Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджета государства с помощью следующих задач: раскрытие общей сущности и роли бюджета государства, изучение состава и структуры федерального бюджета, ознакомление с бюджетным дефицитом.
Введение ................................................................................................................ 3
1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства ............ 4
2. Состав и структура федерального бюджета .................................................. 6
2.1. Состав и структура расходов федерального бюджета ............................... 6
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета ................................ 8
3. Бюджетный дефицит ........................................................................................ 12
Заключение ............................................................................................................ 16
Список использованной литературы ..................................................................
Введение
.............................. |
3 |
1. Социально-экономическая
сущность и роль бюджета |
4 |
2. Состав
и структура федерального |
6 |
2.1.
Состав и структура расходов
федерального бюджета .............................. |
6 |
2.2.
Состав и структура доходов
федерального бюджета .............................. |
8 |
3. Бюджетный
дефицит .............................. |
12 |
Заключение
.............................. |
16 |
Список
использованной литературы .............................. |
17 |
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функцией.
Как экономической категории бюджету присущи признаки, свойственные всем понятиям, которые объединяет более общая категория - финансы. Однако бюджетные отношения обладают специфическими чертами, которыми являются объект бюджетного перераспределения, специфика общественного предназначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.
Целью данной работы является рассмотрение бюджета государства с помощью следующих задач: раскрытие общей сущности и роли бюджета государства, изучение состава и структуры федерального бюджета, ознакомление с бюджетным дефицитом.
Государственный бюджет [6. C. 221] - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.
Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом.
Республиканский
бюджет РФ (или федеральный бюджет
России) является ведущим звеном бюджетной
системы. Он выражает экономические
денежные отношения, опосредствующие
процесс образования и
Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты международных финансовых организаций в том числе Международного валютного фонда (МВФ).
Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета [2. C. 138]:
В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:
Классификация расходов федерального бюджета РФ [1. C. 94] приведена на Рис.1
Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги
- это обязательные платежи юридических
и физических лиц, поступающие государству
в установленных законом
Налоги выполняют две основные функции:
- фискальную;
- регулирующую.
Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.
Основные
элементы налога [1. C. 149] представлены на
Рис.2.
Рис.2 - Основные
элементы налога
Субъект налога - юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;
Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);
Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);
Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по земельному налогу).
Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. При регрессивных ставках процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. (Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров всегда регрессивные). При пропорциональных ставках ставка остается неизменной при изменении дохода. При прогрессивных ставках процент повышается при возрастании дохода.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим доходом.
Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется путем вычета из валового дохода разрешенных законом налоговых льгот
Налоговый оклад - сумма налогов, уплачиваемых субъектом.
Совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов представляют налоговую систему.
Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).
Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).
Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.
Акцизы
также взимаются в ценах
Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.
Используются следующие ставки таможенных пошлин:
Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:
Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.
Из
этих налогов полностью в
НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.