иностранной валюте.
Качественные цели.
Обеспечение роста внутреннего спроса на долгосрочные вложения в ценные бумаги, прежде всего за счет сбережений населения;
сокращение зависимости внутреннего рынка ценных бумаг от действий спекулятивных инвесторов, в т.ч. крупных иностранных участников;
переход к более эффективному, чем в истекшее десятилетие, рынку ценных бумаг, обеспечивающему один из самых высоких для формирующихся рынков уровень информационной прозрачности, честности и справедливости ценообразования, защиты инвесторов;
снижение уровня риска фондового рынка, повышение его ликвидности, обеспечение его устойчивого функционирования при предупреждении финансовых кризисов и вызванных ими макроэкономической нестабильности;
реструктурирование отрасли ценных бумаг, направленное на создание эффективной архитектуры рынка, преодоление его фрагментарности, обеспечение финансовой устойчивости в функционировании его институтов;
рост конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг в сравнении с зарубежными формирующимися рынками – конкурентами, снижение регулятивных издержек, повышение роли государства и саморегулирования в стимулировании развития рынка как инструмента долгосрочных инвестиций для модернизации экономики.
Рынок ценных бумаг начал формироваться в России около 15 лет назад. Несмотря на его молодость, он пережил взлеты и падения сравнимые по размаху с зарубежными рынками, что повлекло за собой серьезные экономические последствия.
Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено внеэкономическими причинами, что определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время имеет свои особенности, связанные с рядом причин.
В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников – получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку "сбережения-инвестиции" и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния. В то же время важнейшими предпосылками развития самого рынка ценных бумаг являются общеэкономический рост и позитивные сдвиги на микроуровне.
Вместе с тем не существует универсальной модели, обеспечивающей успешное функционирование рынка ценных бумаг. На практике невозможно и нежелательно копировать рынок ценных бумаг только потому, что он нормально функционирует в других странах. Так, современная модель экономического роста в США, в центре которой – динамичное развитие рынка акций высокотехнологичных корпораций и рост нормы потребления, предполагает в качестве необходимого условия длительность и непрерывность этого процесса. В равной степени для России в настоящий момент неприемлема модель развития фондового рынка КНР как альтернатива провалам государственного кредитования реального сектора, которая предполагает элементы администрирования при выходе государственных компаний (в подавляющем большинстве убыточных) на рынок и искусственное снижение процентных ставок по банковским вкладам населения.
Появление рынка ценных бумаг явилось позже нежели появление объекта его торгов, а причинами возникновения ценных бумаг стали развитие производительных сил и активной международной торговли, не зря первыми акционерными обществами были торговые компании.
На современном этапе развития общества нецелесообразно называть ценные бумаги фиктивным капиталом (во всяком случае это можно сказать об акциях и облигациях частных компаний), потому что они заменяют собой реальный денежный капитал.
Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие.
Рынок ценных бумаг занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков, на нем можно и заработать капитал и его туда вложить.
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала.