Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, шпаргалка
Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют: уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования ЦБ, изменение валютного курса и др. Фин. стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
Роль и значение государственных финансов в развитии экономики.
Местные финансы и их особенности.
Бюджет государства, его сущность и функции.
Доходы бюджета и их распределение между бюджетами разных уровней.
+++Цель и значение налогового кодекса.
Классификация бюджетных расходов.
Бюджетный дефицит, причины его возникновения.
Государственный долг и организация управления им.
+++Современное состояние внутреннего и внешнего долга.
+++Воздействие госдолга на экономику.
Источники покрытия бюджетного дефицита.
Государственный кредит и его назначение.
Формы государственного кредита.
Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
Бюджетная система РФ.
Межбюджетные отношения в РФ.
Бюджетное устройство в унитарных и федеративных государствах.
Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
Пенсионный фонд и пути его реформирования.
Федеральный бюджет РФ на текущий год.
Внебюджетные фонды, их значение и классификация.
Экономическое содержание и значение налогов.
Налоговая система государства.
Прямые налоги и их характеристика.
Косвенные налоги и их характеристика.
Элементы налога и их характеристика.
Содержание международных финансовых отношений.
Виды международных финансовых операций.
Построение финансовой системы в развитых странах.
Причины и условия финансовой глобализации..
Роль финансов и решение социальных и экономических задач.
+++Виды социальных гарантий, финансовый механизм их обеспечения.
+++Причины международного финансового кризиса.
+++Проблемы развития международных финансов.
+++Цели и задачи деятельности международных организаций.
+++Экономическая политика государства в области использования бюджетных ресурсов.
Основной составляющей местных финансов являются местные бюджеты. В них сосредоточено свыше 80% от всех финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении местного самоуправления.
Местные бюджеты необходимо рассматривать
в двух аспектах. Во-первых, как организационную
форму мобилизации части
15. Бюджетная система РФ.
Бюджетное устр-во - это стр-ра и принципы постр-ия бюдж-ой системы.
Бюдж-ая система РФ –
совок-ть бюджетов всех уровней и гос-ых
внебюдж-ых фондов, основанная на экон-их
отн-ях и гос-ом устр-ве РФ, регулир-ая нормами
права. Она состоит из бюджетов 3 уровней:
- I ур. – фед-ый бюджет и бюджеты гос-ых
внебюдж-ых фондов; - II ур. - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты террит-ых гос-ых внебюдж-ых
фондов; - III ур. - местные бюджеты. Существует
еще консолидир-ый бюджет- свод бюджетов
всех уровней на соответ-ей терр-ии(б.райнов,городов,
1) п-п единства бюдж. сист. - обеспеч-ся единством бюдж. зак-ва, бюдж. класс-ции, бюдж. док-ов, отч-ти, бюдж. политики и т.п;
2)п-п разгран. дох, расх. и ист.фин. дефицита м/у ур.бюдж.сис-мы;
3)п-п равенства бюдж. прав субъектов РФ и муниц. образований;
4)п-п самостоятельности;
5)п-п полноты отражения дох.,расх. и ист. финан. дефицитов бюдж.;
6)п-п сбалансированности;
7)п-п результативности и эф-ти исп-ия бюдж. средств;
8)п-п общ (совокупного)
9)п-п прозрачности (гласности);
10)п-п достоверности;
11)п-п адресности и целевого хар-ра бюдж.средств;
12)п-п подведомственности
расходов бюджета - получатели
бюдж. ср-в вправе получать бюдж.
ассигнования и лимиты бюдж. обязательств
только от главного
13)п-п единства кассы.
16. Межбюджетные отношения в РФ.
Межбюджетные отношения
- это отн-ия между орг. гос. власти
РФ, субъектов РФ и местного самоупр.
по вопросам регулирования бюдж.правоотноше
Межбюдж-ые отн-ия регул-ся. Бюдж-ое регулир-ие - это процесс распред-ия дох-ов и перераспр-ия ср-тв между бюдж-ми разных уров. в целях выравн-ия доходной части бюдж-ов, осущ-ый с учетом гос-ых мин-ых соц-ых стан-тов.
Доходы бюдж-ов можно разделить на 2 группы:
1) собст-ые доходы бюджетов - доходы, закрепл. на пост-ой основе полн. или частично за соответ-ими бюдж-ми;
2) регулир. доход –
фед. и регион. налоги и платежи,
по к-ым устанавл-ся нормативы
отчислений. Одним из методов
бюдж. регулир-ия является оказание
прямой фин. помощи из
Формы оказания прямой фин-ой поддержки:
Субвенция – фиксир-ый объем гос-ых средств, выдел-ых на безвозмез-ой и безвозвр-ой основе для целевого финанс-ия расходов бюдж-ов. Дотация выдается единовр-но и без целевого назн-ия в случаях, когда закреп-ых и регул-их доходов недостат-но для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюдж-ые ср-ва, предост-ые бюджету др. уровня, ф/л или ю/л на условиях долевого финан-ия целевых расходов. Бюдж-ый кредит - форма финан-ия бюдж-ых расходов, к-ая предусм-ет предост-ие ср-тв юр-им лицам на возвр-ой и возмез-ой основе. Бюджетная ссуда – бюдж-ые ср-ва, пред-ые другому бюдж. на возвр-ой, безвозм-ой или возмездной основе на срок не более 6 мес. в пределах фин-ого года.
17. Бюджетное устройство в унитарных и федеративных государствах.
Бюджетное устройство-структура и принципы построения бюджетной системы.
В унитарных гос.бюдж. система - совокупность
бюджетов всех территориально-
Гос. бюджет используется для гос. регулирования экономики, соц. отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За гос. бюджетом закреплены важнейшие доходы: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от гос. предприятий. На него возложены основные расходы: военные, экон., соц.е расходы, оказание помощи ин. государствам, управление гос. долгом.
Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с гос. бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Каждое звено функционирует самостоятельно.
Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.
Типы организации
1. Унитарный тип предполагает
построение двух-звенной
Преимущества:
1) в случае тяжелого
2) позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов.
Недостатки:
1) отсутствие оперативного руководства;
2) чрезмерное перераспределение
и централизация замедляют
2. Конфедеративный тип основан на сильных местных органах и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов.
Преимущества:
1) быстрое принятие решений и оборачиваемость средств;
2) высокая степень
самостоятельности местных
Недостатки:
1)в случае неравномерности развития территорий, возникает проблема с финансовым выравниванием;
2) слабые центральные
органы власти не могут
3. Федеративный тип основан на
сочетании черт унитарного и
конфедеративного типов.
Предполагает наличие
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный федерализм – распределение прав, компетенций, источников доходов между уровнями власти.
18. Бюджетный процесс, характеристика его стадий.
Бюджетный процесс- деятельность различных органов власти по формированию проекта бюджета, рассмотрению и утверждению исполнению бюджета, а также контроля за исполнением бюджета.
Основой для разработки бюджета
является прогноз социально-
На основе данного баланса формируется финансовый план гос-ва – бюджет. Разработкой занимается Минфин. Основанием для разработки бюджета, служит Бюджетное послание Президента Фед. Собранию. Разработанный проектный бюджет Минфином поступает в правительство и после его утверждения: «Фед. Бюджет на …… гг.» не позднее 26 авг. должен поступить в Гос. Думу на рассмотрение и утверждение. В Гос. Думе проектный бюджет проходит 3 чтения.
1 чтение: рассматривается
и утверждается макроэкон.
2 чтение: принимается
решение о расходах по
3 чтение: производится детализация расходов, и голосование осуществляется в целом.
Бюджет исполняют
Контроль:
А) административный – контроль осуществляют исполнительные органы власти.
Б) парламентский – осуществляет Парламент, создает Счетную палату, она контролирует расходование бюджетных средств.
19. Пенсионный фонд и пути его реформирования.
Пенсионный фонд РФ (ПФР)
– самостоятельное финансово-
Основные задачи Пенсионного фонда РФ:
1) финанс- ие расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;
2) орг-ция работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм гос. пенсий по инвалидности вследствие труд. увечья, професс-го заболевания или по случаю потери кормильца;
3) капитализация средств ПФР, а также привлеч. в него добр. взносов физ. и ю/л;
4) контроль совместно
с налог. органами за
5)орган-ция и ведение индивид. (персонифицир-го) учета застрах-х лиц, а также орган-ция и ведение гос. банка данных по всем категориям плательщиков страх. взносов в ПФР;
Накопительная составляющая
бюджета ПФР формируется
Средства ПФР расходуются на:
– финансирование базовой части трудовой пенсии;
– финансирование страховой части трудовой пенсии;
– выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;
– выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;
– компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
– расходы на дополн. пенсионное обеспечение гос.служащих за счет средств фед. бюджета;
– выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;
Цель пенсионной реформы – дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Пути реформирования:
1)Изменение распределительной