Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка

Описание

Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Содержание

Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.
Местные финансы и их особенности.
Бюджет государства, его сущность и функции.
Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.
+++Цель и значение налогового кодекса.
Классификация бюджетных расходов.
Бюджетный дефицит, причины его возникновения.
Государственный долг и организация управления им.
+++Современное состояние внутреннего и внешнего долга.
+++Воздействие госдолга на экономику.
Источники покрытия бюджетного дефицита.
Государственный кредит и его назначение.
Формы государственного кредита.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
Бюджетная система РФ.
Межбюджетные отношения в РФ.
Бюджетное устройство в унитарных и федеративных государствах.
Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
Пенсионный фонд и пути его реформирования.
Федеральный бюджет РФ на текущий год.
Внебюджетные фонды, их значение и классификация.
Экономическое содержание и значение налогов.
Налоговая система государства.
Прямые налоги и их характеристика.
Косвенные налоги и их характеристика.
Элементы налога и их характеристика.
Содержание международных финансовых отношений.
Виды международных финансовых операций.
Построение финансовой системы в развитых странах.
Причины и условия финансовой глобализации..
Роль финансов и решение социальных и экономических задач.
+++Виды социальных гарантий, финансовый механизм их обеспечения.
+++Причины международного финансового кризиса.
+++Проблемы развития международных финансов.
+++Цели и задачи деятельности международных организаций.
+++Экономическая политика государства в области использования бюджетных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Основной составляющей местных  финансов являются местные бюджеты. В них сосредоточено свыше 80% от всех финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении местного самоуправления.

Местные бюджеты необходимо рассматривать  в двух аспектах. Во-первых, как организационную  форму мобилизации части финансовых ресурсов в распоряжении органов  местного самоуправления, во-вторых, как систему финансовых отношений, которые выкают в процессе формирования и использование фондов финансовых ресурсов.

 

 

15. Бюджетная система РФ.

 

Бюджетное устр-во - это стр-ра и  принципы постр-ия бюдж-ой системы.

Бюдж-ая система РФ –  совок-ть бюджетов всех уровней и гос-ых внебюдж-ых фондов, основанная на экон-их отн-ях и гос-ом устр-ве РФ, регулир-ая нормами права. Она состоит из бюджетов 3 уровней: - I ур. – фед-ый бюджет и бюджеты гос-ых внебюдж-ых фондов; - II ур. - бюджеты субъектов РФ и бюджеты террит-ых гос-ых внебюдж-ых фондов; - III ур. - местные бюджеты. Существует еще консолидир-ый бюджет- свод бюджетов всех уровней на соответ-ей терр-ии(б.райнов,городов,сельских поселений входящих в данный район). Напр., консолид-ый бюджет РФ включает в себя фед. бюджет + бюдж. субъектов РФ. Бюдж-ая система РФ построена на основе след-их пр-ов:

1) п-п единства бюдж. сист. - обеспеч-ся единством бюдж. зак-ва, бюдж. класс-ции, бюдж. док-ов, отч-ти, бюдж. политики и т.п;

2)п-п разгран. дох,  расх. и ист.фин. дефицита м/у  ур.бюдж.сис-мы;

3)п-п равенства бюдж. прав субъектов РФ и муниц.  образований;

4)п-п самостоятельности;

5)п-п полноты отражения  дох.,расх. и ист. финан. дефицитов бюдж.;

6)п-п сбалансированности;

7)п-п результативности  и эф-ти исп-ия бюдж. средств;

8)п-п общ (совокупного)покрытия  расходов бюджета - все расходов  бюджета должны покрываться общ.суммой  дох.бюджета;

9)п-п прозрачности (гласности);

10)п-п достоверности;

11)п-п адресности и  целевого хар-ра бюдж.средств;

12)п-п подведомственности  расходов бюджета - получатели  бюдж. ср-в вправе получать бюдж. ассигнования и лимиты бюдж. обязательств  только от главного распорядителя  (распорядителя) бюдж. средств, в ведении которого они находятся;

13)п-п единства кассы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Межбюджетные отношения в РФ.

 

Межбюджетные отношения - это отн-ия между орг. гос. власти РФ, субъектов РФ и местного самоупр. по вопросам регулирования бюдж.правоотношений,орг. и осущ-ия бюдж. процесса. Они строятся на след. пр-пах: 1)сбалансир-ть интересов всех участников межбюд. отн-ий;2)самос-ть;3) закон-ое разгран-ие расходных полн-ий и дох-ых ист-ов между бюдж-ми всех уровней; 4)объек-ое перераспред-ие ср-тв между бюджетами для вырав-ия уровня бюдж-ой обеспеч-ти регионов и муниц-ых образ-ий;5) единство бюдж-ой системы; 6)равенство всех бюджетов РФ.

Межбюдж-ые отн-ия регул-ся. Бюдж-ое регулир-ие - это процесс  распред-ия дох-ов и перераспр-ия ср-тв между бюдж-ми разных уров. в целях выравн-ия доходной части бюдж-ов, осущ-ый с учетом гос-ых мин-ых соц-ых стан-тов.

Доходы бюдж-ов можно  разделить на 2 группы:

1) собст-ые доходы бюджетов - доходы, закрепл. на пост-ой основе  полн. или частично за соответ-ими  бюдж-ми;

2) регулир. доход –  фед. и регион. налоги и платежи,  по к-ым устанавл-ся нормативы  отчислений. Одним из методов  бюдж. регулир-ия является оказание  прямой фин. помощи из вышестоящего  бюджета нижестоящему.

Формы оказания прямой фин-ой поддержки:

Субвенция – фиксир-ый объем гос-ых средств, выдел-ых на безвозмез-ой и безвозвр-ой основе для целевого финанс-ия расходов бюдж-ов.  Дотация выдается единовр-но и без целевого назн-ия в случаях, когда закреп-ых и регул-их доходов недостат-но для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюдж-ые ср-ва, предост-ые бюджету др. уровня, ф/л или ю/л на условиях долевого финан-ия целевых расходов. Бюдж-ый кредит - форма финан-ия бюдж-ых расходов, к-ая предусм-ет предост-ие ср-тв юр-им лицам на возвр-ой и возмез-ой основе. Бюджетная ссуда – бюдж-ые ср-ва, пред-ые другому бюдж. на возвр-ой, безвозм-ой или возмездной основе на срок не более 6 мес. в пределах фин-ого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Бюджетное устройство  в унитарных и федеративных государствах.

 

Бюджетное устройство-структура и принципы построения бюджетной системы.

В унитарных гос.бюдж. система - совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: гос. бюджета и бюджетов местных  органов самоуправления.

Гос. бюджет используется для гос. регулирования экономики, соц. отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За гос. бюджетом закреплены важнейшие доходы: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от гос. предприятий. На него возложены основные расходы: военные, экон., соц.е расходы, оказание помощи ин. государствам, управление гос. долгом.

Местные бюджеты обособлены и функционируют  автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с гос. бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности.

В федеративных государствах бюджетная  система включает три звена: федеральный  бюджет, бюджеты членов федерации  и местные бюджеты. Каждое звено  функционирует самостоятельно.

 

Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.

 

Типы организации государственных  финансов

 

1. Унитарный тип предполагает  построение двух-звенной системы  в составе централизованного  и местного уровней. Отличается  жесткой централизацией принимаемых  решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительнымуровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР.

 

Преимущества:

1) в случае тяжелого экономического  положения страны при значительном  дефиците финансовых ресурсов  позволяет использовать их на  наиболее значимых направлениях в интересах всей страны;

2) позволяет управлять страной  при незначительном количестве центральных органов.

 

Недостатки:

1) отсутствие оперативного руководства;

2) чрезмерное перераспределение  и централизация замедляют оборачиваемость  средств.

 

2. Конфедеративный тип основан  на сильных местных органах  и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов.

 

Преимущества:

1) быстрое принятие решений и  оборачиваемость средств;

2) высокая степень  самостоятельности местных органов  власти.

 

Недостатки:

1)в случае неравномерности  развития территорий, возникает  проблема с финансовым выравниванием;

2) слабые центральные  органы власти не могут контролировать  экономическое положение страны. Пример – система государственных  финансов в СССР при М. С. Горбачеве.

 

3. Федеративный тип основан на  сочетании черт унитарного и  конфедеративного типов. Существует  в союзных государствах.

 

Предполагает наличие трехзвенной  системы организации государственных  финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней.

 

Бюджетное устройство – организация  бюджетной системы.

 

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный федерализм – распределение  прав, компетенций, источников доходов  между уровнями власти.

 

18. Бюджетный процесс, характеристика его стадий.

 

Бюджетный процесс- деятельность различных  органов власти по формированию проекта бюджета, рассмотрению и утверждению исполнению бюджета, а также контроля за исполнением бюджета.

Основой для разработки бюджета  является прогноз социально-экономического развития, осуществляемый Мин. эконом. развития. На основе данного прогноза формируется сводный финансовый баланс страны, при составлении которого принимает участие и МИНФИН.

На основе данного  баланса формируется финансовый план гос-ва – бюджет. Разработкой  занимается Минфин. Основанием для  разработки бюджета, служит Бюджетное  послание Президента Фед. Собранию. Разработанный проектный бюджет Минфином поступает в правительство и после его утверждения: «Фед. Бюджет на …… гг.»  не позднее 26 авг. должен поступить в Гос. Думу на рассмотрение и утверждение. В Гос. Думе проектный бюджет проходит 3 чтения.

1 чтение: рассматривается  и утверждается макроэкон. показатели(инфляция, общая сумма доходов и расходов, ВВП, уровень несбалансированности бюджета).

2 чтение: принимается  решение о расходах по разделам  и подразделам бюджетной классификации,  принимаются и отклоняются поправки.

3 чтение: производится  детализация расходов, и голосование осуществляется в целом.

Бюджет исполняют исполнительные органы власти. Фед. Бюджет исполняет  Минфин, а кассовое исполнение - Фед. Казначейство, подчиненное Минфин. Фед. Казначейство открывает единый бюджет в Центробанке. На этот счет поступают доходы бюджета, и осуществляется финансирование различных расходных статей бюджета.

Контроль:

А) административный –  контроль осуществляют исполнительные органы власти.

Б) парламентский –  осуществляет Парламент, создает Счетную  палату, она контролирует расходование бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Пенсионный фонд и пути его реформирования.

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ. ПФР и его денежные средства находятся в госсобственности РФ.

Основные задачи Пенсионного  фонда РФ:

1) финанс- ие расходов  на выплату пенсий и пособий  гражданам в соответствии с  действующим законодательством;

2) орг-ция работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос. пенсий по инвалидности вследствие труд. увечья, професс-го заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств  ПФР, а также привлеч. в него добр. взносов физ. и ю/л;

4) контроль совместно  с налог. органами за своевременным  и полным поступлением в ПФР  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

5)орган-ция и ведение  индивид. (персонифицир-го) учета застрах-х лиц, а также орган-ция и ведение гос. банка данных по всем категориям плательщиков страх. взносов в ПФР;

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим  итогом с 01.01.2002 г.

Средства ПФР расходуются  на:

– финансирование базовой части трудовой пенсии;

– финансирование страховой  части трудовой пенсии;

– выплату пособий  на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

– расходы на дополн. пенсионное обеспечение гос.служащих за счет средств фед. бюджета;

– выплату пенсий, назначенных  досрочно безработным гражданам  за счет средств федерального бюджета;

Цель пенсионной реформы  – дать дополнительный источник для  повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Пути реформирования:  1)Изменение распределительной системы: пенсия будет больше зависеть от уплаченных пенсионных взносов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"