Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка
Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.
Местные финансы и их особенности.
Бюджет государства, его сущность и функции.
Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.
+++Цель и значение налогового кодекса.
Классификация бюджетных расходов.
Бюджетный дефицит, причины его возникновения.
Государственный долг и организация управления им.
+++Современное состояние внутреннего и внешнего долга.
+++Воздействие госдолга на экономику.
Источники покрытия бюджетного дефицита.
Государственный кредит и его назначение.
Формы государственного кредита.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
Бюджетная система РФ.
Межбюджетные отношения в РФ.
Бюджетное устройство в унитарных и федеративных государствах.
Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
Пенсионный фонд и пути его реформирования.
Федеральный бюджет РФ на текущий год.
Внебюджетные фонды, их значение и классификация.
Экономическое содержание и значение налогов.
Налоговая система государства.
Прямые налоги и их характеристика.
Косвенные налоги и их характеристика.
Элементы налога и их характеристика.
Содержание международных финансовых отношений.
Виды международных финансовых операций.
Построение финансовой системы в развитых странах.
Причины и условия финансовой глобализации..
Роль финансов и решение социальных и экономических задач.
+++Виды социальных гарантий, финансовый механизм их обеспечения.
+++Причины международного финансового кризиса.
+++Проблемы развития международных финансов.
+++Цели и задачи деятельности международных организаций.
+++Экономическая политика государства в области использования бюджетных ресурсов.
1. Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.
Гос. фин. – совок-ть
экон. отношений, система
Сов-ть входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязи образуют фин. систему России. Фин. систему РФ составляют следующие институты:
- бюдж. система с входящими
в нее гос. и местными
- внебюджетные целевые фонды;
- финансы п/п, объединений, орг-ций, учреждений, отраслей нар. хоз-ва;
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный и банковский).
Перечисленные звенья государственных финансов существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
- экономической стабилизации;
- адаптации к рыночным преобразованиям;
- стимулированию инвестиционной активности.
Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.
В свою очередь сфера гос. финансов, которая характеризует финн. деятельность гос-ва, делится на такие звенья: бюджет гос-ва, гос.кредит, фонды целевого назначения, финансы гос. предприятий.
2. Местные финансы и их особенности.
Муниципальные (или местные) финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
Муниципальные финансы представляют собой регулируемую государственным законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых ресурсов с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных на муниципальные органы самоуправления.
Местные финансы включают
муниципальные бюджеты, внебюджетные
фонды местных органов власти,
муниципальный кредит и финансы
муниципальных унитарных
Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.
В настоящее время вопросы формирования и использования местных финансов регулируются Конституцией Российской Федерации, в ст. 132 которой говориться, что «органы местного самоуправления самостоятельно…формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы…». Данные нормы получили развитие в Бюджетном и Налоговом кодексах.
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
• средства местного бюджета;
• муниципальные внебюджетные фонды;
• государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
• самостоятельности;
• государственной финансовой поддержки;
• гласности.
3. Бюджет государства, его сущность и функции.
Бюджет – фин-ый план гос-ва, роспись доходов и расходов гос-ва; фин-ые отношения гос-ва с юр-ими и физ. лицами по поводу формирования центр-ого фонда ден-ых средств и его использование. С одной стороны это уплата налогов и др. гос.пошлин, с другой получение гос. трансфертов и бюджетных кредитов.
Бюджет формируется на основе бюдж-ого кодекса, принятым в 1998 г. с послед. изм.и доп.
Бюджет отражает необх-ть гос-ых ресурсов и определяет налоговую политику. На основе бюджета происходит перераспр. НД и ВВП.
Задачи бюджета: 1) перераспр-ие НД 2) гос-ое регулир-ие и стимул-ие эк-ки 3) фин-ое обеспечение соц. сферы и осущ-ие фин-ой политики гос-ва. 4) контроль за образованием и использ-ем центализ-ых фондов ден-ых ср-ств.
Функции б-та: - распр-ая (проявл-ся
через формир-е и
4. Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.
Доходы бюджета - ден. средства, поступающие в безвозм. и безвовзр. порядке, в соответствии с закон-вом РФ в бюджеты орг. гос.власти и орг.мест. самоуправления(налоговые и неналоговые). Налоговые: фед., региональные и местные. 80% - налоговые доходы.
НДФЛ по статусу фед. налог, но поступает в регион. и местный в соотношении 70:30.Налог на прибыль 2 и 18%.
Неналоговые:
1)дох. от исп-ия имущ-ва, находящиеся в гос. или муниц. собств-ти;
2)дох. от применения администр. и уголовных мер (штрафы, конфискации);
3)дох. от оказания платных услуг гос. и муниц. орг-ций;
4)дох. в виде прибыли
от гос. и муниц. орг-ций(
5)дох. от продаж от гос. и муниц. учреждений;
6)безвозмездные перечисления от ю/л и ф/л, м/н орг-ций и учреждений;
7)дох. в виде финн.
помощи, полученные от др. уровней
(межбюдж. трансферты осущ-ся
6. Классификация бюджетных расходов.
1)Функциональная класс-ия
(отражает направление бюдж. ср-в
на выполнение осн. функций
гос-ва): общегосуд. вопросы,нац.оборона
2)Экономич.клас-ия: а)текущие-
бюдж.средства направляемые на
обеспечение деятельности
б)капитальные - бюдж.ср-ва, направляемые на капит. вложения в ОС, созд.гос.запасов, приобретение земли, нематер. и иных активов. Они представляют собой те расходы бюджетов, кот-ые обеспечивают инновац. и инвест. деят-ть. В составе капит. расходов м.б. сформирован бюджет развития, гл.статьи расх. к-го – строительство новых объектов, приобретение нового оборудования, финансирование землеустроит.работ.
3)Ведомственная класс-ия
– группировка расходов
- ассигнования на содержание бюдж.учреждений;
- ср-ва на оплату товаров, услуг, выполненных ф/л и ю/л по гос. и муниц. контрактам;
- трансферты населению;
- бюджетные кредиты ю/л;
- субвенции, субсидии ю/л и ф.л;
- межбюджетные трансферты;
-кредиты и займы внутри страны за счет гос. внеш. заимствований;
- кредиты иностр. государствам.
7. Бюджетный дефицит, причины его возникновения.
Бюдж-ый деф-т –прев-ие расх-ов бюджета над его доходами; как правило, деф-т гос-ого бюджета отражает неуст-ое положение в хоз-ой, фин-ой деят-ти, покрыв-ся за счет изыскания внутр-их ист-ов финан-ия, гос-ых займов, иногда – за счет эмиссии бум-ых денег,не подкреп-ых тов-ой массой.
Условия возник-ия б-го дефицита:
1) падение эк-ки в
условиях криз-ого состояния
2) увел.бюдж.расходов;
3)необход-ть осущ-ия
круп.фин-ых вложений(
4) спад общественного производства;
5)оборот в огромных масштабах «теневого капитала»;
6)возросшие затраты на финансирование ВПК.
Деф.может возникнуть как на рег-ом, фед-ом, мест.уровне
8. Государственный долг и организация управления им.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ – сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Внутренний и внешний
Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам.
Рост долга приводит к:
1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);
2) непроизводительный характер
использования полученных
3) увеличивается
нагрузка на государственный
бюджет посредством роста
Управление государственным долгом включает в себя:
• государственный долг должен быть вовремя погашен;
• выплата процентов;
• проведение конверсии, консолидации, унификации займов;
• выпуск новых займов.
На обслуживание госдолга в бюджете РФ заложено около 30 % расходов.
1)Рефинансирование- погашение
старой задолженности, путем
2)Конверсия - изменение доходности займа;
3)Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов;
4)Унификация займа - объединение нескольких займов в один;
5)Отсрочка погашения
займа – отодвигаются не
6) Аннулирование госдолга – полный отказ гос-ва от погашения займа.
11. Источники покрытия бюджетного дефицита.