Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения вышеизложенной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «инфляция».
2. Изучить виды инфляции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность инфляции, ее виды
1.2. Основы влияния инфляции на экономику
1.3. Направления влияния инфляции на развитие социальной сферы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИИ В РФ
2.1. Исследование влияния темпов инфляции на экономическое положение РФ
2.2. Характер динамики цен на потребительском рынке в условиях инфляции
2.3. Анализ и структура влияния инфляции на финансы населения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следствием этого стало резкое падение уровня ликвидности банковской системы – до минимальных с 1998 г. показателей. Так, к середине осени отношение абсолютно ликвидных активов банков к их рублевым обязательствам по счетам и депозитам упало до 11% (для сравнения: средние значения 2006-2007 гг. составляли 16-17%, 1998 г. – 13%). Следует отметить, что взаимосвязь между динамикой капитальных потоков и уровнем банковской ликвидности наблюдалась не только в III квартале. Она была весьма высокой на протяжении всего 2007 г., да и в предшествующий период ощущалась достаточно явно.
Результатом снижения обеспеченности банков ликвидными активами явился скачкообразный рост ставок и сжатие объемов денежного (межбанковского) рынка. Это создало определенные затруднения для банков, зависимых от фондирования на данном рынке.
Для нефинансового сектора экономики напряженность с ликвидностью банковской системы повысила ставки и ужесточила доступ к кредитам. Начало этих процессов отмечено во второй половине 2007 года. В перспективе это может оказать сдерживающее воз действие на рост в некоторых кредитно-зависимых отраслях. [3, 18]
Итак, инфляция в России в 2006 году составляла 9%. В 2007 году началась динамика увеличения темпов инфляции, которая на конец года составила 11,9%. На показатель инфляции повлияли рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился), а также высокие цены на нефть.
Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8%, на третьем Великобритания – 2,3%. Далее идут Германия и Канада – по 2,2%, Италия – 1,8%, Франция – 1,5%, Япония – нулевая инфляция. [26]
Ростом цен россиян сегодня вряд ли удивишь – на протяжении последних лет они стабильно повышались. Но осенью 2008 года ситуация с инфляцией стала усугубляться, с тех пор темпы роста цен не укладываются в прогнозы, которые постоянно корректируются. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис перерос в кризис экономический и привел не просто к замедлению, а к заметному спаду глобального производства. Так, изначально в 2008 году ожидался рост цен менее чем на 10%, потом прогноз постоянно повышался. Главными причинами слишком высоких темпов инфляции (по сравнению с прогнозами) стал рост мировых цен на продовольствие, нефть и нефтепродукты, бензин, а также увеличение темпов роста тарифов в РФ. В итоге в целом за 2008 год инфляция составила 13,3%.
С конца 2008 г. уровень инфляции формируется под влиянием мирового финансово-экономического кризиса и связанных с ним негативных процессов в российской экономике. В I квартале 2009 г. наблюдались высокие темпы роста потребительских цен, обусловленные удорожанием потребительского импорта, вызванным девальвацией национальной валюты, снижением объемов предложения в российской экономике, ухудшением финансового положения российских организаций. Однако под влиянием рецессии и замедления роста в странах – торговых партнерах России, снижения инфляции в группе стран – экспортеров товаров в Россию, а также сокращения внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, постепенного исчерпания влияния девальвационного шока и укрепления рубля темпы роста цен стали замедляться и по итогам первого полугодия они были меньше, чем в соответствующий период 2008 года. [22]
Россия вышла на второе место в Европе по темпам инфляции с начала 2009 года. Годовая инфляция в РФ по данным на середину октября 2009 года составила 10,3%, а по итогам года Центральный Банк ожидает ее ниже 11%. Более низкие темпы роста цен, чем в прошлом году, вызваны падением потребительского спроса.
Снижение темпов роста кредитов нефинансовому сектору экономики и темпов роста денежной массы в течение продолжительного периода, а также ослабление девальвационного влияния на цены свидетельствует об уменьшении давления на динамику инфляции со стороны монетарной сферы. [22]
В августе 2009 г. потребительская инфляция – нулевая (0,4% – год назад) после ее повышения в июле до 0,6% (0,5%) из-за роста цен на плодоовощную продукцию (в июле прошлого года цены на овощи снижались). [25]
По состоянию на 14 сентября прирост потребительских цен, рассчитанный по ограниченному кругу товаров (преимущественно социально-значимых продуктов питания, среди которых значительную долю составляет сезонно дешевеющая плодоовощная продукция), нулевой.
Главной
целью единой государственной денежно-
На
основе анализированных данных составлена
гистограмма динамики инфляции в России
за период 2006-2009 гг. и ее прогноз на будущий
2010 год. (Рис. 2.1)
Рис. 2.1. Динамика уровня инфляции в России за период 2006-2009 гг.
и
ее прогноз на 2010 г.
Анализ
данных показывает, что с 2007 года началась
динамика увеличения уровня инфляции,
в 2008 году инфляция продолжала увеличиваться
и, в связи с экономическим кризисом,
достигла высокого уровня. Но в настоящее
время инфляция начинает снижаться и ее
прогноз на 2010 год является положительным.
2.2.
Характер динамики цен на
В первой главе отмечалось, что инфляция измеряется с помощью статистического показателя – индекса цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Он является показателем изменения стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисной периоде.
ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим инфляционные процессы в экономике страны и используется для решения многих вопросов государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра размеров денежных доходов и минимальных социальных гарантий населения, решения правовых споров, пересчета показателей системы национальных счетов в постоянные цены.
Согласно
информации Федеральной службы государственной
статистики, за 2006 г. потребительские цены
возросли на 9,0%, за 2007 г. потребительские
цены возросли на 11,9%, что на 2,9 процентного
пункта больше, чем за 2006 год, а за 2008 г.
потребительские цены возросли на 13,3%,
что на 1,4 процентного пункта больше, чем
за предыдущий год. (Рис. 2.2)
Рис. 2.2. Динамика цен на потребительские товары и услуги
(в
% к предыдущему месяцу)
Основной вклад в ускорение инфляции под конец каждого из анализируемых годов вносят регулируемые тарифы на услуги ЖКХ и услуги пассажирского транспорта. Темпы роста тарифов существенно превышают январские значения, наблюдавшиеся на протяжении последних нескольких лет, что негативно отразилось на динамике ИПЦ. Помимо ускоренного роста цен на услуги ЖКХ и пассажирского транспорта, наблюдалось увеличение темпов прироста цен на ряд продовольственных и непродовольственных товаров, которое носило очаговый характер.
В процессе инфляции при появлении на рынке дополнительных денежных ресурсов цены на товары повышаются по-разному и с неодинаковой скоростью. При образовании лишних денег сначала увеличиваются цены на товары первой необходимости, затем – на товары длительного пользования, особенно недвижимость. [11, 188]
Цены на продовольственные товары в целом в 2006 г. возросли на 8,7%.
Цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за 2006 г. повысились на 8,5%. При этом за I квартал прирост цен составил 3,9%, за II квартал – 0,6%, за III квартал – 2,0%, за IV квартал – 1,8%. Прирост цен на эту группу товаров в 2006 г. обеспечил, по оценкам Банка России, 3,3 процентного пункта, или 36,6% общего прироста цен на потребительском рынке.
За 2006 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 10,3%, что ниже, чем в среднем за 2001-2005 годы. По оценкам, вследствие роста цен на нее общий уровень инфляции повысился на 0,4 процентного пункта, или 4,6% общего прироста потребительских цен.
За 2006 г. непродовольственные товары подорожали на 6,0%. В I квартале цены на них возросли на 1,3%, во II квартале – на 1,0%, в III квартале – на 1,9%, в IV квартале – на 1,6%.
Цены и тарифы на платные услуги населению повысились за 2006 г. на 13,9%. За I, II, III и IV кварталы прирост цен на платные услуги составил 8,0%, 1,9%, 1,8% и 1,6% соответственно. Заметное замедление роста цен и тарифов на платные услуги населению, в том числе на административно регулируемые, сдерживало рост цен на потребительском рынке.
В 2007 году основной вклад в ускорение инфляции внесло заметное увеличение темпов удорожания продовольственных товаров без учета плодоовощной продукции. Цены на эти товары за 2007 г. повысились на 14,9%. Ускорение роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции пришлось на второе полугодие, когда заметно выросли цены на жиры, молоко и молочную продукцию, отражая рост внутреннего и мирового спроса на продукты питания в условиях ограниченных возможностей по наращиванию их производства.
За 2007 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 22,2%, что на 11,9 процентного пункта больше, чем за 2006 год. По оценкам, в 2007 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень потребительских цен повысился на 0,9 процентного пункта и составил 7,2% общего прироста потребительских цен.
Цены на продовольственные товары в целом за 2007 г. возросли на 15,6%.
Как и в предыдущие годы, цены на непродовольственные товары росли медленнее, чем на другие основные виды потребительских товаров и услуг. За 2007 г. непродовольственные товары подорожали на 6,5%.
За 2007 г. цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 13,3%.
Повышение базовой инфляции в 2008 году в значительной мере было связано с ускоренным ростом цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции, начавшимся во второй половине 2007 года. Так цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции за 2008 г. повысились на 17,5%.
За 2008 г. цены на плодоовощную продукцию увеличились на 7,7%, что на 14,5 процентного пункта меньше, чем за 2007 год. По оценкам, вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень потребительских цен повысился на 0,3 процентного пункта.
Цены на продовольственные товары в целом за 2008 г. возросли на 16,5%. В 2007 г. аналогичный показатель составил 15,6%.
В 2008 г. темп прироста цен на непродовольственные товары ускорился, составив 8,0% против 6,5% в 2007 году. Повышением цен на непродовольственные товары в 2008 г. были обусловлены, по оценке, 2,9 процентного пункта, или 21,6% уровня инфляции.
За 2008 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 15,9%. Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в 2008 г. на 3,5 процентного пункта превысило общий прирост цен на товары.
Изменение
прироста цен на различные группы товаров
представлено ниже. (Табл. 2.1)
Таблица 2.1
Инфляция на потребительском рынке (%)
Показатели | Рост (январь-декабрь 2006 года) | Рост (январь-декабрь 2007 года) | Рост (январь-декабрь 2008 года) | Прирост (замедление/
ускорение прироста) |
Цены на товары и услуги – всего | 9,0 | 11,9 | 13,3 | +4,3 |
В
том числе:
- на продовольственные товары - на продовольственные товары без плодоовощной продукции - на непродовольственные товары - на платные услуги населению |
8,7 8,5 6,0 13,9 |
15,6 14,9 6,5 13,3 |
16,5 17,5 8,0 15,9 |
+7,8 +9,0 +2,0 +2,0 |
Цены на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции | 7,8 |
11,0 |
13,6 |
5,8 |
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции