Составные части финансовой политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение финансовой политики государства и ее реализация на современном этапе. Исходя из цели курсовой задачами работы являются: определить понятие финансовой политики; ее функции; отдельно рассмотреть составляющие финансовой политики: бюджетную, денежно-кредитную, налоговую и таможенную политику; рассмотреть различные классификации типов финансовой политики; рассмотреть направления финансовой политики России на 2010-2011 гг.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы. 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Составные части финансовой политики. 6
1.3. Виды и условия эффективности финансовой политики. 7
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России. 9
2.1. Налоговая политика России. 10
2.2. Бюджетная политика России. 12
2.3 Денежно-кредитная политика России. 13
2.4. Таможенная политика РФ. 17
2.5. Инвестиционная политика РФ. 18
Заключение. 23
Список используемой литературы: 24

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

Рис. 2. Структура  поступлений администрируемых ФНС  России доходов в федеральный  бюджет по видам налогов в январе 2010г. (в %) 

Поступления налога на прибыль организаций в  январе 2010 года составили 6,1 млрд. рублей и снизились в 3,9 раза по сравнению  с январем 2009 года. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе 2010 года составили 17,2 млрд. рублей – на 26% меньше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе 2010 года поступило 176,6 млрд. рублей – на 16% больше, чем в январе 2009 года. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе 2010 года поступило 2,8 млрд. рублей – на 37% больше, чем в январе 2009 года. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе 2010 года составили 14,8 млрд. рублей – в 2,3 раза больше, чем в январе 2009 года, что связано с переходом на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля). Налога на добычу полезных ископаемых в январе 2010 года поступило 110,2 млрд. рублей – в 2 раза больше, чем в январе 2009 года, что обусловлено повышением цены на нефть (с 38,5$ в декабре 2008 года до 73,5$ в декабре 2009 года, или в 1,9 раза), в том числе налога на добычу нефти – 100,2 млрд. рублей (в 2,2 раза больше).

2.2. Бюджетная политика  России.

Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов  бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ: принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.4

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В документе  «Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» отмечается, что экономика РФ в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

   После серьёзного снижения ВВП  России на 7,9% в 2009 г. в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 г. составят 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013 г.–16,1% к ВВП, расходы в - 20,9%, 19,6% и 19% к ВВП соответственно. Расходы бюджета прогнозируются в 2011 г. на уровне 20,9% к ВВП, в 2012 г. – 19,6%, в 2013 – 19%.

   Цены на нефть ожидаются в  2011 г. на уровне 75 долл. за баррель  и в последующие два года  – 78 и 79 долл. за баррель. 

   Инфляция в 2011 г. прогнозируется  на уровне 5,5-6,5%, в 2012 – 5-6%, в 2013 – 4,5- 5,5%

   Рост реальной заработной платы  населения в 2011 г.   составит 2,4%, в 2012 – также 2,4%, а в 2013 – 3,1%. При этом реально располагаемые доходы населения вырастут на 2,7%, 3% и 4,2% соответственно.

   Пенсии после резкого повышения в 2010 г. (на 44,9%) в 2011 г. вырастут всего на 9,4%, а в последующие два года – на 7,2% и 7,1%.

   Уровень безработицы по отношению  к экономически активному населению  в будущем году составит 8,1% (8,2% - в 2010 г.), 7,7% в 2012 г. и 6,9% в 2013 г.

   Кроме того, в документе отмечается, что, по оценке Минэкономразвития  России, темпы прироста банковских  кредитов предприятиям ожидаются  на уровне 13-15% в 2010 г. и более  25% в 2013 году. Вместе с тем за  первое полугодие 2010 г. прирост  кредитования предприятий составил около 2%.5

2.3 Денежно-кредитная  политика России.

Основы  и принципы  денежно-кредитной  политики должны содержать и обеспечивать:

- низкую  инфляцию (ниже 3%);

- эффективное  функционирование финансовой системы;

- эффективное  функционирование финансовых рынков, включая кредитный, фондовый и страховой рынки;

- достижение  оптимального соотношения денежной  массы и ВВП;

- регулирование  ставки рефинансирования  ЦБ и  процентных ссудных ставок  с  целью поддержания стабильного роста ВВП;

- стабильный  курс национальной валюты и  выполнение ею всех функций  денег;

- достижение  ее полной конвертируемости;

- приоритетное  развитие безналичной формы расчетов;

- совершенствование  платежной системы.

Денежно-кредитная  политика обладает быстротой и гибкостью. А поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

Отрицательные моменты денежно – кредитной  политики заключаются в том, что  она оказывает лишь косвенное  влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно не может на прямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.

С помощью  денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. (см. рис. 3)

Рис 1.1 Цели денежно – кредитной политики. 

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Денежно-кредитная  политика допускает колебания и  денежной массы в обращении и  ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

Рис. 4. Методы денежно – кредитной политики 

Таблица №1. Анализ денежно – кредитного регулирования 2008 – 2009 год

  2008г. (руб) 2009г. (руб.)
Чистые  требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932
Обязательства перед федеральными органами государственного управлени 3 178 368 7 552 646
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786

Из таблицы  №1, следует, что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.

Рис. 5. Анализ денежно – кредитного регулирования 2008 год. 

Рис. 6. Анализ денежно – кредитного регулирования 2009 год 

Таблица 2. Объемы операций кредитования Банка России

Месяц 

/год   

Объем предоставленных внутридневных кредитов Объем предоставленных кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов  Объем предоставленных других кредитов
  т.р. % т.р. % т.р. % т.р. %
Итого за 2008 год 17 324 352,8 95 23 0236,1 1,3 2126777 2,5 445526 2,5
Итого за 2009 год 22 832 687,5 88 31 1423,6 1,2 308848,5 1,1 2419364 9,4
Итого за год (с января по ноябрь) 17509291,4 97 149667,1 0,8 52 845,4 0,3 317751 1,8
Сумма 57657331,7 93 69 1326,8 1,1 57 4371,5 0,9 3182642 5

Из таблицы  2 следует, что объем предоставленных внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годы уменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%, объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объем предоставленных других кредитов увеличилась на 12%.

Информация о работе Составные части финансовой политики Российской Федерации