Состав и структура федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджета государства с помощью следующих задач: раскрытие общей сущности и роли бюджета государства, изучение состава и структуры федерального бюджета, ознакомление с бюджетным дефицитом.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства ............ 4
2. Состав и структура федерального бюджета .................................................. 6
2.1. Состав и структура расходов федерального бюджета ............................... 6
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета ................................ 8
3. Бюджетный дефицит ........................................................................................ 12
Заключение ............................................................................................................ 16
Список использованной литературы ..................................................................

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение ................................................................................................................

3

1. Социально-экономическая  сущность и роль бюджета государства ............

4

2. Состав  и структура федерального бюджета ..................................................

6

2.1. Состав и структура расходов  федерального бюджета ...............................

6

2.2. Состав и структура доходов  федерального бюджета ................................

8

3. Бюджетный  дефицит ........................................................................................

12

Заключение ............................................................................................................

16

Список  использованной литературы ..................................................................

17

 

        Введение

      Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функцией.

      Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория - финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.

      Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

      Целью данной работы является рассмотрение бюджета государства с помощью  следующих задач: раскрытие общей сущности и роли бюджета государства, изучение состава и структуры федерального бюджета, ознакомление с бюджетным дефицитом.

         
 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государст

ва

      Государственный бюджет [6. C. 221] - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.

      Бюджет  утверждается законодательным органом власти - Парламентом.

      Республиканский бюджет РФ (или федеральный бюджет России) является ведущим звеном бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается Федеральным Европейским собранием РФ как закон.

      Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и  частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. 

      Внешними  источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных  финансовых организаций в том  числе Международного валютного  фонда (МВФ).

      Основные  задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета [2. C. 138]:

  • увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;
  • продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

      В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим  образом:

  • удержать экономику от спада производства;
  • обеспечить финансовую стабилизацию;
  • стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;
  • сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
  • укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
  • создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
  • усиление контроля за величиной государственного долга.

 

    2. Состав и структура  федерального бюджета

    2.1. Состав и структура расходов федерального бюджета

      Классификация расходов федерального бюджета РФ [1. C. 94] приведена на Рис.1

 Рис.1 - Расходы федерального бюджета РФ 

      Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.

      Все расходы бюджета состоят из текущих  расходов и затрат капитального характера.

      Текущие расходы включают закупки товаров  и услуг, оплату труда государственных  служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

      Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

      В условиях рынка резко сокращаются  бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

      Осуществление расходов бюджета производится путем  бюджетного финансирования, основными  принципами которого являются:

  • достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований;
  • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований.

      В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

  • сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;
  • снижение расходов на содержание госаппарата;
  • продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;
  • снижение дотаций отдельным отраслям;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

 

    2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета

      Основной  источник доходов - это налоги.

      Налоги - это обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие государству  в установленных законом размерах и в установленные сроки.

      Налоги  выполняют две основные функции:

      - фискальную;

      - регулирующую.

      Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации  средств в бюджетную систему.

      Регулирующая - связана с вмешательством государства  через налоговую систему в  процесс воспроизводства.

      Основные  элементы налога [1. C. 149] представлены на Рис.2.  

Рис.2 - Основные элементы налога  

     Субъект налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;

     Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);

     Источник  налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);

     Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).

     Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.

     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.

     Налогооблагаемая  база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот

     Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субъектом.

     Совокупность  налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую  систему.

     Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги  предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).

     Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в  ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).

     Налог на добавочную стоимость (НДС) - это  форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.

     Акцизы  также взимаются в ценах товаров  и услуг. Объектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)

     Таможенные  пошлины - это налоги, взимаемые при  импорте и экспорте товаров.

     Используются  следующие ставки таможенных пошлин:

  • адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;
  • специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
  • комбинированные  - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

     Действующая в РФ система налогообложения  включает налоги следующих видов:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
  • местные налоги.

     Основные  федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  с физических лиц и др.

     Из  этих налогов полностью в федеральный  бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

     НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые  в виде процентных отчислений поступают  также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Информация о работе Состав и структура федерального бюджета