Система кредитования юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.
Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет
формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Теоретические основы процесса кредитования…………………...…..….…..5
1.1 Сущность кредитования……………………………………………..……….5
1.2 Организация кредитования юридических лиц в коммерческом банке……7
2. Организация кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК»..23
2.1 Общая характеристика объекта исследования………………….………....23
2.2 Процесс кредитования юридических лиц в БФ ОАО АКБ «РОСБАНК» (на примере ООО «Агро-гарант»)………………………….……….…………..26
Заключение……………………………………………………….……..….…….34
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

     Требования  к кредитной заявке  достаточно просты, но определенны. В международной практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

     Назначение  ссуды должно быть сформулировано конкретно.

     В отличие от кредитной заявки заявление  на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

     Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему  кредит в определенной сумме и  на определенный срок. Для банка  заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

        Финансовый отчет, как правило,  включает баланс банка и счет  прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

         Отчет о движении кассовых  поступлений  основан на сопоставлении  балансов компании на две даты  и позволяет определить изменения  различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

        Внутренние финансовые отчеты  характеризуют более детально  финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

        Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

         Прогноз финансирования. Прогноз  содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

          Налоговые декларации. Это важный  источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

          Бизнес-планы. Многие кредитные  заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

         Заключение на кредитную заявку  представляет собой типовой бланк,  заполняемый кредитным работником  на основании изучения просьбы  клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

     Финансовое  состояние клиента выражается в  показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

          Особое место среди кредитных  документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

     Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают  собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита: договор, предусматривающий предоставление заемщиком гарантий; договор, предусматривающий передачу заемщиком залога; договор, предусматривающий страхование ссуды за счет заемщика в страховом обществе; договор, комбинирующий все или часть предыдущих условий.

     В экономическом плане кредитные  договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки) ; не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

     Порядок предоставления и погашения ссуды. Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.

     Способы гарантии возврата кредита - залог, гарантия, поручительства, страхование.

     Условия кредитования. Указывается, каких уровней  кредитоспособности должен придерживаться заемщик: процентные ставки и комиссионное вознаграждение; обязательства сторон; санкции при невыполнении условий договора; порядок разрешения споров; срок действия договора; юридические адреса сторон; подписи сторон.

       К кредитной документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые полисы.

       Договор о залоге должен соответствовать  требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора  о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.

        Гарантийные письма и страховые  полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы.

     В экономическом аспекте эффективность  гарантий (поручительств) и страхования  кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком.

     Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой  клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка.

      3) Оценка кредитоспособности заемщика

     Для оценки кредитоспособности заемщика в  банках проводят анализ количественных показателей и расчет коэффициентов, которые могут в той или  иной мере характеризовать устойчивость финансового состояния клиента. При этом каждый банк вырабатывает свой набор показателей, по которым производят оценку финансового состояния потенциального заемщика. Система таких показателей должна отвечать двум основным критериям:

     1) рассчитанные на базе показателей  коэффициенты должны определять существенные (значимые) особенности деятельности предприятия;

     2) эти коэффициенты должны в  возможно меньшей степени дублировать друг друга.

     Рекомендуется использовать девять коэффициентов, характеризующих  финансовое состояние предприятия, объединенных в  четыре группы: достаточность собственных ресурсов, ликвидность активов, рентабельность производства, оборачиваемость средств.

     Коэффициенты, характеризующие достаточность  собственных ресурсов:

     - коэффициент обеспеченности собственными  средствами (К1) - характеризует наличие собственных оборотных средств у заемщика, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент рассчитывается как отношение разности между источниками собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов и стоимости оборотных средств предприятия.

     – коэффициент соотношения заемных  и собственных средств (коэффициент финансового рычага) (К2) - позволяет оценить степень обеспеченности заемщика собственным капиталом и его относительную зависимость от привлеченных средств. Коэффициент рассчитывается как отношение общей кредиторской задолженности к источникам собственных средств.

     – коэффициент доли дебиторской задолженности (К3) показывает, какую часть ликвидных активов составляет дебиторская задолженность. Он рассчитывается как отношение суммы дебиторской задолженности и отгруженных товаров к денежным средствам, расчетам и прочим активам. Данный коэффициент весьма актуален для российской действительности, так как при возможных задержках платежей со стороны дебиторов ликвидность этой части активов уменьшается пропорционально доле дебиторской задолженности.

     Коэффициенты, характеризующие ликвидность активов

     – коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (К4) дает возможность установить достаточность ликвидных активов для погашения краткосрочных обязательств и может использоваться для оценки допустимых объемов кредитования данного заемщика. Он рассчитывается как отношение оборотных средств к срочным обязательствам (краткосрочным банковским кредитам, краткосрочным займам и кредиторской задолженности).

     – коэффициент срочной ликвидности (К5) предназначен для оценки способности заемщика оперативно высвободить из оборота денежные средства и погасить краткосрочные долговые обязательства. Он рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к срочным обязательствам.

     Коэффициенты, характеризующие рентабельность

     – коэффициент рентабельности продаж (К6) отражает эффективность хозяйственной деятельности заемщика и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации за вычетом налогов.

     – коэффициент рентабельности производственных фондов (К7) отражает относительную эффективность их использования и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней за отчетный период стоимости основных средств и материальных активов. Снижение значения данного коэффициента может свидетельствовать об ухудшении структуры основных средств, о затоваривании готовой продукции и т.д.

     Коэффициенты, характеризующие оборачиваемость  средств

     – коэффициент оборачиваемости оборотных  средств (К8) характеризует эффективность использования оборотных активов и рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции за вычетом налогов к средней за отчетный период стоимости оборотных средств.

     – коэффициент оборачиваемости запасов (К9) показывает скорость, с которой запасы переходят в разряд дебиторской задолженности и рассчитывается как отношение затрат к средней за отчетный период стоимости запасов и затрат. Как правило, чем выше оборачиваемость запасов, тем эффективнее ими управляют.

     4) Сущность кредитного договора

       Одним из важнейших условий  успешной предпринимательской деятельности является возможность своевременного получения банковского кредита. Отношения клиента и банка при этом регулируются условиями кредитного договора.

Информация о работе Система кредитования юридических лиц