Составные части финансовой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение финансовой политики государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику; рассмотреть различные классификации типов финансовой политики; рассмотреть направления финансовой политики России на 2010-2011 гг.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы. 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Составные части финансовой политики. 6
1.3. Виды и условия эффективности финансовой политики. 7
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России. 9
2.1. Налоговая политика России. 10
2.2. Бюджетная политика России. 12
2.3 Денежно-кредитная политика России. 13
2.4. Таможенная политика РФ. 17
2.5. Инвестиционная политика РФ. 18
Заключение. 23
Список используемой литературы: 24

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

     Финансовая  политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованной концепции развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей. Также субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, партии, профсоюзы и другие социальные общности.

     В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов. Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей, например, бюджет страны, принимаемый на очередной год. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, отечественный и зарубежный опыт финансового строительства, а также историю развития финансов.

     Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

     Актуальность темы данной контрольной работы заключается в том, что в настоящее время экономическое и социальное развитие общества, на которое воздействует государство через финансовую политику, особенно важно.

     Предмет изучения данной контрольной работы - составные части финансовой политики РФ, ее типы, основные направления и цели, а также их реализация.

     Целью контрольной работы является изучение финансовой политики государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику; рассмотреть различные классификации типов финансовой политики; рассмотреть направления финансовой политики России на 2010-2011 гг.

     В первой главе раскрыты теоретические  основы финансовой политики: приведено определение финансовой политики, ее содержание, определение ее функций, рассматривается классификация типов финансовой политики.

     Во  второй главе представлены современные направления финансовой политики и тенденции ее осуществления в России.

     При написании курсовой работы использовался  материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы.

1.1 Сущность и задачи  финансовой политики

Политическая  деятельность государства проявляется  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика». Так, ряд авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций»1 Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.

Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Например, до недавнего времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны.

Другой  пример - из области взаимоотношений  государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из изложенного  выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов  финансовой системы, а не только органов  государственной власти.

Другие  авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики» 2

Данное  определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает  механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она  «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» .

Итак, государственную  финансовую политику будем рассматривать  как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Цель  финансовой политики проявляется в  выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических  вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.

Задачами  финансовой политики являются:

• создание условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального с точки зрения государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

• выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

1.2. Составные части  финансовой политики.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

- источников  формирования доходов государственного  бюджета;

- структуры  расходной части бюджета;

- сумм  расходов, распределяемых между  бюджетами разных уровней;

- доли  федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

- задач  управления государственным долгом;

- дефицита  или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность:

- налоговая  политика, которая направлена на  формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

- таможенная  политика, которая представляет  собой специфическую область  налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.

- инвестиционная  политика;

- политика  управления государственным долгом;

- политика  бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность  приобретают:

- денежная  политика - обеспечение устойчивости  денежного обращения (через управление  эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;

- кредитная  политика - обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);

- финансовая  политика на рынке ценных бумаг  - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);

Информация о работе Составные части финансовой политики Российской Федерации