Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения вышеизложенной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «инфляция».
2. Изучить виды инфляции.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность инфляции, ее виды
1.2. Основы влияния инфляции на экономику
1.3. Направления влияния инфляции на развитие социальной сферы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИИ В РФ
2.1. Исследование влияния темпов инфляции на экономическое положение РФ
2.2. Характер динамики цен на потребительском рынке в условиях инфляции
2.3. Анализ и структура влияния инфляции на финансы населения РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сводная
динамика изменения индекса
Рис.
2.3. Динамика индексов потребительских
цен
За сентябрь-ноябрь 2006 года ежемесячные темпы инфляции на потребительском рынке были самыми низкими с 1998 года. В ноябре 2006 г. инфляция составила 0,6% (в октябре – 0,3%, сентябре – 0,1%).
На снижении темпов инфляции в этот период в основном сказался рост предложения товаров и конкуренции, прежде всего со стороны импорта по мере продолжающего укрепления курса рубля; рост спроса на деньги в реальном секторе по мере продолжающегося роста экономики и ее дедолларизации; снижение инфляционных ожиданий (что отразилось на росте сбережений и инвестиций).
За январь-ноябрь 2006 г. инфляция, замедлившись до 8,2%, была в 1,2 раза ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (10%). Базовая инфляция также замедлилась – с начала года прирост на 7,1% против 7,7% год назад.
После
значительного повышения
На снижении темпов роста цен в ноябре-декабре основное влияние оказали принятые Правительством Российской Федерации оперативные меры по сдерживанию цен на основные продукты питания.
Снижение инфляции, прежде всего, связано с более высокими, чем прогнозировалось ранее, спросовыми ограничениями, особенно со стороны населения. Так, усиливается падение товарооборота – в августе 2008 г. по отношению к августу 2007 года снижение на 9,8%, реальная начисленная заработная плата – снизилась на 5,6%, а с учетом задолженности по оплате труда, которая вдвое выше, чем год назад – еще больше. В связи с чем, в наибольшей степени ослабла базовая инфляция (БИПЦ), рассчитанная без учета влияния на динамику цен роста регулируемых государством тарифов на платные услуги населению и резких колебаний цен на плодоовощную продукцию и бензин.
В структуре инфляции за 2006 год замедлились темпы роста цен на продовольственные товары и услуги. Прирост цен на продовольственные товары в ноябре 2006 г. составил 0,8% (в ноябре 2005 г. – 0,9%) после нулевого прироста цен в октябре. На продовольственные товары без плодоовощной продукции прирост цен в ноябре составил 0,6% (также как и год назад), повысившись против предыдущего месяца (0,4%). Продолжали расти цены на большинство основных продуктов питания. С начала года прирост цен ниже, чем за одиннадцать месяцев прошлого года (7,6% и 8,4%, соответственно).
Вместе с тем с начала 2007 года
прирост цен на
В
2008 году в основном замедление темпов
роста цен произошло на рынке
продовольственных товаров. Существенным
образом на этот процесс оказало
воздействие товаропроводящие сети,
так как для ускорения денежного оборота
спроса усилились стимулы торговых организаций
по сдерживанию роста цен. Также сдерживанию
роста цен способствовало снижение мировых
цен на продовольствие, в связи с чем в
условиях начавшегося сжатия платежеспособного
спроса в ноябре снизились цены производителей
пищевых продуктов. В итоге темп роста
цен на продукты в ноябре уменьшился до
1,3%, тогда как в октябре он повысился
до 1,6%. (Рис.2.4)
Рис.
2.4. Рост цен на основные группы продовольственных
товаров
В ноябре 2006 года начался сезонный рост цен на плодоовощную продукцию – прирост на 2,7%, что ниже, чем в ноябре 2005 г. (4,5%). Цены на морковь, капусту, картофель, лук повысились на 1,9-5,5% (4,5-6,6%). Прирост цен на плодоовощную продукцию с начала года ниже, чем год назад (6,5% против 8,3%).
В последние месяцы 2006 года ускоренными темпами растут цены на хлеб и хлебобулочные изделия - в ноябре прирост на 1,2% (в октябре – на 1,3%), в октябре возобновился рост цен на муку (прирост на 0,5%, в ноябре – 0,6%) вслед за ростом цен на зерно нового урожая (цены на пшеницу в ноябре 2005 г. были на 29,3% выше, чем в ноябре 2005 года). С начала года цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 10,3% (год назад – на 2,6%).
С августа ускоренными темпами растут цены на яйца и куры, что связано с переключением спроса с более дорогих мясных продуктов из-за высоких цен на них (в ноябре куры в 1,7 раза дешевле говядины, год назад – в 1,3 раза), а также роста цен на корма (зерно).
В ноябре ускорились темпы роста цен на яйца – прирост на 6,5% (в октябре – 3,8%), в итоге за период август-ноябрь подорожание составило 23,4%, что в 1,6 раза выше, чем год назад (14,7%).
Цены на мясо в текущем году повышаются ежемесячно, однако динамика роста цен имеет затухающий характер. В ноябре прирост цен составил 0,3%, с начала года – 3,1%.
Сезонный рост цен на молоко и молочную продукцию (за сентябрь-ноябрь – прирост на 3,5%), масло сливочное (на 2,3%) в текущем году ниже аналогичных показателей прошлого года (5,5% и 4%, соответственно).
Цены на масло подсолнечное за одиннадцать месяцев 2006 г. снизились на 1,3% вследствие увеличения объемов производства в 1,2 раза.
На сахар за сентябрь-ноябрь цены снизились (в т.ч. в ноябре – на 5,9% против 4,3% год назад в связи с поступлением в производство сахарной свеклы и ростом производства сахара). Однако с начала года цены на сахар заметно выросли – на 17,2%.
В 2007 году на хлеб прирост цен за ноябрь-декабрь составил 0,7% после его подорожания за июнь-октябрь на 17,7%. Также сдерживающие влияние на цены на хлеб оказала стабилизация цен на зерно в последние полтора-два месяца после повышения цен на него с начала года в 1,5 раза, чему способствовало проведение товарных интервенций на рынке зерна с 29 октября и снижение цен на зерно на мировых рынках с октября.
На подсолнечное масло после повышения цен на 43,4% в сентябре-октябре, в ноябре они выросли еще на 2,3%. С 1 декабря были снижены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды растительных масел, что способствовало повышению насыщенности рынка и усилению конкуренции со стороны импорта. В результате за 17 дней декабря прирост цен замедлился до 0,5%.
На яйца в ноябре потребительские цены снизились на 0,5% после их повышения за сентябрь-октябрь на 28,3%. Вследствие сезонного сокращения предложения и значительного повышения цен сельхозпроизводителями (в ноябре – на 7,6%), в декабре (за 17 дней) потребительские цены повысились на 2,5%.
На
молоко в ноябре-декабре прирост
потребительских цен также
На товары, на которые не заключены соглашения о замораживании цен, темпы роста цен в последние два месяца также замедляются. Так, масло сливочное за три недели декабря подорожало на 1,7% (в ноябре – на 4,3%, а в сентябре-октябре на 17,5%); сыр – соответственно на 0,9% (4,8% и 27,9%). Сдерживающее влияние на цены оказало снижение с 17 октября 2007 г. ставок ввозных таможенных пошлин на молоко и молочную продукцию и сыры.
Вместе с тем высокими темпами растут цены на ряд товаров, для которых указанные выше продукты используются в качестве сырья: так, значительно подорожали жиросодержащие и молочные продукты – маргарин, майонез, мучные кондитерские изделия, творог, сметана и др. - в ноябре-декабре, также как и в октябре, цены на них растут на 2-5,5% в месяц.
Продолжающийся, несмотря на принимаемые меры, рост цен на продовольственные товары во многом связан со значительным повышением цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, цены сельхозпроизводителей в последние три месяца выросли: на молоко – на 44,6%, на яйца – на 33,4%, на овощи – на 40,9% (картофель в ноябре подорожал на 5,7%, хотя обычно цены начинают расти после нового года).
В конце текущего года отмечается значительный рост цен на плодоовощную продукцию. За октябрь-17 декабря 2007 г. она подорожала на 11,5% (что является самым высоким показателем за последние 5 лет) против прироста за указанный период в прошлом году всего на 1,1%. С начала года прирост цен на плодоовощную продукцию составил 20,4%, тогда как по итогам 2003-2005 гг. он не превышал 14,3%. В частности, картофель за январь-ноябрь подорожал на 21,2% (год назад – на 6,4%).
Повышенный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и плодоовощную продукцию является фактором повышения инфляции в последние месяцы года и в последующие месяцы следующего года.
В ноябре 2008 года прирост цен на продовольственные товары замедлился. Темп роста цен на продукты в ноябре с исключением плодоовощной продукции снизился до 1,3%, тогда как в сентябре – октябре он повысился до 1,5-1,8%. Также сдерживающее влияние оказал низкий для данного периода года рост цен на плодоовощную продукцию, составивший в ноябре 1,0% (обычно 2,5-5%), что обусловлено низкими издержками на реализацию в связи с теплой погодой.
Сдерживанию роста цен на продукты способствовало удешевлением импорта и отечественного сельхозсырья сырья, и снижение отпускных цен на ГСМ в связи с продолжающимся снижением мировых цен.
В ноябре наиболее существенно замедлились темпы роста цен на социально-значимые продукты – в среднем до 1,1% против 2,1% в октябре.
Замедление темпов роста цен наблюдалось почти и на все товары, входящие в данную группу: масло сливочное, молоко и молочные продукты, сыр, яйца. Также продолжалось снижение цен на масло подсолнечное, сахар. Основное влияние на замедление роста цен оказало сдерживание роста цен сетевыми компаниями, т.к. дешевые повседневные товары в крупных магазинах в основном служат «приманкой» для покупателей и не являются основным источником прибыли. На остальные продукты темпы роста цен замедлились в меньшей степени.
На
рынке непродовольственных
Рис.
2.5. Рост цен на основные непродовольственные
товары
В октябре-ноябре 2006 г. темпы прироста цен на непродовольственные товары (по 0,6% в месяц) несколько замедлились против августа и сентября (по 0,8%) за счет стабилизации цен на бензин автомобильный.
В ноябре продолжилось снижение цен на автомобильный бензин (на 0,6%) в связи со снижением сезонного спроса, а также предшествующим снижением цен на мировых рынках, и за два месяца составило 1% (год назад – прирост на 0,7%). С начала года прирост цен на автобензин составил 11,1% (год назад – 15,9%), что выше общего уровня инфляции за этот период.
Цены на остальные непродовольственные товары (без учета бензина) с октября повышаются на 0,7% ежемесячно. С октября повысились темпы роста цен на одежду и белье (в ноябре – прирост на 1%), обувь (на 1,1%) и были несколько выше, чем год назад.
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции