Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – изучение темы Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций;
2. Выявить основную проблему Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций;
4. Провести Обозначить тенденции развития тематики Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………7
1.1понятие некоммерческой организаций и их особенности…………......7
1.2 организационно-правовые формы ……………………………………...9
1.3принципы и структура формирования финансов ..................................15
2.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ………………………………………………….......18
2.1источники формирования финансовых ресурсов……………………...18
2.2расходы и доходы некоммерческих организаций…………………......22
2.3финансовые риски …………………………………………………........29
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………33
3.1финансовый план………………………………………………………....33
3.2финансовый контроль………………………………………………….…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.
К рыночным некоммерческим организациям относятся:
-некоммерческие организации, занятые рыночным производством;
-некоммерческие
организации, обслуживающие
К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.
Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.
Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испыта-тельные лаборатории и т.п.
Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:
-некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;
-некоммерческие
организации, представляющие
Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.
Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.
Финансовое
обеспечение устойчивого
Так как риски - форма проявления неблагоприятных факторов, влияющих на деятельность субъекта предпринимательской деятельности, при анализе рисков некоммерческих организаций необходимо определять факторы, и условия, которые могут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данного типа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, - это внешние и внутренние факторы. 16, И те и другие могут образовывать и разные подгруппы, связанные с разными аспектами деятельности некоммерческой организации.
Условия
же успешного функционирования таких
организаций на разных уровнях экономики
можно свести к следующим.
На макроуровне это - наличие потребности общества в деятельности межоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивость финансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правового регулирования статуса некоммерческой организации.
На микроуровне к таким условиям относятся: наличие документов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации, финансовых ресурсов для организации ее деятельности, материально-технической базы, управленческого персонала и методики финансового планирования этой деятельности.
В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она может быть ликвидирована по течению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет существенные потери (из-за невозможности получить дополнительные финансовые ресурсы от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.
Другие рыночные риски, имеющих финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Риск в этом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или утрачена и рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступления форс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций.
Деятельность некоммерческих организаций характеризуется высоким уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешних источников финансирования.
Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятность финансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски некоммерческих организаций - это вероятность недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности. Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков, статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и при достаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудность заключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.
Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, 17, позволяющий оценить уровень риска как для отдельных проектов и направлений деятельности, так и для всей организации в целом. Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски некоммерческая организация в состоянии учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при диверсификации своей деятельности.
Система управления финансовыми рисками может быть встроена в систему финансового, менеджмента либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При этом создание системы управления финансовыми рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность управления финансовыми рисками18.
3. Пути совершенствования управления финансами некоммерческих организаций
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий -и субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации. При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами19.
Порядок
внесения изменений в финансовые
планы некоммерческих организаций
иных организационно-правовых форм определяется
ими самостоятельно на основе анализа
исполнения финансовых планов и не регулируется
законодательством. Эти изменения вносятся
высшим органом управления некоммерческой
организации, утвердившим финансовый
план.
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного управления и осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Он призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов. Эту функцию управления государство делегирует органам государственного финансового контроля, деятельность которых, как и любого органа власти, определяется законами, нормативными правовыми актами и другими документами (письмами, увязаниями, аналитическими записками и т.д.).
Согласно ст. 266 БК РФ финансовый контроль20,, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Форма
и порядок осуществления
Общие положения:
Приказ
Минфина России от 25.12.2008 N 146н "Об
обеспечении деятельности по осуществлению
государственного финансового контроля"
(далее - Положение о финансовом контроле)
издан с целью нормативного и методического
обеспечения деятельности по осуществлению
государственного (муниципального) финансового
контроля федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ и исполнительно-
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные контролирующие органы, объектами - органы государственной власти, организации, физические лица. Предмет "государственного финансового контроля - финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.