Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:28, контрольная работа
Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
Введение 2
1. Содержание и структура системы государственных финансов 3
2. Функции, и роль государства и государственных финансов в рыночной экономике 6
3. Анализ расходов федерального бюджета на судебную власть 12
Список литературы 15
Содержание
Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По
экономическому содержанию федеральный
бюджет представляет собой форму
образования и использования
Централизованного фонда
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
Структура государственных финансов включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, бюджеты местных (муниципальных) органов управления, государственные внебюджетные фонды и аналогичные фонды субъектов федерации. Организация государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления, и, прежде всего, с уровнями управления. В федеративных государствах это трехуровневая система. Она включает центральное (федеральное) правительство, региональный уровень (правительства областей, краев, республик, штатов, земель и т.д.) и местный (муниципальный) уровень. В унитарных (единых) государствах существует два уровня управления — центральный (государственный) и местный. Масштабы полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок их формирования и использования. В зависимости от конституции основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти или на уровне регионов.
Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.
В планово-распределительной системе государство является собственником и управляет финансовыми ресурсами всех субъектов хозяйствования страны. В рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть их ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.
Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровне, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды.
В федеральный бюджет России включен также ряд целевых бюджетных фондов, которые, как и государственные внебюджетные фонды, являются самостоятельными составными частями государственных финансов. И те, и другие должны формироваться в полном объеме своих доходов и расходов, включая перетоки средств между ними и бюджетами всех уровней. Соответственно в процессе консолидации данных по государственным финансам в целом должны объединяться доходы, расходы и другие составные части, относящиеся не только к федеральному бюджету и бюджетам субъектов федерации, но и к внебюджетным фондам всех уровней. При консолидации данных по государственным финансам в целом все взаимные передачи средств исключаются.
Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы, наряду с инвестиционным и потребительским спросом, являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика, под которой понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства. По отношению к фискальной политике общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и соответственно к росту выпуска продукции и занятости.
Особенности государственных финансов проявляются прежде всего в их формировании. Как известно, на 80—90% источниками здесь служат налоговые поступления и на 10—20% — неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Другой особенностью является создание централизованных фондов, а также системы муниципальных фондов финансовых ресурсов. Своеобразна сама практика использования государственных финансов. Они расходуются на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Значительная специфика имеется в их применении при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем
Сущность государственных финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования.
В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Более того, имеет место распределение национального дохода среди участников материального производства на зарплату рабочих, служащих, занятых в сфере материального производства и на доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Перераспределительная функция государственных финансов связана с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода осуществляется между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.
Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов через оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. При этом роль государственных финансов заключается прежде всего в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, становятся фактором поддержания экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, реформирования структуры экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство способствует повышению спроса на рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального и других бюджетов осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ и т. п.
Противоречивое воздействие на экономику оказывают военные расходы. Они дают заметный толчок развитию промышленности на первом этапе роста военных заказов. Но в то же время длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, к изменению структуры производств и другим негативным последствиям.
В
настоящее время
Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и др. происходит влияние государства на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.
В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место должны занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.
Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в конкретной инновационно-инвестиционной деятельности, в сокращении затрат, повышении их эффективности, в ускорении экономического роста на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ. Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта является поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ). Особое значение приобретает стимулирование создания ФПГ. Стране нужны 150—200 крупных финансово-промышленных групп, способных обеспечить структурные сдвиги, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках. При организации ФПГ целесообразно поощрять взаимодействие и умножение возможностей, связанных с интеграцией экономического и финансового потенциала крупных производственных и финансовых структур, включая представителей Содружества независимых государств.
Государственная поддержка предпринимательства должна включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, гак и участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование им рынка труда, предоставление выгодных госзаказов.
Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется прежде всего в федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и муниципальных образований, а также через бюджетные и внебюджетные фонды. Правда, в последние годы восприятие данной функции частью общества, включая государственных деятелей, представителей государственных органов различных уровней иерархии было, мягко говоря, не самым позитивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание такими слоями общества полезности и объективной необходимости плановой (прогнозной) функции государственных финансов, повышения ее роли и значения.
Информация о работе Содержание и структура системы государственных финансов