Состав и структура федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 00:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджета государства с помощью следующих задач: раскрытие общей сущности и роли бюджета государства, изучение состава и структуры федерального бюджета, ознакомление с бюджетным дефицитом.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3
1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства ............ 4
2. Состав и структура федерального бюджета .................................................. 6
2.1. Состав и структура расходов федерального бюджета ............................... 6
2.2. Состав и структура доходов федерального бюджета ................................ 8
3. Бюджетный дефицит ........................................................................................ 12
Заключение ............................................................................................................ 16
Список использованной литературы ..................................................................

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

     Основное  место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.

     Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог  на прибыль с предприятий и  организаций. Он взимается со всех юридических  лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

     К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • доходы от приватизации;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы целевых бюджетных фондов ( Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

     Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

 

       3. Бюджетный дефицит

      Практическое  использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

      В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд. руб., или 2,5 % ВВП [4. C. 311].

      Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности:

      - кризисные явления в экономике;

      - неспособность правительства держать  под контролем финансовую ситуацию  в стране;

      - чрезвычайные обстоятельства (войны,  крупные стихийные бедствия);

      - милитаризация экономики в мирное время;

      - осуществление крупных централизованных  вложений в развитие производства  и изменение его структуры;

      - чрезмерное увеличение темпов  роста социальных расходов по  сравнению с темпами роста  валового внутреннего продукта.

      По  поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

      - бюджетный дефицит не является  деструктивным фактором;

      - для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

      - дефицит бюджета означает увеличение  доходов хозяйствующих субъектов  и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

      Экономисты, придерживающиеся противоположной  позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

      - хронические дефицита неизбежно  потребуют более высоких налогов  в будущем, что равнозначно  переложению текущего экономического  бремени на будущие поколения;

      - для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

      - повышение процентных ставок  по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

      До  недавнего времени ежегодно балансируемый  бюджет считался одной из главных  целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих стабилизационную направленность.

      Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь  соответствия между доходами и расходами  бюджета (на протяжении экономического цикла) и осуществлять антициклическое  воздействие на рыночные процессы. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

      Еще одна концепция связана с так  называемой идеей функциональных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как ycтойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом.

      Теория  дефицитного финансирования требует  сосредоточения дефицита в бюджете  развития. В этом случае рост дефицитного; финансирования способен привести к  инвестиционному и инновационному росту. Данная теоретическая посылка учтена при раз работке Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

      Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный  документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения  и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

      Составление и контроль за исполнением бюджета  как финансового документа государства  находятся в сфере исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно в данном контексте  бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства.

      Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность  выполнения, ими своих функций, включая  воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

      Бюджет  является инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики  для проведения внутренней и внешней  государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

      Аккумуляция средств в бюджете позволяет  государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку  семей с низкими доходами, решение  жилищной проблемы.

      Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

      Доходы  бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

      Расходы бюджета представляют экономические  отношения, которые возникают между  государством с одной стороны  и предприятиями, организациями  и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. 

       Заключение

      По  своему материальному содержанию бюджет - это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли - регулятор  производства и потребления в обществе, по социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

      Бюджет  выступает в качестве экономической  категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения  ВВП в целях образования и  использования централизованного  денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономиче6ской и социальной политики.

     С помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социально-экономического развития страны. Кроме того, отражая экономические процессы структурных звеньев экономики, бюджет дает четкую картину поступления в распоряжение государства финансовых ресурсов от различных субъектов хозяйствования и показывает степень соответствия централизованных ресурсов государства его потребностям.

      В данной работе мы рассмотрели бюджет государства и выполнили поставленные задачи: раскрыли общую сущность и роль бюджета государства, изучили состав и структуру федерального бюджета, ознакомились с бюджетным дефицитом. 

 

      Список использованной литературы

  1. Бабич, A. M. Финансы [Текст] : учебник для вузов / А. М. Бабич, - М. : Гардарики, 2005. - 321 с.
  1. Иванов, А. С Бюджетный процесс в РФ [Текст] : учеб. пособие / А. С. Иванов, - М. : Перспектива, 2008. - 213 с.
  1.  Перекрестова, Л.В. Финансы и кредит [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб заведений / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, С.П. Сазонов, - М. : Академия, 2008. - 287 с.
  1. Романовский, М. В. Бюджетная система РФ [Текст] : учебник для вузов / М. В. Романовский, О.В. Врублевская, - М. : Юрайт, 2009. - 401 с.
  1. Сенчагов, В. К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] : учебник для вузов / В. К. Сенчагов, А.И. Архипов, - М. : Проспект, 2005. - 367 с.
  1. Финансы и  кредит [Текст] : учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой, - М. : Юрайт-Издат, 2008. - 442 с.

Информация о работе Состав и структура федерального бюджета