Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т. е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.
Номинальный ВВП (НВВП) – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.
Реальный ВВП (РВВП) – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при этом базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего (это используется для исторических сравнений, например для расчета реального ВВП 1990 г. в ценах 2000 г., в этом случае 2000 г. будет базовым, а 1990 г. – текущим). Таким образом,
реальный ВВП = номинальный ВВП / общий уровень цен.
Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равен
НВВП t = pt qt;,
реальный ВВП, подсчитываемый в ценах базового года, равен
РВВП t = p 0 qt.
Номинальный ВВП базового года равен реальному ВВП базового года:
НВВП0 = РВВП0 = p 0 q 0.
Очевидно, что в базовом году
общий уровень цен равен
В приведенных формулах индексом t обозначен текущий (данный) год, а индексом 0 – базовый год, поэтому рt – цены каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, р 0 – цены этих товаров в базовом году, qt – количества (веса) каждого вида товаров, входящих в рыночную корзину, в текущем году, а q 0 – количества (веса) этих товаров в базовом году. И номинальный, и реальный ВВП подсчитываются в денежных единицах (рублях, долларах и т. п.).
Если известны процентные изменения номинального ВВП, реального ВВП и общего уровня цен (а это и есть темп инфляции), то соотношение между данными показателями будет следующим:
изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) – изменение общего уровня цен (в %).
Так, если номинальный ВВП вырос на 7 %, а темп инфляции составил 4 %, то реальный ВВП вырос на 3 %. (Однако следует иметь в виду, что эта формула применима лишь при низких темпах изменений, и в первую очередь при очень небольших изменениях общего уровня цен (низкой инфляции); при решении задач корректнее использовать формулу соотношения номинального и реального ВВП в общем виде.)
Существует множество видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются индекс потребительских цен, индекс цен производителей и дефлятор ВВП.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает в себя набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300–400 видов потребительских товаров и услуг. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции). Например, в США она включает 3200 наименований.
Оба этих показателя статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года (т. е. как индекс Ласпейреса), поскольку подсчет этих весов – процедура длительная и дорогостоящая и поэтому проводится не ежегодно, а, как правило, один раз в пять лет.
Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Паше – индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП рассчитывается каждый год. Таким образом,
дефлятор ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП.
Дефлятор ВВП базового года равен единице.
Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем:
1) ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные национальной экономикой;
2) при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;
3) ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и, следовательно, для разработки программ социального обеспечения.
Темп инфляции (Тинф) равен отношению разницы уровня цен (например, дефлятора ВВП) текущего и предыдущего годов к уровню цен предыдущего года, выраженному в процентах:
Темп изменения стоимости жизни (Тисж) подсчитывается аналогично, но через ИПЦ:
где t – текущий год, t -1 – предыдущий год;
4) в макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП, который обозначается буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например, 1,2; 2,5; 3,8);
5) ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по двум причинам.
Во-первых, ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми), поскольку рассчитывается на основе структуры потребительской корзины базового года, т. е. приписывает структуру потребления базового года текущему году. Например, если к данному году относительно подорожали апельсины, то потребители увеличат спрос на мандарины и структура потребительской корзины изменится – доля (вес) апельсинов в ней сократится, а доля (вес) мандаринов увеличится. Между тем это изменение не будет учтено при подсчете ИПЦ и текущему году будет приписан вес (количество килограммов относительно подорожавших апельсинов и относительно подешевевших мандаринов, потребляемых за год) базового года, стоимость потребительской корзины будет искусственно завышена. Дефлятор же ВВП переоценивает структурные сдвиги в потреблении (эффект замещения), приписывая веса текущего года базовому году.
Во-вторых, ИПЦ игнорирует изменение
цен товаров в связи с
В связи с тем, что оба индекса имеют недостатки, для более точного расчета темпа изменения общего уровня цен может использоваться так называемый «идеальный» индекс Фишера, который представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:
В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен (как правило, определяемый с помощью дефлятора) за период времени, прошедший от базового до текущего года, номинальный ВВП может быть как больше, так и меньше реального ВВП. Если за этот период общий уровень цен повысился, т. е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная дефляция). Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т. е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная инфляция).
31 вопрос Бюджетирование как составная часть финансового планирования
Процесс бюджетирования является составной
частью финансового планирования, т.е.
процесса определения будущих действий
по формированию и эффективному использованию
финансовых ресурсов. Процесс бюджетирования
на предприятии объединяет работу по составлению
оперативного, финансового и общего бюджетов,
управлению и контролю за выполнением
бюджетных показателей. Бюджет – это количественное
воплощение плана, характеризующее доходы
и расходы на определенный период, и капитал,
который необходимо привлечь для достижения
заданных планом целей. Данные бюджета
планируют будущие финансовые операции,
т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых
действий. Это и определяет роль бюджета
как основы для контроля и оценки эффективности
деятельности предприятия.
Бюджетирование выступает составной
частью финансового управления и позволяет:
• планировать деятельность предприятия
в целом путем координации планов работы
отделов и служб;
• усовершенствовать процесс распределения
материальных, производственных и трудовых
ресурсов;
• осуществлять помесячное планирование
бюджетов структурных подразделений,
детализируя и уточняя бюджетные показатели
об объеме дох.и расх.;
• предоставлять структурным подразделениям
предприятия большую самостоятельность
в использовании средств в рамках утвержденных
бюджетов;
• более эффективно расходовать денежные
ресурсы предприятия;
• анализировать достигнутые и желаемые
результаты путем сравнения;
• оказывать положительное воздействие
на мотивацию и настрой коллектива;
• система бюджетирования, ориентированная
на достижение целей, формализует полномочия
и устанавливает конкретные показатели,
посредством формирования бюджета предприятия.
Роль
и место бюджетирования в общей системе
разработки финансовой стратегии достаточно
полно характеризуются функциями бюджета:
1. Планирование операций, обеспечивающих
достижение целей организации. Составление
бюджета основано на уточнении и детализации
стратегических планов на заданный бюджетом
период.
2. Коммуникация и координация различных
подразделений предприятия и видов деятельности,
подразумевающие согласование интересов
отдельных работников и групп в целом
по предприятию для дости-жения намеченных
целей. Бюджет способствует выявлению
слабых звеньев в организационной структуре,
решению проблем коммуникации и распределения
ответственности между исполнителями.
3. Ориентация руководителей всех рангов
на достижение задач, поставленных перед
их центрами ответственности.
4. Контроль текущей деятельности, обеспечение
плановой дисциплины. В качестве основы
для оценки выполнения плана центрами
ответственности лучше использовать именно
бюджетные данные, а не от-четные данные
прошлых лет. Это связано с тем, что текущая
деятельность может отличаться от про-шлой
изменениями в технологии, составе персонала,
ассортименте продукции или новыми общеэконо-мическими
условиями.
5. Повышение профессионализма менеджеров.
Составление бюджетов способствует детальному
изучению деятельности своих подразделений
и взаимоотношений между центрами ответственности
на предприятии.
Бюджет
предприятия представляет собой совокупность
планов деятельности на предстоящий период,
составляемый в денежном и натуральном
выражении, определяющий потребность
предприятия в необходимых ресурсах для
получения запланированных доходов.
Бюджеты можно классифицировать по ряду
признакам:
1. Бюджетный
период
Долгосрочные бюджеты
Краткосрочные бюджеты
N.B. За рубежом часто долгосрочные и краткосрочные
бюджеты объединены в единый процесс,
при котором краткосрочный бюджет составляется
в рамках разработанного долгосрочного.
2. Степень
статичности
Статичные бюджеты предполагают в своей
основе жестко заданный и единожды утвержденный
план, исполнение которого является обязательным
вне зависимости от динамично меняющихся
условий окружающей бизнес-среды.
Гибкие бюджеты предполагают наличие
некоторого множества вариантов бюджета
на этапе его исполнения при наступле-нии
определенных событий (к примеру, резкого
падения курса национальной валюты или
кризиса ликвидности), позволяет оперативно
вносить изменения в бюджетную политику
предприятия целью его максимально быстрой
адаптации к изменив-шимся рыночным условиям.
3. Методы
бюджетирования
Метод сверху-вниз (top-down)
В данном случае процесс бюджетирования
осуществляется исходя из целей и ограничений,
поставленных руководством предприятия,
на основе которых происходит распределение
ресурсов. Исходя из установленных бюджетных
ориентиров предприятия в целом, формируются
бюджеты крупных структурных подразделений
(департаменты, управления), которые, в
свою очередь по нисходящей, детализируются
и разрабатываются в бюджеты конкретных
отделов и участков. Данный метод бюджетирования
является наиболее распространенным среди
предприятий, имеющих холдинговую структуру.
Преимущество: целевые установки всех
бюджетов соответствуют целевой установке
всего предприятия.
Недостатки: отсутствие мотивации и идентификации
со стороны сотрудников; высокие временные
затраты на исследования рыночных тенденций,
разработку общей стратегии, на построение
реалистичного прогноза.
Метод снизу-вверх (bottom-up)
Бюджетирование снизу-вверх предполагает
составление бюджетных планов отдельных
подразделений, которые после их утверждения
становятся основой бюджетов более крупных
структур, и, по нарастающей, всего предприятия.
При данном подходе осуществляется сбор
и обработка бюджетной информации, поступающей
как от менеджеров нижнего управленческого
звена, так и от руководителей более крупных
подразделений, и в конечном итоге, доведение
ее до высшего руководства.
Преимущество: составление бюджета на
местах, приближенного к реальности и
снижение управленческих расходов.
Недостаток: отсутствие четко поставленных
общих целей и создание условий для искусственного
завышения плановых рас-ходов и занижения
доходов.
Метод вверх и вниз (down-up)
На практике предприятия пытаются внедрять
комплексные методики, позволяющие совмещать
достоинства и минимизировать недостатки
обоих методов бюджетирования. К примеру,
построение первичных бюджетов по методу
снизу-вверх с по-следующим приведением
данных бюджетов в соответствие с целями
стратегического планирования по методу
сверху-вниз. При этом, основной задачей
системы бюджетирования является приведение
в соответствие целей организации, определяемых
руководством предприятия, и реальных
детальных знаний о путях достижения этих
целей, которыми располагает персонал
структурных подразделений на местах.
Недостаток: значительные временные затраты.
В отличие от финансовой отчетности,
формы бюджетов нестандартизированы.
Их структура зависит от объекта планирования,
размера организации и степени квалификации
разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой
основе (с разбивкой по месяцам) и на основе
непрерывного планирования (в течение
1 квартала пересматривается смета на
2 квартал и составляется смета на 1 квартал
следующего года, бюджет все время проецируется
на год вперед).
Работа по составлению бюджета предполагает
несколько этапов:
1.Подготовка прогноза и бюджета продаж.
2.Определение ожидаемого объема производства.
3.Расчет затрат, связанных с производством
и реализацией продукции.
4.Расчет и анализ денежных потоков.
5.Составление плановых финансовых отчетов.
Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных
форм, определяемых государственными
органами, наиболее широко используется
структура общего бюджета с выделением
оперативного и финансового бюджетов.
Рассмотрим основные особенности финансового
бюджета.
Финансовый бюджет – это план, в котором
отражаются объем и структура предполагаемых
источников средств и планируемые направления
их использования. Финансовый бюджет состоит
из бюджета денежных средств, бюджета
капитальных вложений и бюджетного баланса.
Финансовый бюджет составляется с учетом
информации, содержащейся в бюджетном
от-чете о прибылях и убытках. Для детализации
финансового бюджета разрабатываются
бюджет движения денежных средств и бюджет
капитальных вложений.
Бюджет движения денежных средств – это
план денежных поступлений и платежей.
При расчете бюджета движения денежных
средств принципиально важно определить
время фактических поступлений и платежей,
а не время исполнения хозяйственных операций.
Бюджет капитальных вложений на основе
выбранного критерия рентабельности инвестиций
определяет, какие долгосрочные активы
необходимо приобрести или построить.
Информация, содержащаяся в этом бюджете,
влияет на бюджет движения денежных средств
(затрагивая вопросы выплаты процентов),
на бюджетный отчет о прибылях и убытках,
на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя
величину основных средств и других долгосрочных
активов).
Завершающим шагом в процессе подготовки
финансового бюджета служит разработка
бюджетного бухгалтерского баланса, который
характеризует изменения в финансовом
и имущественном положении предприятия
при условии выполнения запланированных
в предыдущих бюджетах хозяйственных
и финансовых операций.
32 ВОПРОС Потребности и блага; понятие и их классификация (структура). Экономические ресурсы: Понятие и их структура
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, — это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости. Совокупность всех продуктов, произведенных для удовлетворения материальных благ, называется продукцией.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности ло конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод — экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов
33 вопрос Экономическое содержание страхования
Экономическая категория страхования – составная часть категории финансов. Однако если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
Для определения экономического содержания страхования можно выделить отличительные признаки:
Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату при отсутствии непредвиденных и неблагоприятных обстоятельств.
Исходя из этого, можно дать следующее определение. Страхование – это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.
Экономическая категория страхования на практике является одним из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы – централизованный и децентрализованный.
Централизованный метод связан
с прямым законодательным выделением
в бюджетной системе
Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.